А.Б. Ботникова «Немецкий романтизм: диалог художественных форм»: коллоквиум по книге




История мировой литературы, 2021

Реклама и связи с общественностью

ТЕМАТИКА СЕМИНАРОВ

  Содержание работы Прим.
Семинар 1 Вольтер «Кандид». Особенности жанра философской повести  
Семинар 2 И.В. Гете "Фауст": философское и художественное своеобразие трагедии  
Семинар 3 Литературные направления 18 века. Представление презентаций Требования к презентациям будут позже. Подготовка презентаций и защита – группами!
Семинар 4 А. Б. Ботникова «Немецкий романтизм: диалог художественных форм»: коллоквиум по книге Сегодня под этим словом понимают форму проверки знаний учащегося по определенной научной проблеме. Как правило, преподаватели стараются, чтобы на коллоквиуме выступили все студенты — работает принцип «услышать каждого».
Семинар 5 Э.-Т.-А. Гофман «Золотой горшок» и «Крошка Цахес»: поэтика романтических сказок  
Семинар 6 Д. Г. Байрон «Корсар»: своеобразие романтической поэмы  
    Если в списке литературы около какой-то статьи/книги стоит звездочка – значит, необходимо конспектировать именно ее. Если звездочки нет – можно конспектировать любую из указанных статей/книг, на выбор студента

ПЛАНЫСЕМИНАРОВ

Семинар 1.

Вольтер «Кандид»: особенности жанра философской повести

1. Истоки жанра философской повести.

2. Основные черты жанра. Какое значение для философской повести XVIII века имеет идея Разума?

3. Философские повести Вольтера. Место философских повестей Вольтера в ряду произведений этого жанра.

4. «Кандид» как философская повесть

а) Теория Лейбница и ее отражение в повести.

б) Проблема мирового зла в повести.

в) Критика современности в повести.

г) Смысл образа Эльдорадо.

д) Функция фантастики и гротеска.

е) Смысл финального эпизода

Литература

Вольтер. Кандид, или Оптимизм (Перевод Ф. Сологуба)

* Бахмутский В.Я. В поисках истины (Философские повести Вольтера)// Бахмутский В.Я. Пороги культуры (выкладываю в группу сканы!!)

Забабурова Н.В. Французский философский роман XVIII века: самосознание жанра // XVIII век: литература в контексте культуры. Под редакцией Н.Т. Пахсарьян. М.: Издательство УРАО, 1999. URL: https://natapa.msk.ru/frantsuzskaya-literatura/frantsuzskiy-filosofskiy-roman-xviii-veka-samosoznanie-zhanra.html

Аверинцев С. Два рождения европейского рационализма // Вопросы философии. 1989. №3. URL: https://ec-dejavu.ru/e/Encyclopaedia.html

Артамонов С. Вольтер и его век. М. 1990.

 

 

Семинар 2.

И.В. Гете "Фауст":
философское и художественное своеобразие трагедии

 

1. Эволюция замысла пpоизведения, истоки фаустовской темы. Эволюция обpаза Фауста.

2. Структура произведения. Роль Прологов.

а) Какие три точки зрения на творчество выражены в «Прологе в театре»? Как характеризуется жанр «Фауста» в заключительной реплике директора?

б) Спор между Богом и Мефистофелем в «Прологе на небесах» как отправная точка в споре о природе человека. Какую точку зрения на человеческую природу выражает каждый из них? Смысл метафорического образа кузнечика.

3. «Споp о человеке» в тpагедии. Смысл обpаза Фауста, идейно-философская наполненность этого обpаза.

4. Фауст и Мефистофель. Смысл обpаза Мефистофеля. Условия договора между Фаустом и Меф.

5. Система персонажей в трагедии

а) Бог и Мефистофель;

б) Фауст и Вагнер;

в) Фауст и Мефистофель;

г) Фауст и Маргарита.

6. Просветительская апология «дела» в произведении.

а) Что ищет Фауст в Евангелии?

б) Значение финальной сцены второй части. Почему душа Фауста не достается Мефистофелю?

7. Идейно-художественное своеобpазие «Фауста».

Литература

 

Гете И.В. Фауст (Перевод Б. Пастернака)

Аствацатуров А. Г. «Фауст» Гете: образы и идея. URL: https://ifl.ru/docs/kollektiv/astv-gete2.pdf

Жиpмунский В.М. Истоpия легенды о Фаусте // Жиpмунский В.М. Очеpки по истоpии немецкой классической литеpатуpе.- Л., 1972. URL: https://lit-prosv.niv.ru/lit-prosv/zhirmunskij-legenda-o-fauste/chast-1.htm

Жиpмунский В.М. Твоpческая истоpия "Фауста" Гете // Жиpмунский В.М. Очеpки по истоpии немецкой классической литеpатуpы.- Л., 1972.

Аникст А. Гете и Фауст: От замысла к свершению. - М., 1983. URL: https://imwerden.de/pdf/anikst_goethe_i_faust_1983.pdf

 

 

Семинар 3.

Литературные направления 18 века. Представление презентаций

(детальные требования к презентациям дам позже)

Семинар 4.

А.Б. Ботникова «Немецкий романтизм: диалог художественных форм»: коллоквиум по книге

Задание: прочитать и законспектировать главы из книги «Немецкий романтизм: диалог художественных форм», ответить на вопросы, привлекая материал книги (при ответе на вопросы цитировать обязательно!).

1. Почему о романтизме можно говорить не только как о литературном направлении, но и как о культурной эпохе?

2. Исторические предпосылки романтизма, по Ботниковой.

3. Эстетическая теория романтизма: ее основные положения, формы ее воплощения. Теоретики романтизма – о роли поэта, о роли фантазии, о высшей цели воображения. Немиметичность романтического искусства. Романтики – о роли музыки

4. Романтический быт, его эстетическая «нагруженность». Формы романтического быта. Дружба. Любовь. Роль женщин. Роль общения. Дух совместного творчества, свободы. Особенности речевого поведения романтиков.

5. Неприятие «наличной действительности» (Гегель) как исток романтического мирочувствования. Поиски идеала.

6. Отличие романтиков от просветителей в понимании действительности и места в ней человека. Преодоление рационализма просвещения в романтической трактовке человека (С. Франк).

7. Человек и Бесконечное: сложная диалектика этого противостояния в романтизме.

8. Романтическая трактовка личности: внутренние противоречия.

9. Естественность и закономерность появления категории романтической иронии. Романтическая ирония как центральная категория романической философии искусства. Ироническая игра и разрушение монологизма.

10. Романтическая революция в системе жанров. Жанры, получившие популярность у романтиков. Взлет жанра романа. Особенности понимания романа у романтиков. Жанр фрагмента и его значение для романтической эстетики

11. Национальные разновидности романтизма, их основные особенности.

12. Художественные открытия романтизма и их дальнейшая судьба

Итоговый вопрос: Основные оппозиции, в которых развивается романтическая мысль.

 

Если успеем. Прокомментировать следующие цитаты:

«Романтический мыслитель — это воплощенное противоречие, противоречие неразрешенное; весь романтизм — это такое задержанное противоречие, которое возникает от расхождения идеала и исторической практики» (М. Бахтин).

«Для романтизма, характерно до самозабвения экспрессивное прямое авторское слово, не охлаждающее себя никакими преломлениями сквозь чужую словесную среду» (М. Бахтин).

«Вне всякого сомнения, основным жизненным чувством романтизма было то, что человек гораздо больше, чем думает, выступает марионеткой на проволоке судьбы, представляющей собой великую тайну жизни» (Г. Корф).

 

Литература

* Ботникова А. Б. «Немецкий романтизм: диалог художественных форм». - М.: Аспект Пресс, 2005. - 352 с. Главы «Романтизм как культурная и эстетическая эпоха», «Общение в романтическую эпоху», «Немецкий романтизм: диалог художественных форм и романтическая ирония», «Романтическая ирония и разрушение монологизма», «Наследие романтизма и современность» (обратите внимание: главы для изучения идут не подряд!) URL: https://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/botnikova-nemeckij-romantizm/index.htm

 

Семинар 5.

Э.-Т.-А. Гофман «Золотой горшок» и «Крошка Цахес»:
поэтика романтических сказок

1. Романтическое двоемирие в системе персонажей и образов. Сущность двоемирия у Гофмана, его философские основы.

2. Фантастическое и реальное, мечта и действительность, логика сказки и логика в сюжете и в организации художественного мира новеллы. Смысл их переплетения. «Идеальный мир» и «Просвещение» в новелле «Крошка Цахес»

3. Мир «материальный» и мир «идеальный». Что ограничивает человека в мире новеллы Гофмана (ранги, профессии, бюрократический режим, мотив власти над человеком маленьких вещей)?

4. Мотив двойника и двойники в новеллах. Система образов, своеобразие конфликта.

5. Характер романтического героя и сущность его конфликта с миром. Основной конфликт в художественном мире Гофмана. Развязка конфликта и проблема романтического идеала у Гофмана.

6. Романтическая ирония в новеллах; позиция автора-повествователя.

 

Литература

Гофман Э.Т.А. Золотой горшок (Перевод В. Соловьева). Крошка Цахес по прозванию Циннобер (Перевод А. Морозова)

Берковский Н.Я. Лекции и статьи по зарубежной литературе. Спб.: Азбука-классика, 2002. Стр. 98-118 (лекции 8-9-10). URL: https://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/berkovskij-lekcii/index.htm (Внимание: надо прочитать лекции 8, 9 и 10!! – см. оглавление)

Карельский А. Немецкий Орфей: беседы по истории западных литератур. Главы из книги. URL: https://magazines.russ.ru/inostran/2006/6/ka7.html#_ftnref3 Читать главу «Эрнст Теодор Амадей Гофман»

 

 

Семинар 6.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: