образа Праведного воина Александра Суворова




Написание

 

Название статьи: Написание образа Праведного воина Александра Суворова.

 

Сведения об авторе: Мачигина Софья Анатольевна - научный сотрудник Научно-исследовательского центра традиционной культуры Государственного бюджетного научно-творческого учреждения культуры Краснодарского края «Кубанский казачий хор», председатель Краснодарской краевой общественной организации «Творческий союз иконописцев»; 350051 Россия, г. Краснодар, ул. Клубная, д. 16; izograf-sofiya@mail.ru.

 

Аннотация: Автором впервые в истории написана парсуна Праведного воина Александра Суворова. В статье подробно разбирается содержание работы над парсуной, характеризуются известные портретные изображения Русского Архистратига, вычленяются главные отличия парсуны от светского портрета. Даётся описание парсуны Александра Васильевича, созданной с учётом проведения исторических исследований, изучения его биографии, особенностей личности великого полководца, различных документов и иных научных материалов. Анализируются человеческие качества А.В.Суворова и значение его деятельности и наследия для возможного будущего прославления в лике Святых Русской Православной Церкви. Автор приходит к выводу о назревшей необходимости принятия этого духовного акта для всего православного мира.

 

Ключевые слова: парсуна «Праведный воин Александр Суворов», иконописные средства создания образа, светский портрет, авторское произведение, новопрославленный святой.

 

Name of the article: Creating an Image of Righteous Warrior Alexander Suvorov.

About the author: Sofia Machigina is a research fellow of Kuban Cossack Choir’s Research Institute for Traditional Culture and a chairman of the Creative Union of Icon Painters (16 Klubnaya str., Krasnodar, 350051 Russia, izograf-sofiya@mail.ru).

Abstract: A parsuna of Righteous Warrior Alexander Suvorov has been created by the author for the first time in history. This article provides detail on how the parsuna has been created, as well as an overview of popular portraits of Russian Archstrategist and key differences between secular portraits and parsunas. The article also provides a description of Alexander Vasilievich’s parsuna, which has been created based on historical research, his biography and key personal characteristics research, a set of documents and other scientific materials. The paper provides an analysis of Suvorov’s personal traits and singnificance of his activity and heritage for a potential future inclusion in the list of Saints of Russian Orthodox Church. The conclusion is that there’s a need for such action in the interests of orthodox community.

 

Keywords: parsuna “Righteous Warrior Alexander Suvorov”, icon painting approach to creating an image, secular portrait, author’s creation, newly glorified saint.

 

 

«Долго гонялся я за славой – всё мечта,

покой души – у Престола Всевышнего»

А.В. Суворов

 

Выдающийся русский философ, князь Евгений Николаевич Трубецкой в своих очерках, написанных под влиянием впечатлений от выставки древнерусской живописи из коллекции И.С. Остроухова, дал прекрасное и очень точное определение мировоззренческой основы русского человека, проявляемой в православной иконописи - "умозрение в красках".[1] Икона - это воплощенная молитва, приводящая нас через молитвенное созерцание к подлинному Богообщению, ко Христу.

«По словам нашего известного современника, иконописца архимандрита Зинона, «иконописание - творчество соборное, то есть творчество Церкви. Подлинными творцами икон являются святые отцы».[2]

Труд иконописца - церковное служение, а не творчество в том смысле, как его понимают светские художники. Иконописец - это человек, который создает произведения в рамках церковного канона и своим в них ничего не считает. Самое опасное в иконописании - подмена предания Церкви личным самовыражением.

Поэтому, приступая к написанию образа А.В. Суворова, для меня было важно получить благословение и духовное наставление.

Приснопоминаемый Высокопреосвященнейший Исидор, Глава Кубанской митрополии, Митрополит Екатеринодарский и Кубанский благословил настоятеля храма Преображения Господня г. Геленджика протоиерея Виталия Ковалёва, бывшего суворовца, найти иконописца, который смог бы передать в портрете духовную сторону личности прославленного Архистратига Русского воинства. Зная мою любовь к А.В.Суворову и моё глубокое почитание его, отец Виталий передал мне благословение Владыки на создание парсуны Праведного воина Александра Суворова.

Желание найти верные решения в художественном раскрытии этого образа выявило необходимость изучения множества исторических фактов из жизни А.В. Суворова, событий и особенностей той эпохи. В процессе работы проводились консультации с научными специалистами — историками, геральдистами, музейными работниками - по внешнему виду и деталям военной формы, правилам ношения воинских наград и орденских знаков.

Но самая главная работа заключалась в раскрытии личности полководца, выраженной не только в узнаваемом портретном сходстве, но и в передаче средствами иконописной символики преображенного облика А.В. Суворова - защитника православного Отечества и Христолюбивого воина. Таким, каким его знает и почитает русский народ.

Перевод изображения конкретного лица в лик является одной из сложнейших задач для иконописца. У каждого из нас свой образ великого полководца, свое личностное к нему отношение. Эта многомерность, разнохарактерность образа А.В. Суворова, существующая в народном сознании, многократно усложняет разрешение проблемы его узнаваемости.

Исторически парсуна сложилась как портрет выдающейся личности, созданный в иконописном стиле. По своим художественным приёмам, выразительному, символическому языку парсуна очень близка к иконописи, особенно к иконописным образам новопрославленных святых, чьи прижизненные изображения сохранились до наших дней.

Известный искусствовед Н.П. Кондаковподчеркивая то, что главным в иконе является духовное наполнение образа и размышляя о значении иконографического канона в развитии современной ему иконописи, писал: «В иконописи вполне установилось требование ограничивать вторжение реализма и натуры в тех пределах, которые, сближая условное изображение с человеческою природою, не допускают передачи натуры самой по себе».[3]

В работе над образами новопрославленных святых всегда надо помнить, что икона не портретное изображение, а «...образ человека, в котором реально пребывает попаляющая страсти и все освящающая благодать Духа Святого».[4] В неменьшей степени это требование относилось к творческому осмыслению облика А.В. Суворова.

Большим подспорьем в работе явилось для меня обращение к опыту написания ликов святых, которые известны уже не одно столетие (Святой преподобный Сергий Радонежский, Святой Иоанн Креститель, Святой Николай Чудотворец и др.), а так же изучение работ современных мастеров по созданию икон Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, чьи прижизненные фотографии сохранились в архивных документах.

Важной частью передачи внешнего облика было изучение светских изображений полководца. Портретов самого знаменитого россиянина в Европе последней трети XVIII в. сохранилось немало. Ранний портрет Суворова, исполненный с натуры, был написан в 1780 году в Астрахани, когда полководцу шел 50-й год. Большая же часть его изображений появилась в 1790-1800 годах, когда слава Суворова достигла своего апогея. Одно из лучших прижизненных изображений А.В. Суворова - живописный портрет, выполненный пастелью на пергаменте И. Шмидтом.

И. Шмидт работал над портретом Суворова в Праге в январе 1800 года; уже в то время этот портрет считался достаточно удачным и послужил образцом для подавляющего большинства посмертных живописных и гравированных изображений полководца. Широко известен в свое время был портрет, созданный в 1812 г. А. Фроловым. Многие из современников Суворова находили такой портрет очень похожим. Очень интересен бюст князя Италийского работы французского скульптора Л. Гишара, изваянный в 1804-05-х гг. по слепку с посмертной маски полководца. Скульптор изобразил героя Итальянской кампании и Швейцарского подвига в момент его наивысшего торжества, стоящим при полном параде перед своими, выведенными из горной ловушки, непобедимыми чудо-богатырями. Хорошо известны парадные портреты Суворова, выполненные Д.Г. Левицким, Ф. Себастьяном, К.К. Штейбеном, Д. Аткинсоном, И. Крейценгером.

Сохранилось так же несколько портретов, изображающих полководца в домашней обстановке, без орденов и наград. Пожалуй, самый известный из этой серии портрет - работа художника Н.А. Шабунина (1900 г.). А.В. Суворов изображен на ней в простой белой рубахе, с черным шейным платком и орденским знаком Св. Георгия на георгиевской ленте. На акварельном портрете, выполненном К. де Местром в 1799г., А.В. Суворов предстает в необычном для нас облике человека, погруженного в спокойные лирические размышления.

Производит сильное впечатление портрет полководца кисти современного художника И.В. Степашкина. На нём опальный фельдмаршал изображён в селе Кончанском. Суворов в стареньком сюртуке, без орденов, сидит в кресле, опершись правой рукой о трость. Приковывает внимание одухотворённое печальными мыслями прекрасное старческое лицо, грустный взгляд, направленный глубоко в собственную душу, горькая складка губ. В каждой из указанных работ облик полководца раскрывается по-разному, в зависимости от времени создания, творческой манеры и стиля автора, его отношения к изображаемому.

Признанный знаток суворовской иконографии Д.А. Ровинский указывал: «...лицо Суворова, чрезвычайно подвижное, изменялось безпрестанно. Суворов являлся то ласковым и любящим, то грозным,.. то покойным и серьозным... - и все эти Суворовы не были похожи друг на друга, а представляли совершенно особые, своеобразные типы и характеры".[5]

В парсуне же Праведного воина Александра Суворова мне необходимо было, в первую очередь, передать духовную сущность образа Христолюбивого полководца, миротворца, храмоздателя, благотворителя.

Великий русский полководец А.В. Суворов был наследником и ярким носителем народных нравственных идеалов, глубоко их осознавшим и воплотившим в жизнь. Его имя стало для многих поколений высоким образцом воинской доблести, символом славных побед русского оружия и Российского государства. Именно благодаря этим своим качествам на протяжении двух с половиной столетий А.В. Суворов является, по меткому выражению Дениса Давыдова, воплощением «всего военного, русского, родного военного»[6] для тех, кому дорога Русская воинская слава, для тех, кто любит Россию.

Недаром по итогам всенародного голосования в международном проекте-конкурсе «Имя Победы», проведенном в 2013г., полководцем, внесшим наибольший вклад в историю военной славы России, был признан Александр Васильевич Суворов.

В русском народе идеалы воинского служения всегда были очень высоки. Стояние за правду, вера в помощь Божию, самоотверженное, бескорыстное служение своему народу являются наиболее характерными нравственными чертами русского православного воинства. У России много небесных покровителей - святых воинов, благоверных князей, мучеников, страстотерпцев. По своей исторической и духовной значимости Праведный воин Александр Суворов может быть уподоблен таким Святым, в Церкви Русской просиявшим, как его небесный покровитель Святой благоверный великий князь Александр Невский, Святой благоверный великий князь Димитрий Донской, или знаменитый суворовский соратникСвятой Праведный воин адмирал Феодор Ушаков.

В том, что Александр Васильевич Суворов - величайший из русских полководцев, не сомневается ни один человек. Говоря о Русской Армии, о ее воинском духе и традициях, можно с полным правом произнести слова «Суворов - наше все». О том, что Александр Васильевич Суворов был глубоко верующим православным христианином, долгое время не принято было говорить. К сожалению, до сих пор в современных учебниках по истории умалчивается о таких его качествах как глубокая вера в Христа Спасителя, строгая приверженность православным нравственным началам, милосердие и жертвенность. Подобные упущения в преподавании отечественной истории требуют исправления, а учебники - серьезной доработки.

В наши дни наставления А.В. Суворова необыкновенно важны не только для офицеров и солдат Российской Армии, но и для каждого православного христианина. Особенно же, учитывая нынешнее положение России в мире, становятся жизненно необходимыми его заветы для подрастающего поколения.

Поэтому в православном мире поднимается и широко обсуждается вопрос о канонизации Праведного воина и непобедимого полководца Александра Суворова.

Архимандрит Георгий (Тертышников) в книге «Критерии канонизации местночтимых святых в Русской православной церкви» пишет: «Канонизация святых всегда мыслилась церковным сознанием как факт проявления в Церкви святости Божией, действующей через облагодатствованного подвижника благочестия. Посему во все времена основным условием прославления святых было проявление подлинной освященности, святости праведника».[7]

«В жизнеописании праведного воина Александра Суворова свидетельствами такой святости могут быть признаны следующие: большие заслуги перед Церковью и народом Божиим, выразившиеся в служении Отечеству, благотворительности и созидании храмов; добродетельная и молитвенная жизнь, великодушие полководца; знамения и чудеса, совершаемые Богом по его молитвам и известные нам благодаря вышеприведенным народным преданиям; отраженное в тех же преданиях прижизненное почитание его народом как святого». [8]

На иконе святого Праведного воина непобедимого адмирала Феодора Ушакова на свитке надпись: «Не отчаивайтесь, сии грозные бури послужат к славе России». Для надписи на парсуне святого Праведного воина, непобедимого генералиссимуса Александра Суворова могут быть избраны многие слова великого полководца, например: «За Пречистую Владычицу Богородицу! За Дом Богоматери!», «Мы Русские - с нами Бог!», «Молись Богу - от Него победа! Чудо-богатыри, Бог нас водит - Он нам генерал!».

Последняя фраза, взятая из гениальной суворовской «Науки побеждать» и немного сокращённая, помещена мною на свитке, который на парсуне держит в левой руке Праведный воин Александр Суворов. Она, на мой взгляд, является квинтэссенцией его мировоззрения и служит назиданием потомкам: «Молись Богу - от Него победа!...Бог нас водит - Он нам генерал!».[9]

Правая рука полководца указует на надпись, подчеркивая ее значение. Свиток располагается с левой стороны, тем самым выдвигая на первый план духовную основу образа и идущие от сердца наставления.

В этой работе я отказалась от изображения А.В. Суворова в парадной форме со всеми наградами, подчеркивая то, что прославленный полководец является для нас так же образцом величайшего христианского смирения. Тому подтверждением служит самая известная из русских эпитафий, выбитая на могильной плите непобедимого полководца в Александро-Невской лавре - «Здесь лежит Суворов». Именно эту надпись он просил сделать в своем завещании.

Из всех наград Суворова на его парсуне я изобразила только орденский знак Святого великомученика Георгия Победоносца I степени на георгиевской ленте. Это была самая любимая награда полководца, которую он носил практически всегда. Об этом он писал дочери Наталье (Суворочке) в письме от 8 ноября 1789 года: «[Получил] знаки Св. Андрея тысяч в пятьдесят, да выше всего, голубушка, Первый класс Св. Георгия. Вот каков твой папенька. За доброе сердце, чуть право от радости не умер».[10] Считаю, что именно эта награда может быть изображена на парсуне А.В. Суворова.

Написанная мною в 2013г. парсуна Праведного воина Александра Суворова получила почитание многих православных и даже невоцерковленных людей, разойдясь по России и за рубежом в большом количестве копий, изображений на хоругвях и в печатных изданиях. Репродукции парсуны находятся сейчас как в домах и в офисах поклонников суворовского гения, так и в музеях, и даже в храмах.

Этот факт говорит, прежде всего, о назревшем в народе волеизъявлении к прославлению Александра Васильевича, а также о признании созданного образа. В качестве небольшого отступления можно даже отметить, что некоторые несведущие люди принимают этот образ за полноценную икону, что, конечно, недопустимо, поскольку пока ещё наш Архистратиг не прославлен в Русской Православной Церкви, и, поэтому, нигде и никогда мы не называли эту парсуну «иконой». Однако, несмотря на это, некоторые коммерсанты даже наладили «производство» образа Праведного воина Александра Суворова как «иконы», несмотря на то, что его изображение моей работы защищено авторским правом.

Этот образ Суворова поселился в многих сердцах и душах, что не может не радовать меня как автора. Я надеюсь, что парсуна Праведного воина Александра Суворова будет споспешествовать будущему причислению его к лику святых Русской Православной Церкви.

Конечно, мы молимся об этом, но не допускаем отступления от церковно-канонических устоев и призываем всех православных и нецерковных людей блюсти эти каноны и наше законодательство.

О большом интересе у народа к этому портрету Суворова говорит и обращение ко мне Санкт-Петербургского Государственного мемориального музея А.В.Суворова с просьбой о написании двух парсун Полководца — одной для самого музея, а другой — для экипажа новейшей атомной подводной лодки «Генералиссимус Александр Суворов».

Этот очень значимый духовно-патриотический проект был недавно осуществлен, и готовые парсуны Праведного воина были переданы музею во время Торжественного открытия Краснодарской краевой выставочной программы «Суворов. Путь в бессмертие» в Центральном концертном зале Кубанского казачьего хора, которое прошло 8.10.2021г. по благословению Высокопреосвященнейшего Григория, Главы Кубанской митрополии, митрополита Екатеринодарского и Кубанского.[11]

У Русского народа множество небесных заступников, прославленных в лике святых. Но есть среди русских воинов один благоверный полководец, который особенно горячо молится о Русском воинстве в грозное для Отечества время. Этот благоверный воитель не прославлен в лике святых, но его духовный пример и наставления для нас важны, как никогда.

 

Научный сотрудник НИЦ ТК ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор»,

председатель ККОО «Творческий союз иконописцев»

Софья Анатольевна Мачигина.

т. 8-952-815-47-33.

 

 


[1] Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи. М.: тип. т-ва И. Д. Сытина, 1916.

[2] Зинон, архимандрит. Беседы иконописца. URL: https://mybiblioteka.su/tom3/3-18206.html.

[3] Кондаков Н.П. Современное положение русской народной иконописи. СПб. Тип. И.Н.Скороходова. 1901. с. 58.

[4] Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Uspenskij/bogoslovie-ikony-pravoslavnoj-tserkvi/9#note200

[5] Подробный словарь русских гравированных портретов: т. 3 / сост. Д.А. Ровинский. Спб., Типография Императорской Академии Наук.1888г., ст. 1977.

[6] Давыдов Д.В. Встреча с великим Суворовым // Давыдов Д.В. Военные записки. М., 1982., с. 41.

[7] Архимандрит Георгий (Тертышников) «Критерии канонизации местночтимых святых в Русской православной церкви». “Альфа и Омега”. № 3 (21) 1999г. URL: https://aliom.orthodoxy.ru/arch/021/021-tert_kanon.htm

[8] Локтющенков В.А., Егоров А.Ю. Полководец Суворов и христианская святость. URL: https://knsuvorov.ru/materials/egorov.html

[9] Суворов А.В. «Наука побеждать». Издательство АСТ. М. 2017. с. 48

[10] Суворов А.В. Письма к дочери Наталье (Суворочке). URL: https://history.scps.ru/lib/suvorov04.htm

[11] 8 октября в Центральном концертном зале Кубанского казачьего хора открылась выставка «Суворов. Путь в бессмертие». URL: https://suvorovmuseum.ru/events/5500

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: