Тема: «Род и семья – исток нравственных отношений»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель: формирование представлений о семье, как важнейшей нравственной ценности.
Задачи:
Обучающие
§ Раскрыть понятия «род», «семья», «родословная»;
§ познакомить с терминами ближайшего родства;
§ представить образ семьи как важнейшую нравственную ценность в жизни каждого человека.
Развивающие
§ Развивать речь, внимание, мышление, память;
§ формировать уважительное отношение к родителям, окружающим;
§ способствовать формированию понимания значимости семейного воспитания для становления личности;
§ способствовать развитию позитивного отношения к жизни, к окружающей действительности, к своей семье.
Воспитательные
§ Воспитывать любовь и уважение к своей семье;
§ Воспитывать доброе, внимательное, неравнодушное отношение к окружающему миру;
§ формирование у учащихся стремления помогать семье во всем;
§ пробуждение в ребенке чувства ответственности за семью.
Планируемые результаты
§ дать начальные представления об этических нормах взаимоотношений в семье;
§ сформировать ценностное отношение к своей семье, старшему поколению;
§ научить различать степени родства.
Ресурсы:
Интернет, мультимедийное оборудование для презентации, учебник «Основы светской этики», карточки для индивидуальной работы.
Ход урока.
1.Организационный момен т.
Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Но не только я рада вас видеть. Посмотрите, как ласково улыбается вам солнышко! Давайте улыбнемся ему в ответ! А теперь улыбнитесь друг другу. Видите, как весело, приятно и тепло стало всем нам? А чтобы этот день и урок оставались радостными и приятными, прикоснитесь ладошками к ладошкам своего соседа по парте и пожелайте успехов ему сегодня.
Актуализация знаний.
Слайд 1
Сегодня наш урок, друзья,
Про удивительных семь «Я»!
Кто они мне подскажите?
И тему вы определите!
Слайд 2
Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
Формулирование темы урока.
-Ребята, вы прослушали стихотворение. Подберите к нему заголовок.
Попробуйте сформулировать тему урока. Предположения детей.
Из всех человеческих отношений семья – самое древнее и самое великое. Основные законы семьи – верность. Любовь. Воспитание детей – служат самыми прочными основами всякого человеческого блага.
Семья - это союз близких родственников, которые живут вместе, дарят друг другу свою любовь и заботу и через семейные традиции воспитывают в детях лучшие человеческие качества.
Постановка проблемы.
- Зачем человеку семья? (Высказывания детей.)
Сообщение темы урока. Постановка целей и задач урока.
- Сегодня на уроке мы узнаем, что такое род и семья. Познакомимся с терминами ближайшего родства, рассмотрим какую роль играет семья в жизни каждого человека. И прежде, чем мы начнем работу с материалом, я предлагаю вам оценить свои знания по листку самооценки.
Работа по теме урока.
- Все живое на земле имеет свои истоки, свое начало. Начало дерева - его корни, начало реки- ручек. А истоки человека- это семья, где он родился, его род. Так что же такое семья? Как вы считаете?
А где мы можем уточнить значение слов семья и род?
Давайте посмотрим, какое определение дается в словаре Ожегова С. И.:
Семья - это группа живущих вместе близких родственников.
- Семья- это союз близких родственников, которые живут вместе, дарят друг другу свою любовь и заботу и через семейные традиции воспитывают в детях лучшие человеческие качества. В семье есть особый порядок, при котором старшие, более опытные в жизни, помогают младшим, менее знающим.
Эпитеты к слову семья
Род - это люди, которые считают себя потомками общего предка.
Подберем однокоренные слова.
В русском языке РОД – корень самых главных понятий в жизни человека: родители, рождать, родные, родина, природа, родник, урожай, плодородие.
Вывод: Род и семья – первые объединения людей. От древних родов семьи унаследовали главную ценность любого человеческого общества - готовность помогать друг другу и поддерживать своих близких.
. Работа в группах с текстом.
-Используя текст, объясни, как связаны друг с другом слова: род, семья, любовь.
Первичное закрепление и осмысление
Работа в группах с текстом. Задания на слайде 6
1группа. Объясните, что объединяло род и какие в нём действовали правила морали.
2 группа. Расскажите, как появились семьи.
3 группа. Объясните, на чём основана семья?
4 группа. Используя текст, объясните, как связаны друг с другом слова: род, семья, любовь.
5 группа. Изучив текст, сделайте вывод о том, какую главную ценность унаследовала семья от древнего рода.