Проективная методика «Я, мама и детский сад» (И.В. Дубровина)




Семь методик, которые помогут диагностировать детско-родительские отношения

Марина Богомолова
канд. психол. наук, доц. каф. дошкольного и начального образования ГАОУ ВО МИОО

Если ребенок в детском саду дерется, кусается или, наоборот, замкнут, не идет на контакт с воспитателем, возможно, у него проблема в отношениях с родителями. Родители не всегда самостоятельно могут определить, в чем причины такого поведения ребенка и как они на него влияют. Проведите диагностику детско-родительских отношений в семьях дошкольников по методикам, которые мы предлагаем.

 

 

Родители — это участники образовательных отношений, которые вместе с педагогами обучают, воспитывают и развивают своих детей. Детско-родительские отношения оказывают большое влияние на развитие ребенка. Ваша задача выявить взаимоотношения в семье воспитанника и при необходимости скорректировать их.

Российский психолог Владимир Мясищев выделял в отношении эмоциональный, познавательный и поведенческий компоненты. Каждый компонент определяет характер жизненного взаимодействия человека с окружающей средой и другими людьми.

Познавательный компонент — восприятие и оценка (осознание, понимание, объяснение) объектов среды, людей и самого себя. Проявляется в моральных ценностях человека, выработанных убеждениях, вкусах, склонностях, идеалах.

Эмоциональный компонент — формирование эмоционального отношения человека к объектам среды, другим людям и самому себе. Выражается в привязанности, любви, симпатии и противоположных по знаку чувств — неприязни, вражды, антипатии.

Поведенческий компонент — выбор стратегий и тактик поведения личности по отношению к значимым (ценным) для нее объектам среды, другим людям и самому себе. Выражается посредством потребностей: потребность указывает на свой предмет и дает косвенное указание на способ достижения этого предмета.

Предлагаем семь методик, с помощью которых вы сможете диагностировать детско-родительские отношения. Каждая из методик в разной степени позволяет выявлять компоненты отношений, которые выделяет В. Мясищев.

Интерпретативный тест «Грустная мама»
(модификация Г.Т. Хоментаускас)

Для того чтобы провести тест «Грустная мама», предложите ребенку рассмотреть рисунок, на котором изображены женщина с грустным выражением лица и мужчина у окна: «Художник нарисовал маму и папу в комнате. Папа смотрит в окно, а мама очень грустная и чем-то расстроена. Как ты думаешь, почему у нее плохое настроение?».

Проанализируйте ответ, чтобы определить, чем ребенок объясняет эмоциональную дистанцию между родителями:

· «плохостью» самого ребенка: «они поссорились из-за ребенка», «их сын получил двойку», «ребенок их не слушается»;

· ссорой между родителями: «поругались друг с другом», «поссорились». Ребенок может конкретизировать причину ссоры: «он не хочет идти в магазин», «она не пускает его на рыбалку», «он не помогает ей», «он ее разлюбил»;

· причинами, которые не связаны с межличностными отношениями: «разбилась ваза», «телевизор сломался», «на улице плохая погода».

Проективная методика «Я, мама и детский сад» (И.В. Дубровина)

Предложите ребенку нарисовать рисунок на тему «Я, мама и детский сад». Далее проведите анализ структуры рисунка, расположения фигур и других предметов, особенности нарисованных фигур.

Эмоционально благополучный ребенок объединяет на рисунках членов семьи и сюжет из жизни в детском саду. Например, рисует, как он идет с мамой за ручку в детский сад, при этом на рисунке присутствуют и папа, и братья с сестрами, и воспитатель.

Если ребенок искажает состав семьи, то возможно в семье эмоциональный конфликт и он не доволен семейной ситуацией. Ребенок избегает тех людей, которые отсутствуют на рисунке. Причиной могут быть травмирующие ситуации, чувство отверженности, незащищенности, высокий уровень тревожности.

Говорить о высоком уровне эмоциональных связей можно, если члены семьи изображены с соединенными руками, объединенные общей деятельностью.

Если член семьи изображен со спины, то ребенок относится к нему негативно или, может быть, от этого человека исходит угроза. Но, возможно, что для него он просто малозначимый человек.

Большие расстояния между членами семьи или деление рисунка на ячейки говорит о слабости позитивных межличностных связей. Недолюбленные дети передают чувство незначительности через мелкие изображения.

Когда ребенок хорошо относится к членам семьи, он четко прорисовывает фигуры людей и раскрашивает их яркими цветами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: