Виды и формы проявления стресса




Факторы внешней среды как стрессоры

 

 

Реферат выполнила:

студентка группы ЛД 15-07

Пучкина А.И.

Научный руководитель: Самоделкин Е.И.

 

Пермь 2017

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3

1. Классификация стрессоров………………………………………...4

2. Типы стрессоров……………………………………………………4

2.1 Страх…………………………………………………………….4

2.2 Голод…………………………………………………………… 6

2.3 Жажда…………………………………………………………... 7

2.4 Боль……………………………………………………………....7

3. Виды и формы проявления стресса………………………………..8

4. Особенности профессиональных стрессов……………………….11

5. Заключение………………………………………………………… 14

6. Список литературы…………………………………………………15

 

 

Введение

Стрессор (от англ. stress — давление, нажим, напор, гнёт, нагрузка, напряжение; синонимы: стресс-фактор, стресс-ситуация) — фактор, вызывающий состояние стресса. Неспецифический раздражитель или же воздействие, вызывающее стресс.

Естественная реакция организма на действие различных естественных и патогенных стрессорных факторов (стрессоров) — стресс. Автор учения о стрессе Г. Селье писал: «Стресс есть жизнь, и жизнь есть стресс. Вне стресса жизнь практически невозможна».

В то же время непременное условие свободной и независимой жизни, по Клоду Бернару, — постоянство внутренней среды, а по В. Кеннону — способность организма поддерживать это постоянство (гомеостазис, гомеостаз, гомеокинез, то есть динамическое постоянство). С учётом такого взгляда на жизнь, стресс — состояние временно нарушенного гомеостаза, а стрессоры — различные факторы, способные вызывать нарушение гомеостаза организма. Стрессоры — любые новые, достаточно информативные, особенно личностно значимые, и различные по интенсивности, длительности и природе (качеству) раздражители, способные вызвать нарушения гомеостаза организма разной степени выраженности.

 


 

Классификация стрессоров

Стрессоры бывают:

· Физиологические - чрезмерная боль, сильный шум, воздействие экстремальных температур, прием ряда лекарственных препаратов, например, кофеина или амфетаминов,

· Психологические - информационная перегрузка, соревнование, угроза социальному статусу, самооценке, ближайшему окружению и др.,

· Внешние (экзогенными),

· Внутренние (эндогенные, т.е. формирующиеся в самом организме),

· физические,

· химические,

· биологические,

· информационные,

· психогенные,

· эмоциогенные.

Их главная характеристика — абсолютность (интенсивность) воздействия. Таким образом, стрессогенность этих факторов определяется количественной характеристикой и степенью нарушения гомеостаза организма.

Типы стрессоров

Страх

Страх — внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием. С точки зрения психологии считается отрицательно окрашенным эмоциональным процессом.

Может быть страх

· При общении;

· Фобиях (боязнь темноты, насекомых, замкнутых пространств и т.д.);

· При ощущениях надвигающейся угрозы;

· После произошедшего негативного события;

· Потери близких;

· Насильственной смерти и т.д.

Два нейронных пути страха

Развитие чувства страха определяется двумя нейронными путями, которые, в идеале, функционируют одновременно. Первый из них, ответственный за развитие основных эмоций, реагирует быстро и сопровождается большим количеством ошибок. Второй реагирует медленнее, но более точно[20].

Быстрый путь

Первый путь позволяет нам быстро ответить на признаки опасности, но часто срабатывает как ложная тревога. Второй путь позволяет нам более точно оценить ситуацию и ответить на опасность точнее. В этом случае чувство страха, инициированное первым путём, блокируется функционированием второго пути, который оценивает определённые признаки опасности как нереальные.

При первом пути (низком, коротком, подкорковом) эмоциональный стимул, отражаясь в чувствительных ядрах зрительного бугра, замыкается на амигдалярных ядрах зрительного бугра, вызывая эмоциональный ответ.

Длинный путь

При втором пути (высоком, длинном, корковом) эмоциональный стимул, отражаясь в чувствительных ядрах зрительного бугра, восходит в сенсорные отделы коры головного мозга и уже из них направляется в ядра амигдалярного (миндалевидного) комплекса, формируя эмоциональный ответ.

При фобиях второй путь функционирует неадекватно, что приводит к развитию чувства страха на стимулы, не несущие опасности.

Голод

Го́лод — ощущение потребности в приёме пищи.

Голодом и насыщением заведует гипоталамус. Среди его подкорковых ядер находится особый пищевой центр. Большая заслуга в установлении этого факта принадлежит нобелевскому лауреату в области физиологии Ивану Петровичу Павлову. Задача пищевого центра — формирование пищевого поведения, то есть заботы о постоянной сытости. Пищевой центр состоит из двух отделов: первый отвечает за чувство голода, а второй — за чувство насыщения. До мозга сведения о голоде и насыщении доходят двумя способами — через нервы, идущие от желудка и кишечника, и через вещества, содержащиеся в крови. Для доказательства этого было проведено два эксперимента. Нервы отвечают за объём и вес: учёные раздули в желудке у голодного животного резиновый баллон и таким способом подавили у того чувство голода. Но лишь на короткое время, так как пища, помимо того, что заполняет желудок и кишечник, ещё расщепляется и всасывается из желудочно-кишечного тракта в кровь. Значит, у сытого человека продуктов пищеварения в крови больше, чем у голодного. Пищевой центр отслеживает эти изменения состава крови, причём не по одному, а по нескольким веществам (глюкозе, аминокислотам, продуктам распада жиров), чтобы избежать ошибки. Чтобы доказать это, был проведён другой опыт. Учёные перелили давно не евшему псу кровь его сытого собрата, в результате голодная собака потеряла всякий интерес к еде. Чувство голода исчезает во время физической нагрузки, при волнении и опасности организм притупляет эти чувства, так как они мешают трезво оценить ситуацию.

Жажда

Настоящая жажда есть, следовательно, общий сигнал, даваемый сознанию всеми тканями и органами тела о недостатке в них воды. Доводят ли они это своё состояние до головного мозга по нервным соединительным путям или же через сгущающуюся при этом кровь, действующую в таком виде как возбудитель определённых центров ощущения жажды, об этом трудно сказать что-либо определённое. Физиологи склонны признавать существование специального центра жажды, возбуждаемого преимущественно сгущающейся при обеднении тела водой кровью. О локализации центра жажды в продолговатом мозгу говорит, по-видимому, тот факт, что некоторые ушибы продолговатого мозга влекут за собой сильную жажду без всякого видимого высыхания глотки, без обеднения тела водой, и это усиление жажды, или, как его называют, полидипсия, исключительно обязано центральному возбуждению, вызванному механическим путём (Нотнагель). Когда жажда утоляется, активизируются другие области мозга, причем в гораздо большем количестве, которые сигнализируют о том, что организм уже не нуждается в поступлении воды.

Боль

Душевная боль — это специфическое психическое переживание, не связанное с органическими или функциональными расстройствами. Зачастую сопутствует депрессии, душевному расстройству. Чаще продолжительна и связана с потерей близкого человека.

Субъективное понимание душевной боли как таковой было подвергнуто сомнению в исследовании американских нейроучёных. С использованием функциональной МРТ были получены снимки, согласно которым нейрофизиологически душевная боль (боль от сепарации из социума) проявляется точно так же, как боль физического характера (от воздействия раздражителей на ноцицепторы, хеморецепторы, механорецепторы). Душевная боль проявлялась активацией лимбической системы — нейронов в передний части поясной извилины (pars anterior Gyrus cinguli).

Несмотря на свою неприятность, боль является одним из главных компонентов защитной системы организма. Это важнейший сигнал о повреждении ткани и развитии патологического процесса, постоянно действующий регулятор гомеостатических реакций, включая их высшие поведенческие формы. Однако это не означает, что боль имеет только защитные свойства. При определённых условиях, сыграв свою информационную роль, боль сама становится частью патологического процесса, нередко более опасного, чем вызвавшее её повреждение.

Два основных класса ноцицепторов, Aδ-, и C-волоконные, пропускают соответственно быстрые и медленные болевые ощущения. Класс Aδ-миелинизированных волокон (покрытых тонким миелиновым покрытием) проводит сигналы со скоростью от 5 до 30 м/с и служит для пропускания сигналов быстрой боли. Этот тип боли чувствуется за одну десятую доли секунды с момента возникновения болевого стимула. Медленная боль, сигналы которой проходят через более медленные, немиелинизированные («оголённые») C-волокна, со скоростью от 0,5 до 2 м/с, — это ноющая, пульсирующая, жгучая боль. Химическая боль (будь то отравление через пищу, воздух, воду, накопление в организме остатков алкоголя, наркотиков, медицинских препаратов или радиационное заражение и т. д.) — это пример медленной боли.

Виды и формы проявления стресса

Психологический стресс может проявляться в изменениях различных функциональных систем организма, а интенсивность нарушений может варьировать от небольшого изменения эмоционального настроения до таких серьезных заболеваний, как язва желудка или инфаркт миокарда. Существует несколько способов классификации стрессорных реакций, но для психологов наиболее перспективным является разделение их на

· поведенческие,

· интеллектуальные,

· эмоциональные

· физиологические проявления стресса (при этом к физиологическим проявлениям условно относят также биохимические и гормональные процессы).

Ранее подобная классификация реакций организма была применена при изучении состояния тревожности, которая часто сопутствует психологическому стрессу.

При стрессе обычно страдают все стороны интеллектуальной деятельности, в том числе такие базовые свойства интеллекта, как память и внимание.

1)Внимание.
Нарушение показателей внимания в первую очередь обусловлено следующим:

· в коре больших полушарий человека формируется стрессорная доминанта (СД);

· вокруг СД формируются все мысли и переживания.

Как следствие, концентрация произвольного внимания на других объектах затруднена и отмечается повышенная отвлекаемость.

2)Память.
В несколько меньшей степени страдает функция памяти. Это происходит вследствие:

· постоянной загруженности сознания обсуждением причин стресса;

· поиска выхода из стресса, что снижает емкость оперативной памяти;

· изменение при стрессе гормонального фона вносит нарушения в процесс воспроизведения необходимой информации.

3) Взаимодействие полушарий мозга.
Следует также отметить возможное нарушение нормального взаимодействия полушарий мозга при сильном эмоциональном стрессе в сторону большего доминирования правого, «эмоционального» полушария, и уменьшение влияния левой, «логической» половины коры больших полушарий на сознание человека.
Все вышеназванные процессы не только являются следствием развития психологического стресса, но и препятствуют его успешному и своевременному разрешению, так как снижение мыслительного потенциала затрудняет поиски выхода из стрессорной ситуации.

4. Изменение физиологических процессов при стрессе
Физиологические проявления стресса касаются всех систем органов человека, основными из которых являются репродуктивная, пищеварительная, сердечно-сосудистая и дыхательная.

Сердечно-сосудистая система.

В поле зрения исследователей чаще всего оказывается именно эта система, обладающая повышенной чувствительностью, реакции которой на стресс можно относительно легко регистрировать.
При стрессе фиксируются следующие объективные изменения:

· повышение частоты пульса или изменение его регулярности;

· повышение артериального давления, нарушения в работе желудочно-кишечного тракта;

· снижение электрического сопротивления кожи и т.д.

Все эти объективные изменения находят свое отражение в субъективных переживаниях человека, испытывающего стресс. Человек, находящийся в состоянии психологического напряжения, обычно испытывает различные негативные переживания:

· боли в сердце и других органах;

· затруднение при дыхании, напряжение в мышцах;

· неприятные ощущения в области пищеварительных органов и пр.

Нарушения нормальной деятельности отдельных органов и их систем, с одной стороны, и отражение этих нарушений в сознании, с другой стороны, приводят к комплексным физиологическим и биохимическим нарушениям: снижению иммунитета, повышенной утомляемости, частым недомоганиям, изменению массы тела и т.д.
5. Эмоциональные проявления стресса.
Эмоциональные проявления стресса затрагивают различные стороны психики.

· В первую очередь это касается характеристик общего эмоционального фона, который приобретает негативный, мрачный, пессимистичный оттенок.

· При длительном стрессе человек становится более тревожным по сравнению с его нормальным состоянием.

· Теряется вера в успех и в случае особо затяжного стресса может впасть в депрессию.

· На фоне такого измененного настроения у человека, испытывающего стресс, отмечаются более сильные эмоциональные вспышки, чаще всего - негативного характера. Это могут быть эмоциональные реакции раздражительности, гнева, агрессии, вплоть до аффективных состояний.

· Длительный или повторяющийся кратковременный стресс может приводить к изменению всего характера человека, в котором появляются новые черты или усиливаются уже имевшиеся: интраверсия, склонность к самообвинениям, заниженная самооценка, подозрительность, агрессивность и т.д.

· При наличии определенных предпосылок все вышеописанные изменения выходят за пределы психологической нормы и приобретают черты психопатологии, которые чаще всего проявляются в виде различных неврозов (астенического, невроза тревожного ожидания и т.д.)

· Отрицательные эмоциональные состояния (страх, тревога, пессимизм, негативизм, повышенная агрессивность) одновременно являются и следствиями и предпосылками развития стрессов. Исследование особенностей учебных стрессов показало, что страх перед будущим (как фактор, провоцирующий возникновение стрессовых состояний) способствовал развитию таких проявлений стресса, как повышенная тревожность, неуверенность в себе, депрессивное настроение, навязчивые негативные мысли и ощущение беспомощности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: