МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС: ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЙ И ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ




 

(Толковыи словлрь жнваго велико­русскАГО языка ВлАДи<«1рА даля. 1882, толп. трет1н, с. 388)

 

Варианты подходов к определению ма­лых и средних предприятий

Можно выделить количественный, качественный и комбиниро­ванный под­ходы к определению малого и среднего предприятий.

Количественные определения МСП. В определениях малых и/ или средних предприятий, основанных на количественном подходе, чаще всего используют такие легко доступные для анализа критерии, как число занятых, объем продаж (оборот), балансовая стоимость активов.

При этом известны определения, основанные только на примене­нии одного из данных критериев (например, прежнее определение ЕС - численность заня­тых); может быть использована комбинация этих критериев, как в новом опреде­лении ЕС (табл. 2, 3). Однако, хотя подобные критерии и являются наиболее рас­пространенными, разброс мнений о количественных параметрах изменения таких кри­териев чрезвычайно широк даже в пределах одной и той же страны, не говоря уже о разных странах. Это вполне объяснимо как широким

Таблица

Определение малого и среднего предприятий по методологии ЕС (январь, 1995 г.)

Предприятия Численность занятых, че­ловек Годовой оборот, млн. ЭКЮ Баланс, млн. ЭКЮ
Малое Сред­нее менее 50 50-250 менее 4 менее 16 менее 2 менее 8

Источник: PROMEESE Profiles of Management Excellence in European Small Enterprises.

° Stanworth J., Gray C. Bolton. 20 Years On: The Small Firm in 1990s

спектром задач, для которых используются формальные определе­ния, •так и различным уровнем развития экономики в разных странах и регионах. В допол­нение к этим объективным факторам накладыва­ются и субъективные представ­ления тех или иных исследователей или политиков о том, что есть малый и/или средний бизнес.

Данные таблицы 3 свидетельствуют также об отсутствии общего консенсуса исследователей по вопросу определения размера предпри­ятия даже в националь­ном масштабе, так как большая часть приве­денных критериев относится к Вели­кобритании, одной из первых за­падноевропейских стран, обратившей внимание на феномен МСП и целенаправленно развивающей этот сектор экономики.

Таблица 3 Варианты количественных определений среднего предприятия

Тип исследования Балансовая сто­имость активов, млн. ф. ст. Объем продаж, млн. ф. ст. Число занятых, человек
Определение размера фирмы в целях      
Бухучета 1,4-5,75 1,4-5,75 50 - 250
Планирование в среднем бизнесе   10-33,3' -
Стратегия в среднем бизнесе - - 10 - 500
Корпоративное планирование      
в среднем бизнесе Великобритании - 9-160 1800-4999
Экспортные маркетинговые стратегии      
в среднем бизнесе Великобритании - - 100-500
Факторы успешного роста компаний      
в США - 16-666* -
Факторы успешного роста компаний в      
Электронной промышленности      
Великобритании - 10-120 -
Инновации в промышленности Греции - - 50-250
Маркетинговые исследования в      
Среднем бизнесе - - 100-500
Стратегии развития технологий в      
Среднем бизнесе - 13-66* -

• - Доллары США пересчитаны в фунты стерлингов.

Источник: Brooksbank R. Defining the Small Business: a New Classification of Company Size.

Главным достоинством количественных определений является удобство их использования. Такие критерии, как оборот или числен­ность занятых, как пра­вило, доступны для исследователей. Основ­ными недостатками количественных подходов являются их абсолют­ность, отсутствие теоретической базы, опреде­ляющей выбор того или иного показателя и границ его изменения, и в связи с этим трудность их использования для сравнительного анализа.

Качественные варианты определений предусматривают исполь­зование ка­чественных критериев. Возможно также дополнение каче­ственного определения некоторыми количественнымии показателями. Однако и такой подход опирается в основном на субъективные суж-

 

____________ Малый и средний бизнес: эволюция понятий и проблема определе­ния

дения и опыт, но при этом делается акцент на отличия, "интуитивно" известные как присущие компаниям того или иного размера. Делают­ся также попытки оп­ределить размер "малого", "среднего" и "круп­ного" предприятий через рассмот­рение, по сути, "эффектов" или по­следствий влияния размера на характер дея­тельности фирмы.

В качестве примера такого подхода Р.Бруксбэнк приводит опреде­ление Ван Хорна (Нидерланды, 1979 г.). При анализе особенностей стратегического плани­рования малых фирм Ван Хорн выделяет пять характерных черт, присущих в стратегическом аспекте малым фирмам:

- относительно небольшое число производимых продуктов (тех­нологий, услуг, ноу-хау);

- сравнительно ограниченные ресурсы и мощности (капитал, че­ловеческие ресурсы и т.д.);

- менее развитые системы управления, административных про­цедур и тех­нологий, необходимых для оценки и контроля стратеги­ческого положения ком­пании;

- несистематичность менеджмента, неформальность отношения к тренинго­вым и обучающим программам;

- главные управленческие должности и большинство акций удер­живаются основателями предприятия и/или их родственниками.

На базе этих качественных критериев, а также своего опыта кон­сультиро­вания в Нидерландах Ван Хорн предложил считать средни­ми предприятия с численностью занятых от 50 до 500 человек и обо­ротом в 1-33 млн. ф. ст.

Другим примером качественного подхода является методика, разработанная X. Веду" на основе исследований процессов развития организаций. Он идентифи­цирует ряд характеристик, присущих пред­приятиям разного размера - от малых до крупных (см. табл. 4). В этом исследовании делается вывод о том, что британ­ские средние по размеру компании - это предприятия с численностью занятых от 25 до 500 человек.

Широкое распространение в западных странах получила также "теория эта­пов роста фирмы" (или просто "теория роста компании"), появившаяся в резуль­тате исследований в области "организационного поведения" ("organisational be­havior)" и также давшая толчок к распро­странению качественных определений размера фирмы на основе выде­ления характерных этапов ее развития. И хотя ни один из вариантов теории роста фирмы не связан напрямую с определением раз­мера предприятия, ряд исследователей используют эту концепцию для развития качественных вариантов определения размера фирмы.

Один из вариантов данной теории фокусируется на стратегии развития про­дукта как индикаторе этапа роста предприятия. При этом большинство авторов рассматривают компании как предприятия, раз­вивающиеся начиная от малой фирмы, ориентированной на производ­ство одного продукта, до крупной с ориен­тацией на диверсификацию

____________ Малый и средний бизнес: эволюция понятий и проблема определе­ния

своей деятельности по производству большого числа продуктов (техно­логий, услуг, ноу-хау) - компании-конгломерата. Для характеристи­ки этапа развития продукта используется "коэффициент специализа­ции" ("specialisaion ratio), рав­ный отношению годового дохода фир­мы к ее общим затратам на производство и сбыт основного продукта.

Преимуществами качественного подхода являются достижение некоторой степени его теоретического обоснования и учет широкого спектра "интуитивно" присущих разным предприятиям качественных критериев, таких, как "система менеджмента", "система контроля производительности", "система мотивации производительности" и т.д. Основными недостатками этого подхода являются сложность практи­ческого его применения, обусловленная, в частности, трудно­стью до­ступа к внутрифирменной информации для определения ряда харак­те­ристик, таких, например, как "система менеджмента", а также дос­таточно широ­кий спектр самих критериев.

Чисто качественное определение малой фирмы можно сформули­ровать по­средством выделения основных характерных особенностей ее существования и развития. Этот подход интересен прежде всего тем, что рассматривает малую фирму не как уменьшенный вариант большой компании, а как организацию, дея­тельность которой каче­ственно отличается от крупных предприятиий следую­щими специ­фичными чертами: высокой степенью неопределенности; потенци­аль­но более высокой способностью к внедрению инноваций (в широком смысле); постоянным развитием и адаптируемостью к изменениям.

Комбинированный подход. Характерным примером комбиниро­ванного подхода является определение малой фирмы, предложенное в 1971 г. в докладе Болтонского комитета (Великобритания), явив­шемся, по сути, первым примером серьезного рассмотрения пробле­мы развития малого бизнеса^. В нем приведены результаты сравни­тельного анализа некоторых аспектов развития малых фирм в раз­ных странах, что было первой попыткой осмысления проблемы МСП в меж­дународном контексте.

Пытаясь устранить недостатки количественного подхода, Бол-тонский ко­митет предложил так называемые "экономическое" и "ста­тистическое" опреде­ления малой фирмы. Согласно экономическому определению, к малым относятся фирмы, удовлетворяющие следую­щим трем условиям:

- фирма владеет относительно небольшой долей рынка в рыноч­ном про­странстве ее сферы деятельности;

- управление фирмой осуществляется ее владельцем (или соуч­редителями) лично, а не посредством формализованной управленчес­кой структуры;

- фирма является независимой (не представляет собой часть круп­ного предприятия).

Статистическое определение (табл. 5) предполагалось использо­вать для выявления вклада предприятий малого бизнеса в валовой

" Storey D.J. Understanding the Small Business Sector. 55

 

А. Колесников, Л. Колесникова

национальный продукт, в решение проблемы занятости, экспортную деятель­ность, развитие инноваций и т. д., а также для анализа изме­нений соответствую­щих показателей во времени и обеспечения воз­можности проведения сопостав­лений на международном уровне.

Данные таблицы 5 иллюстрируют также использование различ­ных опреде­лений для разных отраслей и вариации одних и тех же "критериев малости" для различных сфер деятельности.

Таблица 5

Статистическое определение малой фирмы по методоло­гии Болтонского комитета

Отрасли Определение
Промышленность Число занятых не более 200
Строительство, добыча  
Полезных ископаемых Число занятых не более 25
Розничная торговля, услуги Оборот не более 50 000 ф. ст.
Продажа автомобилей Оборот не более 100 000 ф. ст.
Оптовая торговля Оборот не более 200 000 ф. ст.
Транспорт В собственности фирмы не более
  5 транспортных средств
Общественное питание Все самостоятельные предприятия,
  исключая чьи-либо отделения и
  предприятия, управляемые
  пивоваренными заводами

Источник: Bolton Committee Report (1971).

В дальнейшем болтонское определение неоднократно подверга­лось кри­тике в части как "экономической", так и "статистической" составляющих^.

Во-первых, отмечалось противоречие между "экономическим" определе­нием, предусматривающим, что управление в малой фирме осуществляется без использования какой-бы то ни было формализо­ванной управленческой струк­туры, и "статистическим" определени­ем, согласно которому малая фирма, на­пример, в промышленности, может насчитывать до 200 занятых. Хотя в болтон­ской интерпрета­ции далее признавалось, что некоторые малые предприятия мо­гут характеризоваться "одним или более уровнями промежуточных "кон­троле­ров" ("supervisors") или "бригадиров", проводящих в жизнь ре­шения владельца фирмы - предпринимателя", тем не менее подчерки­валось, что все ключевые решения принимаются именно им. Однако и специальные исследования этого вопроса, и просто объективный взгляд на практику функционирования малых фирм показывают, что менеджеры малых фирм принимают серьезные управлен­ческие реше­ния (в рамках делегированной им ответственности), а не только вы-

" Storey D.J. Understanding the Small Business Sector.

_____________ Малый и средний бизнес: эволюция понятий и проблема определе­ния

полняют чисто контрольные функции начиная уже с того времени, когда фирма насчитывает от 10-20 человек и более. При этом деятель­ность фирмы характери­зуется довольно четким разграничением сфер ответственности.

Другой спорный аспект болтонского экономического определе­ния - утвер­ждение о невозможности для малой фирмы влиять на свой рыночный сегмент, например, на цены посредством изменения коли­чества выпускаемых ею продук­тов. Это утверждение, по сути, бази­руется на принятии того факта, что малая фирма действует в контек­сте совершенной конкуренции. На практике, однако, многие малые фирмы развиваются успешно, находя свои ниши. Обеспечивая при­сутствие на рынке в высокой степени специализированных услуг или продуктов, например, в достаточно изолированной в географи­ческом плане местности, они часто не испытывают особой конкурен­ции. В результате в краткосрочном или даже среднесрочном времен-нбм интервале малые фирмы оказываются в положе­нии, позволяю­щем им удерживать достаточно высокие цены и достигать при этом более высокой рентабельности, чем на крупных предприятиях той же от­расли.

Статистическое определение Болтонского комитета также под­вергалось серьезной критике по различным аспектам. В качестве его недостатков отмеча­лись следующие:

- широкий спектр применяемых критериев "малости";

- наличие разных числовых параметров изменения критериев для разных отраслей, затрудняющих использование такого определения;

- непосредственное использование денежных единиц, что неизбеж­но приводит к трудностям учета изменений их стоимости во времени;

- применение критериев численности занятых при сопоставлении деятель­ности малых и крупных фирм с течением времени также при­водит к определен­ным затруднениям в связи с неравномерным изме­нением количества валового национального продукта на человека для различных отраслей;

- единое статистическое определение, несмотря на отдельные ва­риации его составляющих для различных отраслей, подразумевает тем не менее однород­ность сообщества малых фирм.

Исследователям, пытающимся делать какие-либо выводы на ос­новании статистики МСП разных стран, необходимо быть особенно внимательными, так как существуют дополнительные "подводные кам­ни", способные существенно исказить "истинное" положение дел:

- различные подходы к формальному определению МСП в раз­ных странах (в докладе РАРМП^ приводится 18 вариантов определе­ний МСП);

- даже в рамках общих подходов - различия традиционно сло­жившихся в разных странах способов учета появившихся на рынке предприятий и уходящих с рынка фирм;

'* Малый бизнес России. Проблемы и перспективы. Аналитический доклад РАРМП.

А. Колесников, Л. Колесникова

- даже при полном совпадении определений и числовых пара­метров ис­пользуемых критериев возможны неожиданности. Напри­мер, способы учета численности как частично занятых на предприя­тии, так и самозанятых могут различаться для разных стран;

- статистика малых предприятий в разных странах по-разному учитывает малые фирмы, являющиеся отделениями других компаний. Таким образом, статистиче­ские данные по МСП могут использо­ваться в различных дискуссиях в спекуля­тивных целях. Избежать таких неприятных последствий текущей реальной ситуа­ции в этой области можно лишь посредством объединения усилий ученых, ис­следователей, политиков и самих предпринимателей.

Длительные дебаты специалистов западных стран по проблеме определения МСП пока не закончены, а в России они еще только начинаются (например, наше законодательство пока никак не опреде­ляет понятие среднего бизнеса). В на­стоящее время в нашей стране при рассмотрении проблемы определения МСП внимание специалис­тов и политиков концентрируется в основном на связанных с ней вопросах налогообложения и государственной поддержки малого биз­неса. Так, в федеральной программе государственной поддержки ма­лого предприни­мательства в РФ на 1996-1997 гг. и в решениях 1-го Всероссийского съезда пред­ставителей малых предприятий обращено особое внимание на разработку и за­крепление в российском законо­дательстве принятых в мировой практике, в том числе в странах -членах ЕС, понятий "микрофирма" и "среднее предприятие", а также распространение на эти сферы предпринимательства действия феде­раль­ного закона "О государственной поддержке малого предприни­мательства в Рос­сийской Федерации". Здесь же нам хотелось сделать акцент на значительно более широком спектре задач, обусловливаю­щих необходимость использования фор­мальных или неформальных определений малого бизнеса, а также на более ши­роком видении воз­можных подходов к их решению. При разработке отечествен­ных ва­риантов полезно осмысление опыта стран, в которых сектор МСП разви­вается уже около двух десятков лет. Особо надо подчеркнуть, что вряд ли суще­ствует единственно верное для всех целей определе­ние малого и/или среднего предприятия. Мы попытались показать (см. табл. 4) расплывчатость переходных границ между качествен­ными определениями "малый- средний - крупный биз­нес". Для раз­личных целей и задач вполне правомерно использование разных под­ходов. Вместе с тем при решении задач статистических наблюдений и ана­лизе ситуаций как в отдельных регионах, так и в России в целом не следует забы­вать и о проблеме определения МСП. И в заключение мы хотели бы обратить внимание специалистов на употребление не­которых новых "терминов" из арсе­нала российской деловой термино­логии, сомнительных, на наш взгляд, с точки зрения чистоты русско­го языка, ведь "в начале было слово...".

В. РАДАЕВ, кандидат эко­номических наук, заведующий отделом ИЭ РАН

О вымогательствах и угрозах

Обратимся ко второй стороне "обычного ненормативного" пове­дения - применению сило­вых действий, вымогательств и угроз в де­ловых взаимоотношениях. Известно, что в опросах об­щественного мнения преступность в течение последних пяти лет достаточно устой­чиво ставится российским населением на второе место среди наиболее острых проблем (первое место занимает рост цен). Для российского бизнеса организованное насилие также превратилось в болезненную проблему. Только за 1994 г. было убито 94 (!) руководителя круп­ных коммерческих фирм. По отдельным данным, около 70% коммер­ческих предприятий вынуждены платить силовым группи­ровкам^

По нашим данным, свыше '/^ руководителей малых предприя­тий (26,2°о) заявляют, что слу­чаи силовых вымогательств и угроз часты, еще более половины (57,1%) считают это нередким явлением и только 16,7°о опрошенных говорят, что подобные явления в малом бизнесе отсутст­вуют (см. табл. 1). В 1993 г. V^ руководителей заяви­ли, что вообще не сталкивались с рэкетом. Контраст с сегодняшней ситуацией разителен (особенно если сравнивать полученные резуль­таты с устойчивостью ответов о нарушении деловых обязательств). Отчасти это связано с тем, что за­данный три года назад вопрос о рэкете был неудачен по форме, сужал проблему группового и ор­гани­зованного насилия.

В период перестройки было немало разговоров о рэкете в отно­шении новых хозяйственных структур. Сегодня ситуация в корне не изменилась, но произошло серьезное смещение акцентов. Речь идет уже не о рэкете, а об организованной охране. И малые, и крупные предприятия вынуж­дены искать профессиональную защиту, которую оказывают сегодня как минимум три категории организаций: пред­ставители официальных правоохранительных органов (на коммер­ческой ос­нове); официально зарегистрированные частные охранные и сыскные агентства, образуемые, как правило, бывшими работника­ми правоохранительных органов; криминальные группировки, зани­мающиеся обеспечением так называемых "крыш". В результате биз­несмены систематически оп­лачивают услуги "своих" охранников, а не платят "чужим".

Спектр силовых методов достаточно широк^. Как важная часть они включены в механизм контроля деловых обязательств. Профес­сиональные силовые группы широко используются для выяснения

^ Российское предпринимательство: приоритеты национальной экономики в 1995 г. Годовой доклад Торгово-промышленной палаты. М, 1995, с. 48.

^0 видах вымогательств см., например: Клейменов М.А., Дмитриев О. В. Рэкет в Сибири. - Социологические исследования, 1995, 3, с. 115-121.

В. Радаев ___ _____ ___________

отношений с недобросовестными и необязательными партнерами и клиентами, для решения про­блем, связанных с их задолженностями. Цена услуг высока. Утверждается, что привлечение "братков" обхо­дится в половину возвращаемой суммы, официальные агентства бе­рут от 15 до 40% ".

Роль организованного насилия не исчерпывается криминальны­ми факторами. Во многих случаях это замещение утерянных инстру­ментов вертикального давления на партнеров (в том числе давления через партийные органы в советское время), своего рода "компенса­ция" за утерю административной защиты. При отсутствии действен­ного законодательного и судебного регули­рования силовые методы вошли как нормальный (обычный) элемент в ткань хозяйственных отно­шений. Когда закон нем, а мораль слепа, зарвавшихся возвраща­ют в нормативные рамки более грубыми и примитивными способами. И зона силовых методов, судя по всему, продолжает рас­ширяться.

Общеизвестно, что объектом вымогательств чаще становятся финансовые и торговые струк­туры, активно работающие с наличным денежным оборотом. Действительно, опрошенные финан­систы более других озабочены данной проблемой. А вот существенных отличий в оценках заня­тых в торговле и сфере услуг от общей массы предпри­нимателей зафиксировать не удалось.

Стоит упомянуть, что частота применения силовых методов хо­зяйственными руководите­лями напрямую увязывается с общей неблагоприятной оценкой условий для малого предпринима­тельства. Респонденты с более высоким образовательным уровнем несколько чаще указывают на наличие вымогательств (вряд ли они чаще с ними сталкиваются, скорее, мы опять имеем дело с более болезненной ре­акцией).

По мнению государственных служащих и деятелей общест­венных объединений, ситуация, как и при невыполнении обяза­тельств, выглядит еще более тяжелой, причем различия с оценкой малых предпринимателей даже увеличиваются до 10 процентных пунктов.

Можно ли успешно хозяйствовать без угроз и применения силы - не в идеальном, заоблач­ном мире, а в реальных сегодняшних усло­виях? Более половины респондентов (52, У/о) уверены, что можно. Еще более трети (38,3°о) считают, что это возможно с трудом. И только 9,4% поста­вили категоричное "нет" (см. табл. 2). Причем ру­ководители малых предприятий в данном случае явно выделяются своим оптимизмом на фоне всех прочих групп - более крупных пред­принимате­лей, представителей государственного управления и обще­ственных организаций. О возможности отказа от применения силы говорят "экономические оптимисты": те, кто прогнозирует рост всех основных хозяйственных показателей в сфере малого бизнеса и не ожидает массовых банкротств. А вот с финансовым положением соб­ственного предприятия связь уже не наблюдается.

' Полянский А. Выше "крыши". - Эксперт, 1996, № 2, с. 20.

________________ Малый бизнес и проблемы деловой этики О бюрокра­тизме и взятках

Теперь обратимся к "силовым методам" иного рода, связанным с вымогательством со сто­роны чиновников. Из области "горизонталь­ных" хозяйственных отношений переходим в область "вертикальных". Проблемы бюрократизма обычно характеризуются печально высоким рейтингом среди наиболее болезненных проблем, с которыми сталкива­ются руководители малых предпри­ятий (по результатам нашего оп­роса, бюрократизм и недостаточная безопасность бизнеса делят 5-6-ю позиции из полутора десятков наиболее острых проблем). Известно, что чиновники имеют немало возможностей для создания барьеров на пути малого предпринимательства. Усложненный порядок регистра­ции предприятий, необходимость платить за каждый документ (от­нюдь не символические суммы), задержки с оформлением и даже отказы в регистрации (по сути, противо­законные) - со всем этим пред­приниматель вынужден сталкиваться, еще не начав свою деятель­ность. Но беды предприятия с его регистрацией не кончаются. Власти мани­пулируют ставками арендной платы и прочих платежей. Появляются многочисленные контролирующие инстанции, которые устраивают проверки по поводу и без повода^ Представители властей не раз до­казывали свою способность разрушить фактически любое предприя­тие, причем в самые кратчайшие сроки.

Бюрократизм является эффективным инструментом прямого вымогательства. Поборы осу­ществляются в трех основных формах: легальных, полулегальных и нелегальных. Легальные включают налоги и обязательные платежи (от 40 до 50 наименований). Налого­вое бремя уже само по себе достаточно тяжело. Но оно, увы, не един­ственное. К полулегальным сборам относятся осуществляемые по инициативе властей отчисления предприятий, выходящие за пределы законо­дательных норм. Речь идет о "добровольно-обязательных" от­числениях на разного рода муници­пальные нужды (благоустройство города, ремонт зданий, другие потребности коммунального хо­зяй­ства). Власти обладают достаточно мощными рычагами, чтобы выну­дить предпринимателя стать "благотворителем". И действия их - по сути своей незаконные - в данном случае принимают вполне закон­ную, официальную форму. Третья форма - нелегальные поборы, идущие непосред­ственно в карманы конкретных чиновников в виде банальных взяток.

По мнению экспертов, коррупция является наиболее распрост­раненным незаконным хозяй­ственным действием^. Причем перестройка и последующие реформы принесли серьезные адми­нистративные по­слабления в этой области. Произошло явное расширение масшта­бов данного вида "торговли внутри государства". Зафиксированные

' Подробнее об этом см.: Малый бизнес России: проблемы и перспективы (Аналитический доклад). М. Российская ассоциация развития малого предприни­мательства, 1996.

* Радаев В. Новое российское предпринимательство в оценках экспертов. -Мир России, 1994, т. 3, №1, с. 44-46.

. Радаев ____________________________________________________________________

факты коррупции по-прежнему единичны и разрознены. Но судя по всему, взятки достигли таких размеров, какие не могли присниться советскому чиновнику даже в самом фантастическом сне.

Мы не намерены в данном случае ограничиваться традиционны­ми обвинениями в адрес чи­новничества и "обелять" предпринимате­лей. У сделки как минимум есть две стороны. И корыст­ные наклон­ности власть имущих нередко используются, и весьма цинично, для решения собст­венных проблем: взятка помогает получить доступ к дешевым ресурсам и индивидуальные льготы, освободиться от части легальных платежей и избежать "благотворительных" сборов. Ко­нечно, это не "рыночный торг равноправных сторон", ущемление предпринимателя здесь оче­видно, но представлять его только лишь в качестве пострадавшей стороны было бы не совсем верно.

По результатам опроса, ситуация здесь далеко не блестящая -^ / руководителей малых пред­приятий обращают внимание на нали­чие вымогательств со стороны чиновников, в том числе на частые вымогательства указывают 40,7%. И лишь 9,4°о руководителей не наблюдают их в хозяй­ственной практике (см. табл. 1). Эти оценки близки к данным нашего опроса 1993 г., но все же частота бюрокра­тических вымогательств несколько выросла (три года назад на их наличие ука­зывали около 80°о руководителей).

Здесь еще более заметно расхождение во мнениях между основ­ными группами респонден­тов. Оценки руководителей крупных и сред­них предприятий более негативны: 56,0% считают вымогательства частым явлением. Но самыми яростными обвинителями коррупции выступают представители общественных организаций, поддерживаю­щих малый бизнес (ее наличие в этой группе отмечают практически все). Для них вообще характерно дистанцирование от официальной власти, от "чиновников" (на деле эта дистанция зачастую не столь велика). Что же касается самих чиновников, то данную проблему они закономерно предпочитают не акцентировать. Конечно, мало кто ут­верждает, что коррупции нет вовсе (менее чем каждый пятый), но большинство все же не считают вымогательства частым явлением.

В отраслевом разрезе опять лидируют финансисты (к этой сфе­ре сейчас наблюдается особо пристальное внимание), затем следуют занятые в сфере науки и консалтинга, торговли и транс­порта. Чуть реже, судя по ответам, это касается сферы строительства.

Немногие объяснения фактически те же, что и в случае с сило­выми методами: прямое влия­ние образовательного уровня и общая оценка условий для малого предпринимательства. Вообще связь, меж­ду двумя проявлениями силового давления наиболее высока, они выглядят как две стороны одной медали (их так и называют - "бю­рократический и криминальный рэкет"). Склады­вается впечатление, что одни группы живут в зоне насилия, а другие - в мире относитель­ного спокойствия. Где проходят границы между этими группами, еще предстоит выяснить исследова­телям.

. Наиболее удручающий элемент вырисовывающейся картины свя­зан с оценкой возможно­стей успешного хозяйствования при принци­пиальном отказе от дачи взяток должностным лицам. В этом пункте

Малый бизнес и проблемы деловой этики

общий оптимизм предпринимателей сильно повыветрился. Только каждый шестой (16,6%) наде­ется, что это возможно. 42,1°о руководи­телей считают, что этого можно добиться с трудом. И почти столько же (41, У/о) не питают в данном случае никаких надежд (см. табл. 2). Если ситуация с деловой обязательностью неблагоприятна, но все же поправима, то на победу над коррупцией, похоже, мало кто всерьез рассчитывает. Здесь витает дух обреченности. Это относится и к дру­гим опрошенным группам. За исключением самих чиновников, видя­щих ситуацию в более радужном цвете, все относительно единодуш­ны (несколько пессимистичнее оценки руководителей крупных и сред­них предприятий). В отраслевом разрезе среди пессимистов лидиру­ют занятые в сферах финансов, торговли и услуг населению. Но мне­ние производственников отличается несильно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: