Механизм голосообразования




Тема: «Образование голоса в гортани. Атака звука»

- Здравствуйте ребята! Сегодня у нас с вами новая тема «Образование голоса в гортани. Атака звука».

Начнём урок, как обычно, с проведения музыкальной разминки.

1 упражнение

Вдох через нос. Закрепить мышцы живота. Звук «М» направить в резонаторы лица. Гортань не должна подниматься за звуком.

2 упражнение

3 упражнение

4 упражнение

1. Голосообразование – это процесс формирования звуковой волны, происходящий в гортани.

2. В голосообразовании участвует не только гортань, но и все органы человеческого голосового аппарата: дыхательные органы, голосовые связки, ротовая полость и носоглотка.

3. Звук формируется за счет напряжения, возникающего в голосовых связках, под действием которого они сужаются и начинают вибрировать.

4. Для людей с удаленной гортанью естественный физиологический процесс голосообразования невозможен, но существует ряд способов реабилитации голоса.

5. Наш центр предлагает подробные консультации по данным вопросам, помощь в подборе оборудования и аксессуаров для пациентов, перенесших ларингэктомию.

За этот процесс, также называемый фонацией, отвечают органы человеческого голосового аппарата:

  • Ротовая полость
  • Носоглотка
  • Гортань
  • Голосовые связки
  • Дыхательные органы (легкие, бронхи, трахея)
  • Грудная клетка с диафрагмой
  • Мускулатура

Помимо этого в голосообразовании участвует нервная система. Ведь речь, которую мы произносим, рождается именно у нас в мозгу. Нервные клетки генерируют мысли и посылают соответствующие сигналы к органам голосового аппарата. Это четко отлаженный механизм, в котором каждый «винтик» играет свою роль.

По сути, человеческий голосовой аппарат просто выполняет приказы мозга, транслируя речь. И важно, чтобы каждая его деталь выполняла свою функцию. К сожалению, у пациентов, перенесших ларингэктомию, из-за отсутствия связок данный физиологический процесс становится невозможным. И тогда приходится искать альтернативные решения, обеспечивающие голосообразование. Получить подробную консультацию по данному вопросу можно в нашем центре.

Механизм голосообразования

Данный алгоритм выглядит следующим образом:

  • Когда человек пытается произнести звук, складки рефлекторно сжимаются
  • Вместо треугольника в гортани образуется узкая щель
  • Проходя через этот просвет, воздушная струя провоцирует колебания голосовых складок
  • Чередующиеся смыкания и размыкания этих складок в сочетании с вибрациями формируют звуковую волну
  • С помощью артикуляционного аппарата (зубов, губ, щек и т д) человек придает произносимым звуками членораздельность и разборчивость

Амплитуда колебаний связок влияет на различные голосовые параметры – тембр, высоту, громкость:

  • Чем больше воздуха через них проходит, тем громче речь
  • Высота голоса зависит от частоты вибраций
  • Голосовой диапазон определяется индивидуальными особенностями связок (ширина, длина, упругость)
  • На силу, тембр и разборчивость речи влияют глотка и ротовая полость

Голос образуется в гортани. Этот процесс носит название фонация. Во время дыхания спокойного дыхания голосовые связки расслаблены и образуют широкий треугольник, не мешающий прохождению воздуха. Когда вы собираетесь произнести звук, голосовые связки напрягаются, сдвигаются и образуют узкий просвет. Струя воздуха, выдыхаемая из легких, проходит через сомкнутые голосовые складки и вызывает их колебания. В результате порождается слабый звук, который усиливается в полостях носа, глотки и рта, которые выполняют роль резонатора.

Атака звука — начало работы голосовых связок и дыхания, или способ взятия звука. Выдох и подача звука должны происходить у певца одновременно. Владение атакой звука требует максимальной точности, от этого зависит качество всей музыкальной фразы, чистота первого тона (без «подъездов») и последующего интонирования. В этом секрет красивого вокального звука. После плохой атаки звука голос не может звучать хорошо. Любые попытки поправить звук после неловкой атаки успеха не принесут. Певец может пользоваться твердой, мягкой и придыхательной атакой. Твердая атака характеризуется плотным смыканием голосовых связок до начала звука. Сам звук при этом обычно бывает точным по высоте, ярким, энергичным, при утрировании — жестким и резким, что может привести к повреждению голосовых связок. При вялой атаке наблюдается неустойчивая интонация, ненасыщенная тембровая палитра, несвободное звучание. Твердая атака часто практикуется на занятиях с начинающими в упражнениях на staccato для координации дыхания и звука.

Мягкая атака — это безупречная согласованность и совпадение двух функций: голосовых связок и выдоха, что дает мягкое, объемное, тембрально окрашенное, свободное звучание, обеспечивает чистоту интонации. Благодаря этому можно в совершенстве овладеть кантиленным пением и однородным звучанием на всем диапазоне голоса. Мягкая атака наиболее благоприятна для развития и сохранения певческого аппарата.

При придыхательной атаке певец допускает свободный выпуск воздуха («утечку» воздуха), в результате чего звук становится надтреснутым, со свистящим призвуком, сипом и тусклым звучанием. Звук не сразу достигает полноты звучания и точной высоты, образуя так называемые «подъезды» к ноте. Певец должен владеть всеми тремя видами атаки, употребляя их в зависимости от исполнительских задач. В педагогической практике используются разные виды атаки для организации певческого голосообразования и для борьбы с дефектами певческого звука.

Дз: выполнять распевки в разной атаке звука.

- На этом занятие подошло к концу. Досвидания!

 

 

Вокальный кружок «Улыбка»

Старшая группа Ср – Пт (22.10)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: