Письма значимого человека




Я тебе доверяю»

(с 12 лет)

Минут

Решающим для самочувствия участников и для конструктивной работы по достижению групповых целей является потенциал доверия членов группы друг другу. Каждый участник снова и снова задает себе вопросы: «В какой мере я могу доверять тому или иному члену группы?», «Кто и в какой степени доверяет мне?» Предлагаемое ниже упражнение делает существующую в группе структуру доверия впечатляюще прозрачной. Условием его выполнения является готовность участников откровенно обсуждать эти проблемы. Желательно, чтобы этот эксперимент проводил внешний по отношению к группе ведущий, ибо только нейтральный ведущий может обеспечить необходимую для этого процесса безопасность.

1. Я хотела бы предложить вам подумать на тем, в какой мере вы доверяете или не доверяете друг другу. Сейчас каждый получит от меня маленькую белую карточку, на которой он должен написать свое имя.

2. После этого вы положите ее на пол перед собой.

3. Затем каждый получит две наклейки: красную, которая означает доверие, и синюю, означающую недоверие. Ваше задание состоит в том, чтобы понять, кому из членов группы вы в наибольшей степени доверяете, а кому – не доверяете.

4. Затем вы передадите соответствующие наклейки тем людям, которых вы выберете.

5. Сначала прикиньте, сколько красных и сколько синих наклеек можете получить вы сами, и запишите эти числа на обороте вашей карточки.

6. Теперь закройте, пожалуйста, глаза. Сейчас я слегка толкну моего соседа справа. Он станет и распределит свои наклейки. Вернувшись на свое место, он закроет глаза и слегка толкнет своего соседа справа, чтобы тот, в свою очередь, встал и распределил свои наклейки.

Анализ упражнения

· В какой мере ваш прогноз совпал с фактически полученным вами количеством наклеек?

· Как вы думаете, от кого вы получили красные, а от кого – синие наклейки? Подтвердилось ли это предположение?

· Кто получил больше одной красной или больше одной синей наклейки? Как он к этому отнесся?

· Как реагировали участники, не получившие ни одной красной, или ни одной синей наклейки?

· Какие выводы вы сделаете для себя из этого упражнения?

 

Я в группе»

(с 10 лет)

Минут

Для каждого члена группы в равной мере важно как чувствовать свою принадлежность к группе, так и ощущать достаточную степень своего влияния в ней. Следующая процедура проясняет структуру власти и влияния в группе, при этом наиболее очевидными становятся крайние позиции этой структуры.

1. Я хочу предложить упражнение, которое покажет вам, как остальные члены группы оценивают вас с точки зрения вашего влияния в группе.

2. Каждый из вас получит две карточки: красную и синюю.

3. На красной карточке напишите, пожалуйста, имя участника, который обладает для вас наибольшим авторитетом. На синей – имя наименее авторитетного для вас участника.

4. На каждой из карточек одним – двумя предложениями укажите, в чем именно заключается влияние на вас этого человека. Укажите также, что привело вас к такому мнению. У вас есть на это 5 минут…

5. Теперь передайте, пожалуйста, карточки адресатам.

6. Положите полученные вами карточки на пол перед собой, чтобы мы могли увидеть, что у нас получилось.

Анализ упражнения

· Кто не получил ни одной красной карточки? Что это для него означает?

· В какой мере «отправители» красных карточек довольны влиянием тех, кому они их адресовали?

· Как реагируют члены группы на полученные ими синие карточки?

· Получил ли кто-нибудь много синих карточек? Как он к этому отнесся?

· Кто не удовлетворен своими результатами и хотел бы изменить степень своего влияния в нашей группе?

 

Ряд влияния»

(с 12 лет)

Минут

Для развития группы немаловажен вопрос о том, на какую степень влияния претендует каждый из ее участников, и насколько остальные согласны с его притязаниями. Упражнение дает ответ на этот вопрос. Становится ясно, кто из участников претендует на лидерство в группе. Это упражнение выполняет не только диагностическую функцию, но и дает возможность членам группы выразить часть накопившейся агрессивной энергии. В нем не стоит принимать участие тем, у кого есть серьезные проблем со здоровьем.

1. Я хочу предложить вам упражнение, в результате которого каждому станет ясно, на какую степень влияния в группе он претендует, и каким влиянием он реально может располагать.

2. Сейчас я наклею в середине этой комнаты кружок, который будет символизировать «центр влияния». Ваше задание состоит в том, чтобы выстроить от этого кружка «ряд влияния». Тот, кто претендует на наибольший авторитет в группе, будет стоять непосредственно в центре влияния, а тот, кто не претендует на авторитет, встанет на противоположном конце ряда.

3. Все должны выстроиться друг за другом. Выбором своего места вы даете понять тем, кто стоит ближе вас к центру влияния, что вы уважаете их притязания и готовы им подчиниться.

