Чередование гласных в корнях –скак---скоч-, равн---ровн-, твар---твор-
Использованные приемы:
- «Верные и неверные утверждения»,
- «Взаимоопрос»
- «Классификация»,
- «Кластер»
Оборудование:
- презентация
- карточки
Цели образовательные:
- сформировать устойчивый навык правописания чередующихся гласных в корнях слов;
- закрепить умение безошибочно писать слова с изученными орфограммами;
- развитие орфографических навыков;
цели развивающие:
- развитие навыков монологической речи,
- развитие навыков парной и групповой работы,
- развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);
цели воспитательные:
- воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.
Формирование УУД на уроке:
Личностные УУД
- формирование желания выполнять учебные действия;
- использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий
Познавательные УУД
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);
Коммуникативные УУД
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- сотрудничество в поиске и сборе информации;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
- формирование умения работать в малых группах.
Регулятивные УУД
- целеполагание;
- планирование;
- прогнозирование;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
Ход урока
I. Мотивация
Девизом нашего урока я предлагаю взять следующие слова.
Внимательно слушайте – и все услышите!
Внимательно смотрите – и все увидите!
Думайте – и все поймете!
Прикрыли глазки и мысленно сказали: “Я внимателен, я сосредоточен, догадлив, сообразителен, уверен в себе. Я буду усердно трудиться на уроке”.
Я желаю вам успеха.
II. Актуализация знаний
А теперь попытайтесь определить, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке.
Для этого разгадайте загадку.
Загорелый, озаренье:
Что писать под удареньем,
Что писать без ударенья?
Изложение, приращение:
Вызывают у всех сомненья.
Ну-ка правила скажите,
Написание поясните.
(Загадка о чередовании гласных в корнях)
(- Речь пойдет о чередовании гласных в корне.)
-С какими корнями мы познакомились на прошлых уроках?
(Корни –скак---скоч-, равн---ровн-, твар---твор-)
-Теперь попытайтесь сформулировать тему урока и запишите ее в тетрадь.
Чередование гласных в корнях –скак---скоч-, равн---ровн-, твар---твор-
-Мы будем работать только с этими корнями?
- Нет. Повторим и другие чередующиеся корни, ранее изученные. ( Урок обобщения и закрепления).
Целеполагание.
А теперь, опираясь на тему, сформулируйте цель нашего урока:
Цели урока
1. сформировать устойчивый навык правописания чередующихся гласных в корнях слов;
2. закрепить умение безошибочно писать слова с изученными орфограммами;
3. развитие орфографических навыков;
Эпиграфом к нашему уроку служат слова:
«Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться» Э. Тоффлер- современный американский ученый
Прочтите его. Как вы понимаете это высказывание?
Сегодня наша общая задача – обобщить и закрепить полученные знания о чередующихся гласных в корнях слов, т.е. будем учиться учиться.
III. Стадия осмысления.
Ребята, а что мы уже знаем о чередовании гласных в корне слова?
Прием «Верные и неверные утверждения».
Повторим следующим образом:
- Я буду читать предложения-высказывания. Если вы согласны с высказыванием, то под номером вопроса ставим знак «+», если не согласны – знак «-».
1. Правописание корней лаг-лож, кас-кос зависит от ударения.
2. Слова Ростов, росток, ростовщик, отрасль, Ростислав являются словами-исключениями.
3. Выбор гласной в корнях скак-скоч зависит от последующей согласной корня.
4. В корнях гор-гар в безударном положении пишется только А.
5. Чередование о-а в корнях равн-ровн зависит от лексического значения.
6. В корне слова пол…жить пишется буква А, так как за корнем следует суффикс И.
7. В корне –ращ- перед Щ пишется буква А.
Взаимопроверка (обменяйтесь тетрадями и проверьте у своего соседа по парте, оцените)
1 2 3 4 5 6 7
- + + - + - +
0-3 б-------------«2»
4 б---------------«3»
5-6 б------------«4»
7 б------------- «5»
- Давайте повторим правописание корней с чередованием, изученных на прошлом уроке.
- Еще раз повторим, какие корни мы изучили на прошлом уроке?
Повернитесь друг к другу и по очереди проговорите правила о правописании корней.
-скак---скоч-: перед к пишется а, перед ч – о. Исключение: скачок, скачу
-твар---твор-: под ударением – о, а; без ударения – о. Исключение: утварь
-равн- | -ровн- |
«одинаковый, наравне» (что-то с чем-то сравнивать) | «прямой, гладкий, ровный». Исключение: равнина |
- Попробуем привести в систему наши знания о чередованиях. Для этого предлагаю вам собрать кластер с классификацией чередований. (Учащимся предлагаю разрезанный кластер, им нужно его собрать в паре)
Составление кластера