Вокальный кружок «Улыбка»
Младшая группа Вт. – Чт. (09.11)
Тема: «Понятие кантиленного пения»
- Здравствуйте ребята! Сегодня с вами поговорим о кантиленном пении.
Начнём урок, как обычно, с проведения музыкальной разминки.
1 упражнение
Вдох через нос. Закрепить мышцы живота. Звук «М» направить в резонаторы лица. Гортань не должна подниматься за звуком.
2 упражнение
3 упражнение
4 упражнение
Певческий голос - единственный музыкальный инструмент, наделенный словом. Владение плавным, связным переходом от слога к слогу, от звука к звуку является основой вокальной музыки и ее исполнения.
Кантилена (итал. cantilena «песенка» от лат. cantilena «пение») — широкая, свободно льющаяся напевная мелодия как вокальная, так и инструментальная.
Способность певческого голоса к кантиленному исполнению мелодии вырабатывается постепенно, по мере освоения певческого голосообразования и голосоведения.
Петь кантилену — это умение петь legato, т. е. хорошо связывать ноты. Однако пение legato— еще не полностью определяет понятие кантилены хорошо поставленного певческого голоса. В кантиленное пение как непременный момент включается льющийся характер звука. Представим себе, например, сильно зажатый голос, который поет связно мелодию. Будет ли это кантиленным пением? Безусловно, нет. Кантиленность — певучесть — обязательно требует свободно льющегося округленного, на дыхании звука.
- А сейчас чтобы понять что такое кантиленное пение, мы с вами разучим Вокализ №19 Латухина Н.М.
Ладухин Вокализ №19 Бобрецов Вова 2011 октябрь - YouTube
Д/з разучивать Вокализ №19, петь связанно, спокойно.
- На этом урок окончен. Досвидания!
Вокальный кружок «Улыбка»
Младшая группа Вт. – Чт. (11.11)
Тема: «Основные жесты хормейстера: внимание, дыхание, начало пения, конец пения»
- Здравствуйте ребята, сегодня у нас с вами новая тема «Основные жесты хормейстера: внимание, дыхание, начало пения, конец пения».
Начнем мы урок с распевания, прослушивания и исполнения песни П. Дубравина «Добрый день».
Распевание
а) упражнение №1 пение на одном звуке, используя слоги «ма-мэ-ми-мо-му»: следить за ровностью звука и цепным дыханием; звуковедение легато, темп умеренный, тесситура средняя, атака звука мягкая, динамика mf; упражнение способствует яркости ощущений в головном регистре; эмоциональный настрой: исполнять спокойно, величаво,
б) упражнение №2 пение трех соседних звуков, используются слоги «лё» и «ли», а также вибрация губ: следить за легкостью и полетностью голоса, за единообразной манерой исполнения гласных, расширять диапазон учащихся до E- dur второй октавы; использовать навык пения звуковедения staccato, активно подавая дыхание;
в) упражнение №3 для раскрепощения певческого аппарата используется слог «да», упражнение способствует яркости ощущений в смешанных регистрах, дыхание активное и экономный выдох;
г) упражнение №4 скороговорки: «От топота копыт пыль по полю летит», «Проворонила ворона вороненка», а также чередуя слоги «ма-мэ-ми-мо, ба-бэ-би-бо, да-дэ-ди-до-ду»; эмоциональный настрой: игриво, задорно; динамика mp, пение на одном дыхании.
д) упражнение №5 пение тонического трезвучия, используя слоги «ли-лё-ля» и звуковедение staccato; округлое звучание и четкое произношение гласных и согласных, активная смена дыхания между фразами.
А сейчас прослушайте и попытайтесь исполнить песню П. Дубравина «Добрый день».
Яков Дубравин Добрый День скачать песню бесплатно в mp3 качестве и слушать онлайн (z2.fm)
- Какое чувство возникло у вас при исполнении песни? (Радости, доброты)
- Конечно. Когда человек вас приветствует словами «доброе утро, добрый день; здравствуйте». Он желает вам здоровья, счастья, добра, удачи.
Послушайте песню: «Полечка про Олечку» муз. Д. Кабалевского
Д. Кабалевский "Полечка про Олечку" Валерия Гладкова - YouTube
- Давайте попытаемся разделить на части это произведение.
Дирижер сделал бы это вот так:
По руке дирижера дыхание (без дыхания спеть невозможно).
Начало пения (начало должно звучать активно, интересно).
Конец пения и самое главное то, что вы не должны напомнить (ВНИМАНИЕ!)
- А сейчас мы споем Вокализ №4. Поем на слог «а» (рот не закрывается) верхние ноты на дыхании на хорошей опоре.
Вокализ №4 Ф Абт Сольфеджио - YouTube
- Ребята, обратите внимание, что в этом упражнении слоги разделены иначе, чтобы яснее вы могли представить себе, как произносить слова при пении. Нужно выдерживать голосом полную длительность одной или нескольких нот, нужно научиться соединять гласный звук с последующим словом.
Д/з попробовать спеть Вокализ №4 с показанием основных жестов хормейстера.
- На этом все. Досвидания!