4. Если кто-то занял то место, на которое вы хотели встать сами, можно отодвинут его в сторону. Держаться за тех, кто стоит впереди вас, не разрешается.

5. Пожалуйста, ничего не говорите в ходе упражнения и будьте осторожны, чтобы не нанести физического вреда ни себе, ни другим. Каждый отвечает за то, что он делает.

6. Начинайте, пожалуйста. На всю процедуру у вас есть максимум 5 минут.

 

Позаботьтесь о том, чтобы групповое помещение было соответствующим образом подготовлено, так как в ходе этого упражнения нередко начинаются возня и стычки.

 

Анализ упражнения

· Насколько поведение участников в ходе этого упражнения совпадает с их поведением в других ситуациях?

· Чье поведение меня удивило?

· Чьи притязания на власть я был готов принять?

· Чьим притязаниям я противостоял? Какие основания были у меня для этого?

· Кто был особенно вовлечен в происходящее?

· Кто участвовал в борьбе за первое место?

· Есть ли победитель?

· В какой мере его примут остальные?

· Сложились ли ясная и очевидная картина влияния в группе?

 

Выбор руководителя»

(с 10 лет)

Минут

Для того, чтобы выявить структуру власти и влияния в группе, нередко бывает полезно спросить, кого группа хочет выбрать своим руководителем. Этот вопрос можно по- разному конкретизировать применительно к той или иной группе: например, можно выбрать руководителя экспедиции по чужой стране или руководителя для выполнения нового и сложного задания. Следующее упражнение позволяет выяснить, кто из участников может получить в качестве руководителя поддержку наибольшего количества членов группы.

 

1. Я хочу предложить вам разобраться в том, кого вы, не считая меня, готовы принять в качестве руководителя группы.

2. Каждый из вас получит сейчас три одинаковые карточки. У вас будет 20 минут на выполнение задания.

3. Задание состоит в следующем: свои карточки вам надо будет отдать тем членам группы, которых вы охотно приняли бы в качестве руководителя группы. При этом вы сами решаете, сколько карточек вы даете тому или иному кандидату. Разумеется, вы можете выдвинуть в кандидаты и себя самого и предложить другим членам группы подкрепить ваши полномочия своими карточками. Приготовьтесь к тому, чтобы в ходе переговоров кратко обосновать то, что вы хотите от руководителя, или же, что вы сами готовы делать в качестве руководителя.

4. Руководителям группы станет тот, у кого к концу игры будет больше всего карточек. В ходе игры вы, разумеется, можете свободно передвигаться по комнате.

Анализ упражнения

· Кто получил больше всего карточек?

· Как ему удалось этого достичь?

· Сколько участников не поддержали нового руководителя группы?

· Что они сделали для того, чтобы помешать его избранию?

· Выяснилось ли в ходе этого упражнения нечто новое?

 

Волшебная лавка»

(с 12 лет)

Минут

Участники могут сосредоточиться на существенных для них жизненных целях и с помощью воображения осознать следующую закономерность: чтобы приобрести что-то новое, нам всегда приходиться платить. Упражнение построено так, что участники могут оказывать поддержку друг другу. Условием его проведения является достаточно близкое знакомство членов группы между собой.

1. Я хочу предложить упражнение, которое даст вам возможность посмотреть на самих себя. Вы сможете высказать любое желание и, как в сказке, взвесить, чего это желание будет вам стоить.

2. Прошу вас устроиться поудобнее, полностью расслабьтесь.

3. Представьте себе, что вы идете по узенькой тропинке через лес. Вообразите окружающий вас ландшафт. Осмотритесь вокруг. Сумрачно или светло в окружающем вас лесу? Что вы слышите? Какие ароматы вы ощущаете? Что еще вы чувствуете?

4. Внезапно тропинка поворачивается и выводит вас к какому –то старому дому. Вам становится интересно, и вы заходите внутрь. Стены оборудованы стеллажами и выдвижными ящиками, как в мелочной лавке. Повсюду стоят стеклянные сосуды, банки, коробки. Это действительно старая лавка, причем волшебная.

5. Теперь представьте себе, что я – продавец в этой лавке. Добро пожаловать! Здесь вы можете получить все, чего вы хотите от жизни. Но есть одно правило: за выполнение каждого желания вы должны отдать что-либо или от чего-то отказаться. Тот, кто пожелает воспользоваться волшебной лавкой, может подойти ко мне и сказать, чего он хочет. Я задам ему только один вопрос: «Что ты отдашь за это?» Он должен решить, готов ли он отдать что-либо, и что именно это будет. Я больше ничего говорить не буду.

6. Через некоторое время ко мне сможет подойти следующий член группы.

7. В заключение мы обсудим, что каждый из нас пережил.

 

Письмо протеста»

(с 9 лет)

Минут

Это упражнение может помочь участникам, прежде всего детям и подростка, получить опыт отстаивания своих прав и интересов. При этом я имею в виду не только письма политического характера. Именно младшие дети могут учиться тому, как предъявлять свои повседневные претензии в ясной и спокойной форме: выразить свое возмущение некачественными продуктами в столовой, плохое и неудобное расписание, неприемлемое отношение и т.д. Разумеется, эти письма должны быть отосланы, чтобы участники группы могли получить на них ответ и убедиться в том, что их протест может иметь и конструктивные последствия. Очень полезно писать «Письма протеста» в ситуации, когда дети, кипя от негодования, рассказывают вам о каком-нибудь скандале.

1. Умеете ли вы так выражать свое негодование, чтобы другие люди слышали вас и понимали, что именно с вами происходит? Что произойдет, если вы напишите письмо протеста и детально расскажете о том, что вас возмущает?

2. Попытайтесь так сформулировать свой протест, чтобы заинтересовать другую сторону, чтобы к вашим претензиям отнеслись серьезно и решили вам ответить…

 

Сорок слов

(с 12 лет)

Это упражнение, автором которого является К. Мауэ, задействует не только участников группы, но также их друзей и знакомых. Смысл его в том, чтобы порождать новое и тем самым активизировать творческие способности участников. Оно пробуждает любознательность, активизирует социальные связи, напоминая участника группы о том, что психологическая группа не есть центр вселенной. Между проведением упражнения и подведением его итогов должно пройти определенное время.

1. Я хочу пригласить вас принять участие в упражнении, которое может подбросить каждому из вас массу неожиданностей. А когда человек готов к тому, чтобы жизнь преподносила ему сюрпризы, у него появляется дополнительный источник развлечения и радости.

2. Я хочу, чтобы вы попросили своих друзей, знакомых, членов семьи, может быть, даже незнакомых людей (всего их должно быть сорок) прислать вам по одному слову – любому, какое они захотят. Сообщите им, что вы пишете литературное произведение, которое должно состоять из сорока присланных вам слов, и попросите их вам помочь.

3. Поскольку, по всей вероятности, не все люди, к которым вы обратитесь, ответят сразу, желательно опросить более сорока человек. Как только вы соберете сорок слов, напишите текст, который будет содержать все эти слова.

4. Затем снимите копии со своей работы и разошлите по одной каждому, кто принял в ней участие. Приложите список имен и адресов, чтобы каждый мог знать, кто, кроме него самого, поддержал вас в осуществлении этого проекта.

5. Позже, (такого-то числа), мы устроим торжественное представление наших текстов и обменяемся полученными впечатлениями.

 

Письма значимого человека

(с 14 лет)

Минут

Выполняя это упражнение, участники получают возможность задуматься над важными для них проблемами взаимоотношений с другими людьми. Это могут быть проблемы как недавно возникших отношений, так и старых, устоявшихся, в которых что-то осталось недосказанным. Речь может идти о прерванных отношениях, которые хотелось бы восстановить. Это могут быть взаимоотношения с очень разными людьми: родителями, родственниками, друзьями и т.п.

Решающим моментом в этом упражнении является смена привычной перспективы: члены группы попытаются воспринимать отношения с точки зрения партнера.

В большинстве случаев по ходу работы участникам становится ясно, чье именно письмо им стоит придумать и написать. Я исхожу из того, что каждый сам решает, какие отношения представляют для него сложность, в какой роли ему хочется вести этот односторонний диалог.

1. Нравится ли вам, когда человек в отношениях с вами сам делает первый шаг навстречу? Или вы предпочитаете сдвигать дело с мертвой точки самостоятельно? Любите ли вы неожиданности или вам больше нравится заранее знать, что ждет вас за следующим поворотом жизненного пути?

2. Представьте себе, что какой-то значимый для вас человек решил написать вам письмо. Быть может, это будет тот, от кого вы никак этого не ожидаете. Возможно – кто-то, чьему желанию пообщаться с вами вы бы очень обрадовались. Решите, кто это будет, и как можно точнее и детальнее представьте его в своем воображении. Пусть его лицо выражает готовность к общению… Наблюдайте за тем, как этот человек пишет так нужное вам откровенное письмо…

3. Теперь у вас есть 15 минут для того, чтобы написать себе письмо от имени этого человека. Используйте все знания об этом человеке и о ваших взаимоотношениях, а также ту информацию, которую ваше внутренне Я извлекает из недоступного сознанию источника…

Комплименты

(с 10 лет)

Минут

Это небольшое упражнение дает участникам группы возможность дать друг другу позитивную обратную связь и получить ее. Упражнение подходит для любых групп.

1. Наша работа подходит к концу, и я думаю, что каждый из вас внес свой вклад в достижение общих целей. Для того чтобы все участники получили сейчас свою долю признания, я предлагаю следующее… Пусть каждый по кругу даст своему соседу слева положительную обратную связь о его поведении в ходе нашей работы. У вас есть 3 минуты для того, чтобы подумать и вспомнить, что вам действительно понравилось в действиях соседа слева…

2. Сейчас я начну эту процедуру.

3. После того, как все выскажутся, предложите сделать следующее. Пусть то, что вы услышали, продолжает звучать внутри вас… Посмотрите молча на людей, вместе с которыми вы работали… Уясните для себя, что вы чувствуете в этот момент… (2 минуты)

4. На прощание давайте скажем друг другу «до свидания».

 

История с продолжением

(с 8 лет)

Цели: В ходе этой игры дети могут отрабатывать спонтанное сотрудничество в рамках всего класса. Для успешного участия им необходимо внимательно выслушивать учителя и представить себе всю последовательность излагаемых событий. Они могут придумывать и развивать собственные идеи, но при этом им необходимо терпение, чтобы не мешать другим.

Инструкция:

Сядьте, пожалуйста, все в один круг. Я хочу предложить вам игру, в которой может одновременно принять участие вся группа. Вам нужно будет сочинить собственную историю.

 

Я начну историю и через некоторое время прекращу свой рассказ. После этого любой ученик может подхватить нить и продолжить повествование. Когда этот ребенок остановит свой рассказ, историю будет продолжать следующий, и так далее до тех пор, пока все дети не добавят в эту общую историю свой кусочек. Всем понятно, как нужно играть?

Если вы уверены, что все дети поняли идею игры, вы можете использовать приведенную ниже историю в качестве начала игры, а можете придумать для старта свой вариант рассказа. При желании вы можете добавить в текст любые детали и уточнения, чтобы сделать историю еще более занятной для вашей группы.

Итак…

Жили-были маленькая девочка и маленький мальчик. Дома, в которых они жили, стояли так близко друг к другу, что они могли каждый день играть друг с дружкой. Со временем они стали закадычными друзьями. И вот однажды они решили уйти далеко-далеко, потому что больше не хотели, чтобы взрослые командовали ими с утра до вечера. Они взяли с собой немного еды и сложили ее в два небольших рюкзачка. Когда взрослые были заняты своими делами, они потихоньку убежали из дома. Дорога, которой они пошли, привела их через какое-то время к большому и дикому лесу. «Странно, - сказали они, - что такой прекрасный лес находится так близко к городу». В детях проснулось любопытство, и они направились в глубь леса. Сначала воздух был теплым, а солнце пробивалось сквозь листья деревьев. Иногда они слышали прелестные голоса певчих птиц. Но лес становился все темнее, воздух – все холоднее, а отовсюду стали раздаваться разные шорохи.

Тогда детям захотелось выбраться оттуда. Но когда они обернулись назад, то не обнаружили там никаких признаков дороги, по которой пришли. Вместо этого они видели только скалы и густую растительность. Как только они делали шаг вперед по дороге, она тут же исчезала за их спинами. Они шли все время вперед и вперед, пробираясь сквозь густые кусты и деревья, карабкаясь по большим камням и валунам. Внезапно они услышали впереди странный шум. Они не видели, что это было, но смогли расслышать приближающие шаги. Дети остановились, схватились друг за дружку, стиснули руки. Вдруг они увидели….

Попросите детей продолжить историю. Никто не имеет права остановить рассказчика прежде, чем тот замолчит сам. Иногда, для развития игры, вы можете напоминать часть рассказанного или задавать простые наводящие вопросы, которые заставят рассказчиков добавлять больше деталей в повествование: «Ага, тут появился дракон. А какого он был цвета? Это был добродушных дракон или злой и опасный? И что произошло потом?»

Когда все дети уже примут участие, а у вас сложится впечатление, что фантазия детей истощена, вы можете придать истории ритуальное завершение.

Вдруг маленькая девочка очень устала и легла на землю. Она погрузилась в глубокий сон. Когда она проснулась, кто-то толкал ее в плечо. «Нет-нет, - думала она сквозь сон, - оставь меня в покое!» Тогда она открыла глаза и увидела, что это мама хотела ее разбудить. «Тебе пора вставать и идти в школу». – «Да, мам. Мне приснился такой интересный сон. Мне приснилось, что …»

Сделайте краткое обобщение всех рассказанных частей истории.

«Да, такой сон не мог не взволновать тебя», - сказала мама. «Это уж точно», - ответила девочка.

Анализ упражнения

- Понравилась ли тебе наша история?

- Что тебе понравилось больше всего?

- Что бы ты рассказал иначе, если бы рассказывал всю историю один?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: