Временный детский коллектив (ВДК)
Коллектив объединение воспитанников, отличающееся рядом важных признаков: общая социально значимая цель, общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности, отношения ответственной зависимости, общий выборный руководящий орган, благоприятный психологический климат.
Особенности ВДК
- Кратковременность функционирования. Обычно ВДК существует одну лагерную смену (в среднем 21 день).
- Сборный состав. В лагерные отряды собираются ребята, ранее не знавшие или почти не знавшие друг друга.
- Автономность существования, когда ослабляется влияние на ребенка семьи, класса, компании, друзей и т.д. Автономность предполагает наличие своей территории. Таким образом, создаются условия, при которых за счет ослабления других влияний, особенно отрицательных, устанавливается воспитательное воздействие ВДК.
- Публичный (коллективный) характер деятельности. Практически 24 часа в сутки дети и взрослые находятся в обществе друг друга, когда «каждый поступок, действие личности, осуществляется в коллективе, «просвечивается» через коллективные нормы, установки, ценности».
- Завершенность деятельности и развития. За период лагерной смены детское объединение совершает как бы законченный цикл от рождения до завершения функционирования.
Социально-психологические процессы, протекающие в первично организованной группе:
- Адаптация - процесс включения человека в новые группы, приспособления к изменяющимся условиям социальной среды, деятельности, сопровождающийся усвоением действующих в них норм, принципов, правил.
- Коммуникация - процесс, посредством которого осуществляется информационный обмен между людьми с целью определения проблем, поиска необходимых решений, регуляции их противоречивых взаимодействий и согласования интересов.
- Идентификация - уподобление детей друг другу, определение ребенком через внутренние переживания степени своей тождественности по отношению к товарищу, члену отряда, на основе эмоциональной связи с ним.
При благоприятном протекании предыдущих процессов успешно реализуется процесс интеграции. Данный процесс проявляется в виде достижения высокой психологической совместимости людей,возникновения у них единого чувства «МЫ».
Стадии развития ВДК (Лутошкин А.Н.)
"Песчаная россыпь". Много песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет его по площадке. Каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, чтобы что-то "сцепляло".
- дети плохо знакомы друг с другом
- не хотят пойти на встречу друг другу
- нет общих интересов, общих дел
"Мягкая глина". В руках хорошего мастера глина поддается легко любому воздействию. В ваших руках детский коллектив может перерасти в хороший, слаженный коллектив. Но если не приложить особых усилий он так и будет сравниваться с простым куском глины.
В группе, находящейся на этой ступени развития,
- заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие
- формальная дисциплина и требования старших – скрепляющее звено
- отношения разные - доброжелательные и конфликтные
- ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу
- замкнутые приятельские группировки
- не чувствуется поддержки
"Мерцающий маяк". Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем.
- чувствуется поддержка друзей, желание бывать вместе
- дружба требует постоянного горения, а не одиночных вспышек
- группа индивидуальна
- трудно до конца найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей
- редка инициатива
"Алый парус" - символ устремленности вперед, дружеской верности, преданности.
- действуют по принципу "один за всех и все за одного"
- дружеское участие и заинтересованность сочетаются с взаимной требовательностью.
- группа и сплочена, и инициативна
- бывают бури в их жизнедеятельности, наперекор которым они всегда могут следовать
- не всегда сразу готовы признавать свои ошибки
"Горящий факел" - это живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, взаимопонимание, деловое сотрудничество.
- проявляются все качества коллектива, которые были позваны на ступени "Алого паруса"
В эмоциональном развитии временного коллектива существует выраженная пульсация эмоциональных состояний, чередование коллективных настроений разной тональности: приятных, жизнерадостных, бодрых, либо неприятных, тревожных, подавленных.