Материалы к лекционным занятиям




Государство: понятие и теории происхождения. Причины возникновения государства. Признаки государства: территория, аппарат управления, суверенитет, принудительный характер власти и налогообложения. Формы территориального устройства государств. Унитарное государство: понятие, сущность, виды. Федеративные государства. Характер власти. Виды федераций. Конфедерация как межгосударственное образование. Формы государственного правления. Монархии: абсолютные, конституционные, дуалистические. Республики: парламентские, президентские и смешанные.

Группы интересов и политические партии. Группы интересов: понятие, содержание и место в политике. Типология групп интересов. Способы действия. Группы давления. Политическая партия: понятие и сущность. Признаки политической партии. Функции политической партии. Основные этапы партогенеза. Типология политических партий. Разновидности партийных систем. Избирательные системы.

Гражданское общество — залог плюрализма демократических систем. Открытое общество — плюрализм — демократия. Стабильность и эффективность гражданского общества. Народное представительство и правовое государство. Традиционные и демократические ценности. Принцип народного суверенитета. Система народного представительства. Суверенитет и легитимность государственной власти.

Краткое содержание лекции

7.1 Понятие и теории происхождения государства

Государство – центральный институт политической системы общества, организующий и обеспечивающий жизнедеятельность населения на определенной территории с помощью публичной власти и права, имеющей общеобязательный характер. Любое государство выражает и защищает интересы двоякого рода: всего общества и правящих кругов.

Существует множество теорий объясняющих процесс происхождения и становления государства. Долгое время государство отождествлялось с обществом. И только в XVI веке (во многом благодаря Н. Макиавелли) термин «государство» начинает использоваться для обозначения особой, отличной от общества социальной структуры. К основным теориям происхождения государства можно отнести:

1. Теория естественного происхождения государства (Аристотель). С точки зрения данной теории индивиды, постоянно взаимодействующие друг с другом, вступают в отношения, результатом данных отношений на определенном этапе является государство. С этой точки зрения государство оказывается слитым воедино с обществом, более того, как политический институт, государство оказывается высшим благом для общества.

2. Теологическая теория (А. Августин, Ф. Аквинский). Государство рассматривается как результат Божьего промысла. Такое понимание природы государственной власти предполагало, что суверенность и легитимность власти всецело находятся в руках Бога, который есть единственный источник истинной власти.

3. Контрактивистские теории происхождения государства (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо). С точки зрения данный теорий, источником власти является народ. При этом властители и подвластные оказываются связанными двусторонними обязательствами. Государство возникает в результате заключения определенного договора. Если же правительство не выполняет свою часть договора, то это может быть истолковано как основание для аннулирования договора. Впрочем, среди сторонников контрактивизма не было единого мнения относительно сущности и функций государства. Т. Гоббс указывал на то, что государство призвано спасти общество от «войны всех против всех». Вследствие этого государство должно господствовать над обществом. Ж. Ж. Руссо и его сторонники отдавали преимущество народу, полагая, что общественный договор предполагает право и необходимость властвования народа только в непосредственной форме. Дж. Локк и его последователи настаивали на том, что государство должно полностью контролироваться народом и служить гарантом прав и свобод граждан.

4. Теории завоевания (насилия). Идея о том, что государство есть результат завоевания и прямого насилия достаточно стара. Наиболее яркую форму такого рода идеи получили в теориях анархистов (М. Штирнера, П. Прудона, М.А. Бакунина, П.А. Кропоткина), рассматривавших государство как воплощение социального и морального зла и стремившихся освободить человека от всех разновидностей внешнего принуждения и власти. В противоположность такой трактовке в некоторых теориях (Г. Гегель, Ф. Ницше) предполагалось, что, несмотря на «силовое происхождение», государство – положительное для общества явление. Государство несет благо нуждающимся, по этой причине государство признавалось институтом, стоящим выше ограничений обыденной морали или прав отдельной личности.

5. Марксистская теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин). Государство рассматривается как результат общественного разделения труда, возникновения частной собственности и классов. Непосредственной причиной создания государства явилась непримиримость классовых противоречий, вследствие чего класс эксплуататоров создает инструмент принуждения эксплуатируемых.

7.2 Причины возникновения государства

Как политический институт государство возникло в IV- III тыс. до н.э. Его структуры и функции складывались по мере развития родоплеменных отношений и образования определен­ной группы лиц, которые, трансформируя свои статусы и социальные привилегии во власть, постепенно концентрировали в своих руках управленческие функции, закрепляя их в виде устойчивых общественных позиций и подкрепляя их традициями, верованиями и религиозными догмами. В зависимости от особенностей эволюции различных цивилизаций эти процессы образования государства обладали известной спецификой.

7.3 Основные признаки государства

Как институт политической властигосударство обладает рядом качественных свойств:

Территория. Нормы, создаваемые государственной властью, действуют только на определенном пространстве, обладая соответствующими ограничениями в регулировании поведения граждан. Это отличает государство от иных политических и социальных объединений, формирующихся на основе их кровнородственных, этнических, идеологических, экономических и др. связей.

2. Наличие аппарата управления. Государство немыслимо без бюрократического аппарата, который, в сущности, является его опорой.

3. Суверенитет. Только государство может издавать и устанавливать общеобязательные нормы. Кроме того, оно обладает правом отменять постановления и реше­ния частных политических структур и организаций, противоречащие его решениям.

4. Право на легальное применение силы. Государство обладает монополией на физическое принуждение отдельных граждан, групп или организаций к выполнению принятых им решений. Для чего в рамках государства создаются соответствующие структуры: армия, полиция, службы безопасности, прокуратура, суд.

5. Монопольное право на взимание с населения налогов и сборов. Собираемые средства не только служат источником могущества государства, но и помогают решать важные экономические и социальные проблемы.

7.4 Формы территориального устройства государств

С точки зрения наиболее общих особенностей территориально-административного устройства государства подразделяют на: унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное государство – это форма административно-территориального устройства, которая характеризуется единством государственной территории, единой системой органов государственной власти, единым законодательством. Унитарное государство подразделяется на административно-территориальные единицы. При этом может допускаться автономия отдельных частей (Китай, Великобритания, Испания, Финляндия, Украина). Однако такая автономность ни в коем случае не подрывает унитарные черты государств данного типа.

Федерация – форма государственного устройства, предполагающая наличие в составе государства ряда образований (субъектов федерации), которые обладают определенной самостоятельностью, имеют свое административно-территориальное деление и законодательство. Для федераций характерно разграничение полномочий между центром и субъектами, двойная система органов государственной власти и законодательства. Субъекты федерации имеют прямое представительство в парламенте страны, что обеспечивается наличием верхней палаты (Сенат в США, Совет Федерации в России и т.д.) Выделяют:

1) Исторические федерации (ФРГ, Швейцария), в которых субъекты –некогда независимые государства.

2) Национальные (Индия, Бельгия), в которых, границы субъектов определяются по этническому принципу.

3) Территориальные (США, Мексика, Бразилия), в которых субъекты выделяются по территориальному принципу.

4) Смешанные (Россия, Канада), при определении субъектов используются все выше указанные принципы.

В настоящее время в мире 22 федерации, которые включают более 450 субъектов, и в которых проживает более 2 миллиардов человек. Федерация создается для достижения оптимального взаимодействия и выражения национальной, культурной или территориальной специфики различных общностей.

Конфедерация – форма межгосударственного объединения, союз государств, создаваемый для выполнения определенных задач: экономических, политических, военных и др. Члены конфедерации сохраняют свой суверенитет. Для координации действий создаются соответствующие органы власти и управления. Для конфедераций характерно:

- образование на основе специальных договоров;

- сохранение суверенитета у государств, входящих в состав конфедерации;

- отсутствие единого гражданства, т.е. население, остается гражданами суверенных государств, входящих в конфедерацию;

- общие органы власти не имеют права непосредственного управления делами членов конфедерации.

Как показал международный опыт, в силу практически полного сохранения суверенитета отдельных государств их конфедеративные союзы обладают крайней неустойчивостью. История дала немного примеров существования конфедераций: США в период с 1776-го по 1787 г., Швейцария до 1848 г., Германия с 1815-го по 1867 г.

7.5 Формы государственного правления

С точки зрения структуры и правового положения высших органов государственной власти, а также порядка их формирования, принято выделять монархии и республики.

Монархии – форма правления, при которой власть передается по наследству, осуществляется бессрочно и не зависит от воли граждан. Однако, в современной политологии при рассмотрении монархий учитывается прежде всего полномочия монарха. Соответственно монархии принято делить на абсолютные и ограниченные.

В абсолютных монархиях (Саудовская Аравия, Оман, Катар) все исполнительные и законодательные функции принадлежат единоличным главам государства. В ограниченных (конституционных) монархиях предполагается наличие независимых представительных органов государственной власти. Они, в свою очередь, делятся на дуалистические, где монарх наделен исполнительными и частично законодательными функциями (Иордания, Кувейт, Бахрейн, Марокко), и парламентские, где «первые лица» в основном обладают представительскими функциями, не имея возможности влиять на политические решения (Великобритания, Испания, Швеция и др.).

Республика – форма правления, отличающиеся выборным характером высших органов государственной власти. Республики подразделяются на парламентские, президентские и смешанные. В основе этого деления:отличия в отношениях между исполнительной и законодательной ветвями власти. В парламентских республиках (Германия, Италия, Греция) президент является главой государства, но при этом обладает в основном представительными функциями. Правительство формируется парламентом, перед которым и несет ответственность. Глава кабинета (премьер-министр) является первым лицом в государстве и, как правило, лидером победившей на выборах в парламент партии. В президентской республике (США, Бразилия, Мексика) парламент и президент занимают независимое по отношению друг к другу положение. Президент является главой исполнительной власти, главой государства, избирается всем населением и потому не несет ответственности перед парламентом. Парламент лишен права отправлять правительство в отставку, а президент не может распустить парламент. В смешанной республике (Россия, Франция, Португалия, Финляндия и др.) правительство несет ответственность как перед парламентом, так и перед президентом.

7.6 Группы интересов

Данное понятие подразумевает существование особых институтов опосредующих отношения политики и общества. Группа интересов –по преимуществу добровольное объединение, функцией которого является выражение и отстаивание властно значимых интересов в отношениях с государством, а также другими политическими институтами.Подобные социальные общности следует, прежде всего, считать политическими ассоциациями, которые, являясь посредниками в отношениях государства и общества,представляют интересы социальных, этнических, религиозных и прочих общностей и служат формой коллективных действий их членов.

Группы интересов могут воздействовать на власть разными способами: экономическими, информационными, организационными и т.д. Положение и роль групп интересов в политике определяются типом политической системы. Действия групп интересов в политике содействует усложнению политических отношений. Особенно значительным влиянием группы интересов обладают в процессе партогенеза. В то же время процесс возникновения групп интересов является отражением процессов происходящих в обществе, экономике, духовной сфере.

Эффективность власти напрямую зависит от деятельности групп интересов: чем более «жестким» является политический режим, чем больше он препятствует свободному образованию ассоциаций, тем менее эффективной будет деятельность государственной власти, т.к. это приводит к изоляции политической элиты от общества и дестабилизации политической системы. Таким образом, главными функциями групп интересов являются артикуляция и агрегирование интересов.

Типология групп интересов. Группы интересов можно типологизировать по нескольким основаниям. Так, в зависимости от характера деятельности группы интересов могут быть разделены на одноцелевые и многоцелевые. Руководствуясь сходными соображениями, М. Дюверже делил все группы интересов на специальные (узко политические) и частичные (для которых политика не является основной деятельностью). Используя более сложные комплексные критерии, группы интересов подразделяют на анемические, институциональные, ассоциативные и неассоциативные. Анемические группы – это стихийно возникающие общественные объединения в результате спонтанной реакции на ту или иную ситуацию (толпа, демонстрация). Для них характерно отсутствие организованных действий, нерегулярность, неустойчивость структуры, отсутствие преемственности. Эти свойства анемических групп зачастую приводят к стремлению использовать силу как средство для достижения своих целей. Институциональные группы – это формальные объединения, имеющие организационную структуру, определенные функции и постоянный состав. Группы этого вида более эффективны, но их нельзя назвать в чистом виде политическими объединениями. Они, как правило, вынуждены приспосабливаться к осуществлению влияния на власть. Неассоциативные группы – неформальные и недобровольные объединения людей на родствен­ной, религиозной, социокультурной основе. Их деятельность непостоянна, плохо структурирована и не всегда эффективна. Ассоциативные группы – добровольные объединения, специализирующиеся на представительстве интересов и нацеленные на решение политических задач (профсоюзы, предпринимательские ассоциации, движения за гражданские права и др.). В силу своих свойств данные группы обладают наибольшей эффективностью в политике.

В зависимости от сферы деятельности, У. фонАлеманн предложил классифицировать группы интересов посферам их деятельности: экономические (предпринимательские объединения, потребительские союзы, профсоюзы и др.); социальные (объединения защиты социальных прав, благотворительные общественные союзы, группы самопомощи и т.д.); досуговые (спортивные союзы, кружки для общения и хобби и т.д.); религиозные и культурно-просветительские (церкви, секты, научные ассоциации, клубы по искусству и т.п.); общественно-политические (правозащитные объединения, экологические, феминистские и др.).

С точки зрения Р. Скиллинга, группы интересов могут быть дифференцированы по ихучастию в процессе принятия решений: правящие фракции (группировки, оказывающие наиболее сильное влияние на принятие решений), официальные (олицетворяющие носителей формальных статусов), бюрократические (образующиеся в аппарате власти), интеллектуальные (объединяющие носителей доктрин), социальные (объединения граждан) и общественного мнения (носители определенных оценок и позиций).

7.7Место групп давления в политическом процессе

Особое место в политическом процессе занимают так называемые группы давления. К ним, прежде всего, относятся группы,созданные для защиты интересов и оказания давления на институты публичной власти с целью добиться принятия таких решений, которые соответствовали бы их интересам. С течением времени давление начали интерпретировать как форму деятельности, но не ее главный признак. Эти группы владеют важными ресурсами и через их деятельность формальные основания власти приводятся в соответствие с властью фактической. Деятельность данных групп – это механизм согласования решений, перераспределения власти путем заключения сделок между бюрократией и привилегированными группами. Их основная особенность – деятельность только в сфере принятия решений. Как следствие они малочисленны, замкнуты, непрозрачны.

Основными формами и способами решения своих задач группы давления используют советы, рекомендации, консультации, помощь политикам в составлении речей, содействие в выполнении решений, обеспечение связи с прессой, финансирование политических групп, работа в парламентских комитетах, неофициальные контакты, инспирирование писем (поддержки или протеста), контроль за законами и т.д. Кроме того, ими могут использоваться и шантаж, оказание незаконных услуг, угрозы, подкуп, поддержка нелегальных объединений, сбор компромата на политиков и т.д.

Среди разнообразных видов групп давления можно выделить группы: «прямого вхождения» (оказание давления с помощью представителей бизнеса); «коридорный лоббизм» («купленные», «свои» чиновники); «корпоративный лоббизм» (сращивание исполнительной власти и бизнеса); «продвинутые группы» (занимающиеся решением «чисто» политических проблем); «кластеры связей» (основанные на неформальных связях); «парантеллы» (клановые и родственные группы); «олигархии» (объединения отраслевых элит и криминальных групп); «группы вето» (блокирующие или не допускающие принятие определенных решений).

Эффективность деятельности групп давления зависит от характера связей между органами исполнительной и законодательной власти, пра­вовой системы, поддержки во властных кругах, финансовой сфере и СМИ.

7.8 Политические партии

Политическая партия – специализированная, организационно упорядоченная группа, объединяющая наиболее активных приверженцев той или иной идеологии, и ставящая перед собой цель завоевания, удержания и использования высшей политической власти. Партия реализует общегрупповые интересы и цели разнообразных (социальных, национальных, конфессиональных и др.) слоев населения, их идеалы и ценности.

От групп интересов партию отличают:

1) определенная внутренняя организация и структура;

2) наличие политической программы;

3) идеология.

Структура партии предполагает наличие:

1) лидеров партии;

2) партийной бюрократии;

3) идеологов партии;

4) партийного актива;

5) рядовых членов партии.

Существеннейшую роль в определении судьбы партии играет «партийный электорат», а также «сочувствующие» и «меценаты», оказывающие ей финансовую поддержку.

Функции политических партий.

Функции партии можно подразделить на внутренние и внешние. К первым относятся:

1) формирование партийного бюджета;

2) выборы руководства;

3) поддержание и развитие отношений партийной бюрократии и рядовых членов и др.

Внешние функции партии, прежде всего включают:

1) стремление к завоеванию и удержанию власти;

2) обеспечение институционализации политического участия граждан;

3) отбор и рекрутирование политических лидеров и элит для всех уровней политической системы;

4) политическая социализация.

Для решения своих задач партии могут использовать разнообразные способы, в частности: выдвижение кандидатов на выборах, обращение ко всем гражданам с целью завоевания как можно большего числа сторонников, изменение состава правящего класса за счет своих представителей. Наиболее ярко партии реализуют свои функции в избирательной кампании.

После выборов партии также стремятся расширить поддержку своему политическому курсу, организуя кампании в средствах массовой информации, акции поддержки или протеста и т.д.

7.9 Типология партий

По «идейному» признаку (З. Ньюмен), партии можно подразделить на: доктринальные, прагматические и харизматические. Первые ориентируются на защиту своей «идеологической чистоты», что предполагает постоянную защиту идеалов и принципов, неизбежно приводит к нарастанию конфликтности политического процесса, поляризации и резкой конфронтационности сил, участвующих во властных отношениях. В прагматических партиях идеологические ограничения не играют существенной роли, что предполагает стремление к консенсусу в борьбе за власть. В харизматических партиях индивиды группируются вокруг лидера, полностью подчиняясь его воле.

Важное значение имеет типологизация партий с точки зрения их отношения к правящему режиму: правящие и оппозиционные, легальные и нелегальные, партии-лидеры и партии-аутсайдеры, партии, правящие монопольно или правящие в составе коалиции, и т.д.

Однако наиболее универсальной является типология М. Дюверже, который, в зависимости от оснований и условий приобретения партийного членства,подразделил партии на кадровые, массовые и строго централизованные. Первые отличаются тем, что формируются вокруг группы политических деятелей, а основой их организационного строения является политический комитет (лидеров, активистов). Они формируются «сверху», на базе парламентских групп, групп давления, объединений партийной бюрократии и т.д. Данные партии ориентированы на участие профессиональных политиков и элитарных кругов, что предопределяет свободное членство и аморфность партийной организации. Такие партии обычно активны только в период выборов.

Массовые партии представляют собой централизованные образования, хорошо организованные и дисциплинированные, с уставным членством, большое значение придается общности взглядов, идеологическому единству. Массовые партии формируются «снизу», на основе профсоюзных, кооперативных и иных общественных движений, артикулирующих интересы определенных социальных слоев, профессиональных групп, сторонников известных лидеров и идей. Среди них, по мнению Ж. Блонделя можно выделить партии западного типа, коммунистические и популистские.

Строго централизованные партии отличаются тем, что в них идеологический компонент становится основополагающим. Для таких партий характерны наличие множества иерархических звеньев, почти военная дисциплина, высокая организованность действий, культ личности «вождя» партии.

Разновидности партийных систем. Партийные системы представляют собой совокупность устойчивых связей и отношений партий различного типа друг с другом, а также с государством и иными институтами власти.Факторы влияющие на формирование партийных систем:

1) социальная структура;

2) действующее законодательство;

3) социокультурные традиции.

В зависимости от межпартийных и иных политических отношений партий партийные системы при­нято классифицировать по качественным характеристикам этих связей, а также по количественному составу партий. Так, по числу действующих в стране партий выделяют следующие партийные системы:

· однопартийные;

· двухпартийные;

· многопартийной.

У каждой из перечисленных типов партийных систем есть свои преимущества и недостатки. Несмотря на «подсчеты» количества партий в партийной системе, количественный метод несовершенен, так как он не выявляет, сколько партий действительно включено в процесс принятия государственных решений.

Учитывая характер правления, можно говорить о партийных системах, действующих в демократических и авторитарных государствах, о партиях, различающихся по идеологическим основаниям. Практика показала, что не существует единого стандарта в оценках эффективности тех или иных партийных систем.

7.10 Задания для самостоятельной работы

Учебная игра.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: