Особенности развития мышечной системы в периоде первого детства




Обращаясь к изучению возрастных особенностей мышц, следует отметить, что отечественные биологи и психологи (Н.П. Гундобин, Л.С. Выготский, А.А.Маркосян, И.А. Аршавский, В.В. Бунак, Д.А.Фарбер и другие) активно развивали теорию этапности индивидуального развития и разрабатывали возрастную периодизацию онтогенеза. Широкое применение в науке получила схема периодизации онтогенеза человека, принятая на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии АПН СССР в Москве (1965) (приложение) [11].

С 4 лет начинается период первого детства, который заканчивается в 7 лет. Продолжается развитие аппарата движения, нервной системы, что ведет к обеспечению повышающейся двигательной и психической активности, формированию трудовых навыков. Вместе с тем недостаточная зрелость ряда систем может приводить к быстрой утомляемости, поэтому важное значение имеет режим дня. В связи с недостаточной зрелостью иммунной системы и уменьшающейся изоляцией детей важен гигиенический режим для предупреждения инфекционных и респираторных вирусных заболеваний. Начиная с 6 лет, появляются первые постоянные зубы: первый моляр (большой коренной зуб) и медиальный резец на нижней челюсти [6, с. 9].

Обращаясь к основам развития мышечной системы, следует отметить, что скелетные мышцы развиваются из среднего зародышевого листка - мезодермы, из той его части, которая расположена на задней стороне зародыша по бокам от спинной струны и мозговой трубки. На 32-й неделе эмбрионального развития средний зародышевый листок начинает делиться на участки. В каждом дифференцируется три отдела: из одного образуется кожа (дерматом), из другого - скелет (склеротом), из третьего - мышцы (многом) [2, с. 28].

Возрастные преобразования мышц касаются всех их элементов: мышечных волокон, ядер, сосудов, нервов и вспомогательного аппарата [1, с. 55].

К моменту рождения все скелетные мышцы анатомически сформированы; мышечная ткань, составляющая их основу, имеет хорошо выраженную поперечную исчерченность; мышечные волокна в пучках расположены довольно рыхло; соединительнотканные прослойки тонки, эластичны. Изменение внутренней структуры мышц сопровождается изменением их внешнего строения и проявлением силовых показателей.

Количество миофибрилл с возрастом увеличивается: к 3-4 годам становится больше в 5-6 раз, а к 7 годам - в 15-20 раз. Изменяется также их толщина, что отражается и на макроскопическом строении мышц: величине, поперечнике, объеме [7, с. 22].

Внутримышечные сосуды всех калибров в период с 3 до 7 лет характеризуются в основном развитием их эластических элементов.

До 7 лет мышцы растут преимущественно в длину, а не в толщину, поперечник мышц увеличивается мало.

Увеличение мышечных пучков в толщину неодинаково у отдельных групп мышц в связи с их различными функциями. В мышцах руки толщина волокон в проксимально лежащих мышцах больше, чем в дистально расположенных. С возрастом изменяются и форма, и размеры ядер. Количество их в мышечных волокнах с возрастом уменьшается. Наибольшая концентрация ядер находится в месте перехода мышечных волокон в сухожилие в области так называемых зон роста.

Сохранение ядер в зонах роста указывает на возможность изменений мышц в течение всей жизни, хотя интенсивность этих процессов постепенно уменьшается.

Изменяются с возрастом и соотношения между сгибателями и разгибателями. У детей с первых лет жизни примерно одинаково развиты и те, и другие мышцы, за исключением мышц стопы [2, с. 29].

Постепенно на нижней конечности начинают преобладать разгибатели над сгибателями, а на верхней - наоборот.

Изменяются и весовые соотношения мышц. Мышцы у детей 4 и 7 лет составляют 27,2% веса тела [2, с. 31].

Мышцы у детей прикрепляются к костям дальше от оси вращения суставов, поэтому их сокращения происходят с меньшей потерей в силе. Эластичность мышц у детей примерно в 2 раза больше, чем у взрослых, в связи с чем разрывы мышц у них - редкое явление. При сокращении мышцы способны больше укорачиваться, а при растяжении - больше удлиняться, а что касается показателей силы мышц, то у детей 4-7 лет, по показателям кистевой динамометрии, она почти одинакова.

Болезни мышечной системы в периоде развития первое детство могут быть вызваны снижением двигательной активности и увеличением статической нагрузки на мышцы, вызванные влиянием внутришкольной среды, социальных и гигиенических условий жизни, что способствует неправильному перераспределению мышечной нагрузки, спастическому напряжению и утомлению мышц, что провоцирует нарушения осанки и свода стопы [9; 10; 1, с. 53].

Нарушения осанки не являются заболеваниями в общепринятом понимании, поскольку не прогрессирует при своевременно начатых и систематически проводимых корригирующих занятиях. Но в детском возрасте даже незначительные нарушения осанки могут привести к стойким деформациям опорно-двигательного аппарата с негативными последствиями для организма взрослого человека, так как нарушения осанки неблагоприятно сказываются на сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, нервной, репродуктивной и других систем [14; 15].

Говоря о нарушениях осанки, нельзя не коснуться еще одного заболевания, достаточно распространенного среди детей различного возраста, - плоскостопия. Плоскостопие сопровождается снижением опорной функции, изменяет положение таза, позвоночника, что ведет к деформации позвоночника. Следует своевременно проводить ряд мер, которые предупредят возникновение и развитие этого заболевания, чем впоследствии лечить его. Поэтому следует приучать детей при ходьбе ставить ноги нешироко, следить, чтобы стопы были параллельны друг другу. Вес тела при стоянии должен распределяться равномерно на обе ноги [4, c. 15].

В итоге, профилактика нарушений развития костно-мышечной системы у детей периода первого детства должны включать выполнение следующих правил [13]:

1. Подвижный образ жизни. Так, необходимо строго контролировать время, которое ребенок проводит перед гаджетами, компьютером и телевизором.

2. Занятия физкультурой и спортом, включая оздоровительную физическую культуру. Гимнастика, бег, занятия на турнике, лыжи и плавание - эти виды спорта способствуют формированию правильной осанки и общему укреплению организма. Мышечный корсет позволяет удерживать позвоночник в правильном положении даже при долгом нахождении в неудобной позе, во время сна, вырабатывая у детей младшего дошкольного возраста рефлекторную память и правильную осанку.

3. Удобная мебель. Стул и стол для детей возраста 4-7 лет необходимо выбирать, руководствуясь его ростом и принимая во внимание анатомические особенности. Хорошая эргономическая мебель с поддержкой спины и шеи, подлокотниками поможет сформировать правильную осанку. Немаловажны характеристики постели, в которой спит ребенок, она должна быть достаточно упругой, чтобы поддерживать позвоночник, рекомендуется приобрести анатомический матрас с разной степенью жесткости для обеспечения необходимого уровня поддержки каждому отделу позвоночника.

4. Вес. Необходимо контролировать питание детей, их рацион должен быть сбалансирован, чтобы растущий организм получал все необходимые вещества и микроэлементы. Но при этом необходимо минимизировать количество вредной жирной пищи, сладкого и мучного. Данные продукты приводят к быстрому набору веса, что приводит к неправильному распределению нагрузки на скелет. Незначительные нарушения осанки с возрастом и увеличением веса быстро прогрессируют.

5. Нагрузки. Необходимо следить, чтобы в процессе физической активности нагрузка на тело ребенка распределялась равномерно. То есть при занятиях с гантелями - их должно быть две.

6. Обувь. Правильно подобранная обувь поможет избежать плоскостопия и сделает походку ребенка удобной и легкой. Именно из-за проблем с ногами - того же плоскостопия - часто и развиваются нарушения осанки у детей, вследствие неправильного распределения нагрузки на их тело.

Итак, обобщая изложенные материалы можно отметить, что мышечная система, представленная мышечной тканью, образующей мышцы, играет огромное значение для человека, являясь активной частью двигательного аппарата и обеспечивая огромное количество важнейших функций: двигательную, опорную. Также мышечная система участвует в дыхании, пищеварении, мочеиспускании и термогенезе.

Развитие и возрастные особенности мышц обусловлены возрастной периодизации онтогенеза и в период первое детство касаются всех их элементов: мышечных волокон, ядер, сосудов, нервов и вспомогательного аппарата именно в данный период необходимо уделять пристальное внимание

 

 

Заключение

 

Сохранение здоровья, важнейшая задача и цель каждого человека и нужно не только вести здоровый образ жизни, знать определенные правила, но и понимать, как устроен сам организм и все его части.

Мышечная ткань является активной частью двигательного аппарата и регулирует перемещение тела в пространстве. С помощью скелетных мышц человек удерживает тело в вертикальном положении, а также способен перемещать тело или отдельные его части в пространстве. Посредством двигательных действий человек удовлетворяет свои потребности: сохраняет позу, выполняет физические упражнения, движения, связанные с трудовой деятельностью, дыханием, речью, передает свое душевное состояние от радости до гнева. Скелетные мышцы оказывают влияние на развитие и форму костей, обеспечивают осанку и укрепляют суставы. Выделяемое при движении тепло является побочным продуктом мышечных сокращений и помогает поддерживать температуру тела.

Развитие и особенности мышечной системы в периоде развития первое детство (4-7 лет) характеризуется следующими положениями:

– ростом количества миофибрилл;

– развитием эластических элементов внутримышечных сосудов;

– изменением внутренней структуры мышц, соотношения между мышцами сгибателями и разгибателями, а так же весовых соотношений;

– особенностями крепления к костям.

Мышечная система отражает общее состояние организма и когда речь идет о болезнях, имеются в виду нарушения рабочего состояния отдельной мышцы или целой группы, вызванной разными причинами и местоположениями. У здоровых детей мышцы упругие, гармонично развитые. Уменьшение массы мышечной ткани, дряблость характерны для истощенных, тяжелобольных детей, ведущих малоподвижный образ жизни, при некоторых формах нарушения питания и др. Крайняя степень слабого развития мышц (атрофия) встречается у детей с прогрессивной мышечной дистрофией, при невритах, полиомиелите, ревматоидном артрите. Увеличение мышечной массы (гипертрофия) обычно связано с занятиями спортом и редко бывают признаками болезни.

Асимметрия мышц связана с малой двигательной активностью, реже с врожденными заболеваниями (миопатии, миастении), поражением периферических нейронов или суставов. Мышечная слабость, отсутствие движений в некоторых группах мышц может быть связано с поражением нервной системы (парезы, параличи), анатомическими изменениями мышц, костей, суставов, болевыми ощущениями, что способствует неправильному перераспределению мышечной нагрузки, спастическому напряжению и утомлению мышц, что провоцирует нарушения осанки и свода стопы – данные заболевания не являются заболеваниями в общепринятом понимании, поскольку не прогрессирует при своевременно начатых и систематически проводимых корригирующих занятиях. Но в детском возрасте они могут привести к стойким деформациям опорно-двигательного аппарата с негативными последствиями для организма взрослого человека.

В любом возрасте, а также в таком периоде развития, как первое детство, за возможными нарушениями осанки необходимо тщательно следить. Заниматься осанкой ребенка должны, прежде всего, родители, тем более что имеются эффективные комплексы профилактических упражнений по оздоровительной физической культуре, которые дают возможность поддерживать и корректировать физическую форму детей данного возраста. При этом подобрать более подходящий комплекс поможет специалист, который также сбалансирует питание ребенка, чтобы его организм получал все необходимые витамины и минеральные вещества.

 

Список источников

 

1. Антонова А.А Динамика состояния опорно-двигательного аппарата у детей и подростков / А.А. Антонова, Г.А.Яманова 2, В.Г. Сердюков и др. // Международный научно-исследовательский журнал. – 2020. - № 7 (97). – С. 53-56

2. Галышева, С. М. Миология: учеб. пособие / С. М. Галышева, В. Н. Люберцев, JI. А. Рапопорт. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. - 186 с.

3. Зверев А.А. Физиология мышц: учеб.-метод. пособие / А.А. Зверев, Т.А. Аникина, А.В.Крылова и др.. - Казань, КФУ, 2016. – 41 с

4. Магомедов Р.А. Нарушение осанки у детей младшего школьного возраста, профилактика и коррекция // Вестник Калужского университета. - 2018. - № 1-2 (20). - С. 20-24.

5. Мансурова Г.Ш. Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей школьного возраста / Г.Ш. Мансурова, И.В. Рябчиков, С.В. Мальцев и др. // Российский вестник перинатологии и педиатрии. – 2017. – №62 (5). – C. 187-191.

6. Павленкович С.С. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учеб-метод. пособие для студентов Института физической культуры и спорта. – Саратов: Изд-во Саратовского государственного университета, 2018. – 52 с.

7. Сонькин В.Д. Узловые периоды развития мышечной функции у детей и подростков: метод. пособие для педагогов. – М.: ФГБНУ «ИВФ РАО», 2017. – 50 с.

8. Яманова Г.А. Гигиеническая оценка эффективности физического воспитания школьников / Г.А. Яманова, Д.В. Давыденко, А.А. Антонова // В сборнике: Неделя науки – 2016. Материалы Всероссийского молодежного форума с международным участием. – Ставрополь, 2016. – C. 460-463.

9. Болезни мышц // Центр восстановительной медицины [сайт]. Дата обновления: 21.09. 2021 https://cvm-med.ru/article/zabolevanie-myshts (дата обращения 20.12.2021).

10. Болезни мышц: виды, причины и диагностика // Медико-генетический центр [сайт]. Дата обновления: 21.09. 2021 https://genomed.ru/bolezni-myshc (дата обращения 20.12.2021).

11. Возрастная периодизация [Электронный ресурс] // Кинезиолог, 2009-2021: [сайт]. Дата обновления: 08.02.2021. URL: https://kineziolog.su/content/vozrastnaya-periodizaciya (дата обращения 18.12.2021).

12. Мышцы человека [Электронный ресурс] // ВКорпорация Российской учебник [сайт]. Дата обновления: 16. 09. 2019. URL: https://rosuchebnik.ru/material/myshtsy-cheloveka/ (дата обращения 16.12.2021).

13. Нарушения осанки у детей [Электронный ресурс] // Красота и медицина [сайт]. Дата обновления: 19.07. 2021 URL: https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/incorrect-posture (дата обращения 22.12.2021).

14. Чем опасно нарушение осанки [Электронный ресурс] // Клиника Бобыря [сайт]. Дата обновления: 30. 05. 2019. URL: https://www.spina.ru/inf/states/882 (дата обращения 22.12.2021).

15. Что такое осанка? Определение, типы осанки, методы исправления [Электронный ресурс] // Ваш ортопед. Медицинский журнал о суставах, костях и позвоночнике [сайт]. Дата обновления: 25. 05. 2020. URL: https://vashortoped.com/nogi/golenostop-i-stopa/chto-takoe-osanka-opredelenie-tipy-osanki-metody-ispravleniya.html (дата обращения 22.12.2021).

Приложение

Основная схема возрастной периодизации

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: