Тема: «Образование голоса в гортани. Атака звука»
- Здравствуйте ребята! Сегодня у нас с вами новая тема «Образование голоса в гортани. Атака звука».
Начнём урок, как обычно, с проведения музыкальной разминки.
1 упражнение
Вдох через нос. Закрепить мышцы живота. Звук «М» направить в резонаторы лица. Гортань не должна подниматься за звуком.
2 упражнение
3 упражнение
4 упражнение
1. Голосообразование – это процесс формирования звуковой волны, происходящий в гортани.
2. В голосообразовании участвует не только гортань, но и все органы человеческого голосового аппарата: дыхательные органы, голосовые связки, ротовая полость и носоглотка.
3. Звук формируется за счет напряжения, возникающего в голосовых связках, под действием которого они сужаются и начинают вибрировать.
4. Для людей с удаленной гортанью естественный физиологический процесс голосообразования невозможен, но существует ряд способов реабилитации голоса.
5. Наш центр предлагает подробные консультации по данным вопросам, помощь в подборе оборудования и аксессуаров для пациентов, перенесших ларингэктомию.
За этот процесс, также называемый фонацией, отвечают органы человеческого голосового аппарата:
- Ротовая полость
- Носоглотка
- Гортань
- Голосовые связки
- Дыхательные органы (легкие, бронхи, трахея)
- Грудная клетка с диафрагмой
- Мускулатура
Помимо этого в голосообразовании участвует нервная система. Ведь речь, которую мы произносим, рождается именно у нас в мозгу. Нервные клетки генерируют мысли и посылают соответствующие сигналы к органам голосового аппарата. Это четко отлаженный механизм, в котором каждый «винтик» играет свою роль.
По сути, человеческий голосовой аппарат просто выполняет приказы мозга, транслируя речь. И важно, чтобы каждая его деталь выполняла свою функцию. К сожалению, у пациентов, перенесших ларингэктомию, из-за отсутствия связок данный физиологический процесс становится невозможным. И тогда приходится искать альтернативные решения, обеспечивающие голосообразование. Получить подробную консультацию по данному вопросу можно в нашем центре.
Механизм голосообразования
Данный алгоритм выглядит следующим образом:
- Когда человек пытается произнести звук, складки рефлекторно сжимаются
- Вместо треугольника в гортани образуется узкая щель
- Проходя через этот просвет, воздушная струя провоцирует колебания голосовых складок
- Чередующиеся смыкания и размыкания этих складок в сочетании с вибрациями формируют звуковую волну
- С помощью артикуляционного аппарата (зубов, губ, щек и т д) человек придает произносимым звуками членораздельность и разборчивость
Амплитуда колебаний связок влияет на различные голосовые параметры – тембр, высоту, громкость:
- Чем больше воздуха через них проходит, тем громче речь
- Высота голоса зависит от частоты вибраций
- Голосовой диапазон определяется индивидуальными особенностями связок (ширина, длина, упругость)
- На силу, тембр и разборчивость речи влияют глотка и ротовая полость
Голос образуется в гортани. Этот процесс носит название фонация. Во время дыхания спокойного дыхания голосовые связки расслаблены и образуют широкий треугольник, не мешающий прохождению воздуха. Когда вы собираетесь произнести звук, голосовые связки напрягаются, сдвигаются и образуют узкий просвет. Струя воздуха, выдыхаемая из легких, проходит через сомкнутые голосовые складки и вызывает их колебания. В результате порождается слабый звук, который усиливается в полостях носа, глотки и рта, которые выполняют роль резонатора.
Атака звука — начало работы голосовых связок и дыхания, или способ взятия звука. Выдох и подача звука должны происходить у певца одновременно. Владение атакой звука требует максимальной точности, от этого зависит качество всей музыкальной фразы, чистота первого тона (без «подъездов») и последующего интонирования. В этом секрет красивого вокального звука. После плохой атаки звука голос не может звучать хорошо. Любые попытки поправить звук после неловкой атаки успеха не принесут. Певец может пользоваться твердой, мягкой и придыхательной атакой. Твердая атака характеризуется плотным смыканием голосовых связок до начала звука. Сам звук при этом обычно бывает точным по высоте, ярким, энергичным, при утрировании — жестким и резким, что может привести к повреждению голосовых связок. При вялой атаке наблюдается неустойчивая интонация, ненасыщенная тембровая палитра, несвободное звучание. Твердая атака часто практикуется на занятиях с начинающими в упражнениях на staccato для координации дыхания и звука.
Мягкая атака — это безупречная согласованность и совпадение двух функций: голосовых связок и выдоха, что дает мягкое, объемное, тембрально окрашенное, свободное звучание, обеспечивает чистоту интонации. Благодаря этому можно в совершенстве овладеть кантиленным пением и однородным звучанием на всем диапазоне голоса. Мягкая атака наиболее благоприятна для развития и сохранения певческого аппарата.
При придыхательной атаке певец допускает свободный выпуск воздуха («утечку» воздуха), в результате чего звук становится надтреснутым, со свистящим призвуком, сипом и тусклым звучанием. Звук не сразу достигает полноты звучания и точной высоты, образуя так называемые «подъезды» к ноте. Певец должен владеть всеми тремя видами атаки, употребляя их в зависимости от исполнительских задач. В педагогической практике используются разные виды атаки для организации певческого голосообразования и для борьбы с дефектами певческого звука.
Дз: выполнять распевки в разной атаке звука.
- На этом занятие подошло к концу. Досвидания!
Вокальный кружок «Улыбка»
Старшая группа Ср – Пт (22.10)