Семинар 2. Конфиденциальное делопроизводство




1. Основные этапы становления законодательства в области охраны интеллектуальной собственности.

В мире институт охраны Интеллектуальной собственности сформировался в XVIII в. в связи с необходимостью торговли нематериальными результатами труда. Это был особый товар, со своими характерными свойствами, касающийся объектов искусственного характера.

Следует отметить, что термин «интеллектуальная собственность» не соответствует содержанию права собственности на материальные объекты.

Права, относящиеся к разным объектам интеллектуальной собственности, обладают рядом общих черт. Они ограничены определенным сроком действия, территорией, носят абсолютный характер и являются исключительными, но отношению ко всем третьим лицам. Но окончании предусмотренного законом срока действия прав объекты интеллектуальной собственности становятся общественным достоянием, и любое лицо может использовать их но своему усмотрению.

Следует помнить, что под исключительными нравами понимаются субъективные права, обеспечивающие их носителям совершение всех дозволенных законом действий с одновременным запретом всем третьим лицам совершении таких действий без согласия правообладателей. Абсолютный характер этого права состоит в том, что оно действует против любого лица, желающего воспользоваться принадлежащим другому лицу объектом интеллектуальной собственности без его разрешения.

Охрана прав и регулирование правоотношений по принципиально различающимся результатам интеллектуальной деятельности обеспечивается разными нормами гражданского законодательства. Это зависит от того, что предлагается охранять - форму художественного представления объекта (для произведений литературы и искусства) или его содержание (для объектов науки и техники).

Отношения, связанные с правами на произведения литературы и искусства, регулируются нормами авторского права, в силу которого охрана произведению предоставляется автоматически с момента его создания. Здесь основной критерий - форма созданного произведения, являющаяся единственной и неповторимой.

Отношения, возникающие в связи с созданием, охраной и использованием объектов интеллектуальной собственности, особенность которых определяется содержанием полученного результата, регулируется нормами патентного права. Это так называемые объекты промышленной собственности. Для получения охраны таких объектов требуются, как правило, их регистрация в установленном порядке, экспертиза, наличие правоудостоверяющего документа.

В последнее время особое место в отношениях заняли объекты, представляющие собой коммерческую тайну. Законодательством запрещено противоправное раскрытие этой тайны без согласия ее владельца, если владелец при этом принимает необходимые меры для ее сохранения. Это система охраны распространяется и на секреты производства (ноу-хау). Ее основу составляет гражданское, уголовное законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции.

Таким образом, отношения, связанные с результатами интеллектуальной деятельности регулируются законодательством об авторском праве, патентным законодательством и специальным законодательством о пресечении недобросовестной конкуренции.

В части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 1 января 1995 года, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность), отнесены к объектам гражданских прав (ст. 128). Исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности, а также приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализация продукции, выполняемых работ или услуг (фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания и т.п.) признается в порядке и в случаях, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 138) и другими законами.

Правовая охрана интеллектуальной собственности в России так же, как и в других странах, регулируется гражданским законодательством, обслуживающим гражданско-правовые отношения.

Субъектами таких правоотношений, или субъектами права по поводу объектов интеллектуальной собственности, могут выступать как юридические, так и физические лица.

В качестве актов гражданского законодательства, имеющих прямое отношение к охране интеллектуальной собственности, в первую очередь следует назвать Патентный закон Российской Федерации (от 23 сентября 1992 г.), закон РФ “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров ”(от 23 сентября 1992 г.), закон РФ “О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных” (от 23 сентября 1992 г.), закон РФ “О правовой охране топологий интегральных микросхем” (от 23 сентября 1992 г.), закон РФ “Об авторском праве и смежных правах” (от 9 июля 19УЗ г.).

Регулирование правоотношений по поводу интеллектуальной собственности осуществляется в Российской Федерации смежными правовыми институтами: институтом авторского права и институтом патентного права. Охрана результатов интеллектуальной деятельности, не подпадающих под действие ни авторского, ни патентного права, осуществляется нормами специального гражданского законодательства.

Рассмотрим кратко путь формирования института охраны интеллектуальной собственности, обратившись к истории становления правовых систем в отношении результатов интеллектуального труда и развития международных отношений в области охраны интеллектуальной собственности.

На начальном этапе развития ремесел и образования индивидуальных товарных производств власти в государствах средневековой Европы наделяли отдельных лиц привилегиями на монопольное производство и продажу своих товаров. Эти привилегии оформлялись в виде специальных грамот - патентов (лат.).

В литературе отмечается, что первый патент был выдан во Флоренции в 1421 г., а первым законом, относящимся к выдаче патентов на изобретения, считают “Статус о монополиях”, принятый в Англии в 1623 г. Закрепление права собственности на созданное изобретение связывают с патентным законом, принятым во Франции в 1791 г., и федеральным патентным законом США 1790 г. А к середине XLX в. патентные законы были приняты большинством европейских государств.

В России первый закон о привилегиях на изобретения, художества и ремесла был принят Государственным советом и утвержден Александром I 17 июня 1812 г., появление первого товарного знака на изделиях ремесленников - клейма связано с “Новоторговым уставом России” 1667 г., а первый русский указ об обязательном клеймении всех русских товаров особыми фабричными знаками был издан в 1774 г. В 1896 г. в России было принято Положение о привилегиях на изобретения и усовершенствования, которое действовало до 1917 г.

После 1919 г. результаты интеллектуальной деятельности перестали быть объектом рыночных отношений, они стали всеобщим достоянием. В той системе, которая действовала в СССР, во всех правах на нематериальные объекты была исключена монополия правообладателя, т. е. его исключительное право на использование полученного результата.

Изобретательское право утратило функцию, необходимую для рыночной экономики.

Была введена система авторского свидетельства, в соответствии с которой изобретение принадлежало государству, а любая государственная организация могла свободно - без чьего-либо разрешения и бесплатно - использовать любое изобретение, защищенное авторским свидетельством СССР.

С изменением в России системы экономических и общественных отношений встала задача возрождения охраны авторских произведений и результатов иной творческой деятельности, т. е. возрождения реального исключительного права.

В мире же развитие наук, производства, транспорта, связи и торговли со второй половины XIX в. диалектически совершенствовало правила поведения в обществе путем закрепления соответствующих правовых норм, как в национальных законах отдельных государств, так и в принимаемых межгосударственных конвенциях в отношении интеллектуального труда. Основой явилась Парижская конвенция по охране промышленной собственности, принятая в 1883 г. Патентно-правовое регулирование начало выходить за пределы национальных границ государств, и постепенно правовая охрана стала предоставляться иностранным гражданам. Территориальная ограниченность действия патента стала преодолимой. Таким образом, права на технические новшества стали приобретать свойства товара особого рода и связываться с правом собственности на нематериальные ценности.

Путь, которым шли страны в XIX в., привел одновременно к созданию университетов и библиотек, развитию издательств, книжной торговли и прессы. Соответственно экономически выгодным стало тиражирование результатов интеллектуального труда в таких областях, как литература и искусство.

В сфере интеллектуальной собственности полноправно действуют два раздельных регулирования: патентно-правовое и авторско-правовое. Однако из этого вовсе не следует, что все результаты творческой работы можно разделить так, что часть из них подпадает под действие только патентного права, а другая - под действие авторского права.

2. Патентное законодательство Российской Федерации.

Российское законодательство не содержит в явном виде определения патента, но на практике под патентом понимается документ, выдаваемый от имени государства лицу, подавшему заявку в установленном законом порядке, в подтверждение его прав на изобретение, полезную модель или промышленный образец. «Патент удостоверяет приоритет, авторство изобретения, полезной модели или промышленного образца и исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец». Под правом авторства понимается право признаваться автором изобретения. Под исключительным правом понимается то, что использование соответствующего объекта возможно либо самим правообладателем, либо с его прямого разрешения.

Субъекты патентного права:

Первоначальным субъектом патентного права является автор — гражданин, творческим трудом которого создан соответствующий результат интеллектуальной деятельности;

Патентообладатели. Это физические лица, группы лиц и организации, которые обладают исключительным правом использования изобретения;

Работодатели авторов служебных изобретений, полезных моделей и промышленных образцов приобретают исключительное право на соответствующий объект и на получение патента, если договором с работником или Гражданским кодексом РФ (ГК РФ) не предусмотрено иное;

Заказчики, которые в случае создания изобретения, полезной модели или промышленного образца подрядчиком (исполнителем) по договору приобретают исключительное право и право на получение патента, либо право использования объекта на условиях безвозмездной простой (неисключительной) лицензии в соответствии с договором и ГК РФ;

РФ, субъекты РФ или муниципальные образования, которые приобретают исключительное право и право на получение патента, либо право на использование соответствующего объекта на условиях безвозмездной простой лицензии в соответствии с государственным или муниципальным заключённым контрактом и ГК РФ;

Наследники и иные правопреемники обладателя исключительного права на изобретение, полезную модель или промышленный образец, которые могут приобрести соответствующие права в случаях и по основаниям, установленным законом;

Иные субъекты, которые могут приобрести права на изобретение и т. д. на основании договора об отчуждении права, лицензионного договора или решения суда о предоставлении принудительной лицензии;

Роспатент. Федеральная служба по интеллектуальной собственности, федеральный орган исполнительной власти, который организует приём заявок, выдаёт патенты, регистрирует договоры о предоставлении права на объекты промышленной собственности и др;

Патентные поверенные. Это лица, получившие специальное образование, имеющие опыт работы в области охраны промышленной собственности и выдержавшие специальный экзамен для получения должности патентного поверенного. Они могут работать в качестве наёмных рабочих или быть индивидуальными предпринимателями;

Суд по интеллектуальным правам. Это специализированный арбитражный суд, который рассматривает в пределах своей компетенции дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав, в качестве суда первой и кассационной инстанции.

Объектами патентного права являются:

Изобретение. В качестве изобретения охраняется техническое решение в любой области, относящееся к продукту (в частности, устройству, веществу, штамму микроорганизма, культуре клеток растений или животных) или способу (процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств). Изобретению предоставляется правовая охрана, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо.

Не являются изобретениями:

открытия;

научные теории и математические методы;

решения, касающиеся только внешнего вида изделий и направленные на удовлетворение эстетических потребностей;

правила и методы игр, интеллектуальной или хозяйственной деятельности;

программы для ЭВМ;

решения, заключающиеся только в представлении информации.

Полезная модель. В качестве полезной модели охраняется техническое решение, относящееся к устройству. Условиями патентоспособности полезной модели будут являться новизна и промышленная применимость. Законодатель не требует наличия изобретательского уровня для полезных моделей. Как видно из определения, в качестве полезной модели может признаваться техническое решение, относящееся только к устройству, в отличие от изобретений, которыми, помимо устройства, могут быть вещество, штамм микроорганизма, культура клеток растений или животных, процесс осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств.

В России не предоставляется правовая охрана в качестве полезной модели:

решениям, касающимся только внешнего вида изделий и направленным на удовлетворение эстетических потребностей;

топологиям интегральных микросхем.

Промышленный образец. В качестве промышленного образца охраняется художественно-конструкторское решение изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, определяющее его внешний вид. Промышленный образец сильно отличается от изобретения или полезной модели, он даже похож на один из объектов авторского права, поскольку имеет в совокупности с художественным решением также конструкторское. Промышленному образцу предоставляется охрана, если по своим признакам он является новым и оригинальным. Примером может служить стеклянная бутылка прохладительного напитка, имеющая оригинальный внешний вид изделия.

Не предоставляется правовая охрана в качестве промышленного образца:

решениям, обусловленным исключительно технической функцией изделия;

объектам архитектуры (кроме малых архитектурных форм), промышленным, гидротехническим и другим стационарным сооружениям;

объектам неустойчивой формы из жидких, газообразных, сыпучих или им подобных веществ.

В России не могут быть объектами патентных прав:

способы клонирования человека;

способы модификации генетической целостности клеток зародышевой линии человека;

использование человеческих эмбрионов в промышленных и коммерческих целях;

иные решения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.

В настоящее время патентование программного обеспечения на законодательном уровне получило распространение в США. Дискуссии о целесообразности такого подхода идут и в Европе. Патентование программных продуктов защищает его разработчиков, безусловно, сильнее, чем авторское право, но возможности для произвола таковы, что классический баланс интересов автора и общества тут значительно нарушается. Так, с 2013 года в Новой Зеландии законодательно запрещено патентование программного обеспечения

3. Современное законодательство в области охраны авторских и смежных прав.

Закон об авторском праве и смежных правах или законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности в настоящее время состоит из единого документа четвертой части Гражданского Кодекса, вступившей в силу с 1 января 2008 г., что явилось логичным продолжением традиции регулирования правоотношений Гражданским Кодексом РСФСР 1964 г.

До 2008 г. законодательство условно делилось на две группы:

Закон об авторском праве и смежных правах;

Законодательство об объектах промышленной собственности: Закон о патентах и Закон о товарных знаках.

В настоящее время законодательство об авторском праве в Российской Федерации регулируется нормативными правовыми документами трех уровней:

международные договоры;

федеральное законодательство;

подзаконные акты.

Историю развития авторского права в России, в том числе некоторый порядок вступления России в международно-правовые договоры об авторском праве можно посмотреть в разделе История авторских прав. В данном разделе представляется целесообразным остановиться поподробнее на ключевых международных соглашениях Российской Федерации в области авторского права: Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (в редакции Парижского Акта от 24 июля 1971 г.) и Всемирной Конвенции об Авторском Праве (пересмотренная в Париже 24 июля 1971 г.).

Указанные международные соглашения устанавливают для стран-участников принцип национального режима, минимальный режим охраны произведений и отсутствие формальностей для предоставления охраны произведениям. Принцип национального режима предоставил возможность иностранным правообладателям пользоваться на территории Российской Федерации тем же объемом прав и обязанностей, что российские правообладатели.

Указанные международные соглашения вступили на территории России одновременно в 1995 году, однако, они имеют отличия. Так Бернская Конвенция предусматривает более высокий уровень предоставления охраны иностранным правообладателям, в частности, Бернская Конвенция вводит режим ретроохраны или восстановление охраны ряда произведений иностранных авторов. Поэтому Парижская редакция

Всемирной Конвенции явилась промежуточным этапом для подготовки законодательства России, а также других гражданских институтов общества к полному выполнению требований Бернской Конвенции, что и произошло в 2004 году после внесения изменений в Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», которые подтвердили режим ретроохраны.

Российская Федерация признает непосредственное действие Бернской конвенции на своей территории. Российские суды ее применяют непосредственно при решении вопросов защиты прав иностранных правообладателей.

Конституция РФ и Гражданский кодекс РФ исходят из приоритета международных договоров.

Ключевым нормативным правовым актов федерального уровня является Закон Российской Федерации»Об авторском праве и смежных правах» от 09 июля 1993 г. №5351—1, который в настоящее время полностью соответствуют всем ключевым международным соглашениям в сфере авторского права и является хорошо систематизированным, содержательным и последовательным.

Наиболее органично с этим Законом связан Закон Российской Федерации «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» от 23 сентября 1992 № 3523—1.

Так как программа для ЭВМ согласно Закону Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» является произведением. Закон «О правовой охране…» вводит несколько новых полномочий правообладателя в отношении созданных программ, наиболее существенным из которых является возможность государственной регистрации программы для ЭВМ в федеральном органе по интеллектуальной собственности. Также существовал Закон Российской Федерации»О правовой охране топологий интегральных микросхем». Этот закон регламентировал правовой режим создания, использования, передачи прав на такой объект интеллектуальной собственности как топологии интегральных микросхем. Указанный Закон также уполномочивает автора микросхемы по желанию осуществить государственную регистрацию микросхемы в федеральном органе по интеллектуальной собственности.

Важную роль играют и кодифицированные федеральные законы, регулирующие в основном общие вопросы, а также вопросы ответственности за соответствующие правонарушения и подзаконные акты.

Законодательство о промышленной собственности менее обширно и ключевым международным соглашением в данной сфере является Парижская Конвенция по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г. в редакции 1979 г.. Своей первой статьей Конвенция устанавливает перечень объектов охраны промышленной собственности: патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и указания происхождения или наименования места происхождения, а также пресечение недобросовестной конкуренции. На федеральном уровне указанные объекты регулировались двумя основными законами: Законом Российской Федерации»О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 23 сентября 1992г. и Патентным Законом Российской Федерации также от 23 сентября 1992г.

4. Защита авторских прав разработчиков программного обеспечения.

Существуют две основных формы юридической защиты авторских прав программного продукта – это ограничение прав пользования и регистрация программы ЭВМ.

Права пользования (лицензия) - это передача неисключительных права на использование программного продукта с различными ограничениями. Практически все программы, в том числе бесплатные и с открытым исходным кодом, имеют лицензионное соглашение. Использование ПО возможно только после принятия соответствующего соглашения. Обычно принятие условий лицензии происходит в электронном виде прямо в интерфейсе ПО, хотя возможно и документальное подтверждение. Обычно в нем детально расписаны права и обязанности сторон: к примеру, со стороны разработчика – поддержка на протяжении нескольких лет, обновления и расширения функциональности, со стороны пользователя – запрет на копирование, распространение или установку на других компьютерах. Лицензионное соглашение, вне зависимости от формы заключения, является документом с юридической силой, потому его нарушение может повлечь за собой ответственность, предусмотренную законодательством.

Регистрация программы эвм - специальная процедура, предусмотренная российским законодательством. Несмотря на то, что законы не требуют специального регистрирования права на ПО, у автора и правообладателя есть такая возможность. Это дополнительная степень защиты авторских прав на программный продукт. Для регистрации программы ЭВМ требуется подготовить пакет документов:

-часть кода программы (предоставляется в электронном виде);

-анкета, содержащая данные об авторе и правообладателе;

-реферат – название, аннотация, краткая суть работы ПО, вклад авторов в его разработку (в процентном соотношении), дополнительные материалы – таблицы и т.д.;

-доверенность – если правообладатель подает заявку не лично.

Документы вместе с заявкой на регистрацию и квитанцией об оплате специального сбора направляются в Федеральный институт промышленной собственности или в Роспатент. Там специалист-патентовед проведет анализ предоставленной информации, и если все выполнено правильно, зарегистрирует программу в государственной базе и выдаст свидетельство об охране прав на программу для ЭВМ.

Процедура регистрации особенно необходима, если авторство и права на код ставятся под сомнение и становятся предметом судебных разбирательств. Свидетельство об охране программы для ЭВМ станет веским доказательством на судебных слушаниях. Кроме того, свидетельство – официальное подтверждение исключительных прав на ПО и аргумент в спорах по выявлению плагиата или контрафакта.

5. Право собственности на информационные ресурсы.

Собственниками информационных ресурсов могут быть физические и юридические лица, Российская Федерация и ее субъекты, муниципальные образования. Отношения по поводу права собственности на информационные ресурсы регулируются общими нормами гражданского законодательства. Закон конкретизирует общие нормы применительно к данному объекту. Так, в силу ст. 6 Закона об информации физические и юридические лица являются собственниками тех документов и массивов документов, которые созданы за счет их средств, приобретены ими на законных основаниях, получены в порядке дарения или наследования. Собственник информационных ресурсов пользуется всеми предусмотренными законодательством правами. Он устанавливает правила обработки информационных ресурсов, защиты, доступа к информации и т. п.

Информационные ресурсы могут быть государственными и негосударственными. Информационные ресурсы, являющиеся собственностью организаций, включаются в состав имущества, и на них распространяются все нормы правового режима имущества хозяйствующего субъекта (касающиеся оценки, учета, погашения стоимости и др.). Государство имеет право выкупа документированной информации, находящейся в частной собственности, в случае отнесения ее к государственной тайне.

Государственные информационные ресурсы могут находиться в ведении:

федеральном;

совместном и субъектов РФ;

субъектов РФ.

Специфика государственных информационных ресурсов предопределила установление специального правового режима их сбора, систематизации, хранения и использования. В отношении информационных ресурсов Москвы эти вопросы решаются Законом г. Москвы от 24 октября 2001 г. № 52 «Об информационных ресурсах и информатизации города Москвы». В частности, информационные ресурсы Москвы подлежат учету путем регистрации содержащих эти ресурсы информационных систем (баз данных) в едином Реестре информационных ресурсов и систем г. Москвы1. В Положении о данном Реестре определены обязанности операторов информационных систем, порядок доступа к содержащимся в нем сведениям. Формирование государственных информационных ресурсов осуществляется органами государственной власти и местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.

Органы государственной власти формируют государственные информационные ресурсы в пределах своей компетенции в порядке, определяемом Правительством РФ. Например, Росстат занимается сбором и систематизацией статистической информации различных видов.

В организационном плане упорядоченная совокупность государственных информационных ресурсов является информационной системой. Информационные системы формируются по различным направлениям хозяйственной деятельности и часто представляют собой кадастры. В соответствии со ст. 14 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензирующие органы формируют и ведут реестры лицензий на конкретные виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют. Права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав. Единый государственный реестр налогоплательщиков ведется Федеральной налоговой службой.

Специфика государственных информационных ресурсов предопределила установление специального правового режима их сбора, систематизации, хранения и использования. В отношении информационных ресурсов Москвы эти вопросы решаются Законом г. Москвы от 24 октября 2001 г. № 52 «Об информационных ресурсах и информатизации города Москвы».

При создании государственных информационных ресурсов применяются общероссийские классификаторы. Например, Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2003 г. № 677 утверждено Положение о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области»

6. Информация с ограниченным доступом.

Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

В информации ограниченного доступа, в свою очередь, выделяется государственная тайна.

Ниже приведены нормативные правовые акты по защите информации:

общедоступной информации;

информации ограниченного доступа, не содержащей сведений, относимых к государственной тайне (конфиденциальная информация);

информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну.

 

К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен (ст.7 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ).

Ограничение доступа к информации устанавливается только федеральными законами (ст.3 указанного Федерального закона). Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации (ст.7 указанного Федерального закона).

Государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Перечень нормативных актов, относящих сведения к государственной тайне и регулирующих отношения в области защиты сведений, отнесенных к государственной тайне:

· Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне»;

· Указ Президента Российской Федерации от 30.11.1995 № 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне»;

· Постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.2010 № 63 «Об утверждении инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне»;

· Доктрина информационной безопасности Российской Федерации от 09.09.2000 №1895.

7. Виды информации с ограниченным доступом.

Информация с ограниченным доступом в зависимости от субъектного состава:

Информация, содержащая государственную тайну;

Конфиденциальная информация.

Конфиденциальность – обязательное для выполнения лицом, получившего доступ к определенной информации, требование не передавать данную информацию третьим лицам без их согласия.

Признаки и условия охраноспособности права на информацию с ограниченным доступом:

Информация должна быть документирована, то есть содержаться на материальном носителе;

Соответствие информации ограничениям, установленным в законодательстве. Это значит:

Не должна подпадать под перечень информация, ограничение доступа к которой запрещено законом;

Должна подпадать под перечень информация, ограничение доступа к которой установлено ФЗ.

Защита установлена ФЗ, см. ст. 16 ФЗ «Об информации».

Защите подлежит любая информация, неправомерное использование которой может нанести вред владельцу, пользователю, собственнику или иному лицу.

8. Правовое регулирование доступа.

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», персональными данными признается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.

Законом об информации (ст. 11) установлено, что не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения.

Порядок обработки персональных данных в рамках трудовых отношений установлен Трудовым кодексом Российской Федерации (глава 14), где, в частности, говорится, что работники и их представители должны быть ознакомлены под расписку с документами работодателя, устанавливающими порядок обработки персональных данных работников, а также об их правах и обязанностях в этой области.

Положение о неразглашении персональных данных содержится и в Федеральном законе «Об актах гражданского состояния» от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ, где говорится о том, что сведения, ставшие известными работнику органа записи актов гражданского состояния в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния, в том числе персональные данные, являются информацией, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, и разглашению не подлежат (ст. 12).

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ст. 137) предусматривает уголовную ответственность за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: