I. Нарушения в сфере здравоохранения.




1. Отказ в оказании медицинской помощи.

Согласно ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Граждане имеют право на безотлагательное оказание экстренной и неотложной медицинской помощи, а отказ в оказании плановой медицинской помощи, сопряженный с промедлением, волокитой и риском для здоровья, недопустим в силу прямого указания закона.

Невозможность получить медицинскую помощь на плановой основе может привести к утрате здоровья либо существенно ухудшить его, что, в свою очередь, может привести к невозможности пользоваться другими правами (продолжение осуществлять трудовую деятельность, утрата источника дохода и ухудшение условий проживания семьи, включая детей, свобода передвижения и др.).

В Уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических дефектов.

О праве на охрану здоровья и медицинскую помощь говорится в ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., в котором под охраной здоровья населения понимается комплекс мер различного характера (экономического, социального, правового, научного, санитарно-эпидемиологического и др.), направленных на поддержку и укрепление здоровья каждого человека в целях активной долголетней жизни, а также предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Пунктами 2, 3 ч.1 ст. 32 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020) предусмотрено, что формами оказания медицинской помощи являются:

1) экстренная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;

2) неотложная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента.

При этом часть 2 указанной статьи содержит императивную норму о том, что медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается.

Оказание плановой медицинской помощи предусмотрено положениями ст. 32 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ, где определено, что плановая медицинская помощь – это медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.

Однако, зачастую именно в ходе оказания плановой медпомощи можно установить риски для жизни пациента.

Несмотря на то, что оказание плановой медицинской помощи не носит безотлагательного характера, тем не менее и отказ в ее оказании, сопряженный с промедлением, волокитой и риском для здоровья, недопустим в силу прямого указания закона, а именно ч.1 ст. 11 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ, которой установлено, что отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации, не допускаются.

Какое-либо изменение данных условий или дополнительные требования, а также исключения из этого правила, законом не предусмотрены.

Принуждение может иметь место только в строго определенном, закрытом перечне медицинских вмешательств, от которых отказаться гражданин не может, но все эти случаи связаны исключительно с таким состоянием человека, когда его жизнь или здоровье в опасности, а сам он никаких решений принимать не может вследствие заболевания, либо его состояние таково, что угрожает жизни и здоровью других людей.

Охрана здоровья должна обеспечиваться государством без какой-либо дискриминации.

Таким образом, законодательством РФ установлено, что государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств, т.е. без какой-либо дискриминации.

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 2 декабря 2014 г. N 796н "Об утверждении Положения об организации оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи" устанавливает правила плановой госпитализации.

Приложение к Положению об организации оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от 2 декабря 2014 г. N 796н содержит «Порядок направления пациентов в медицинские организации и иные организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, для оказания специализированной (за исключением высокотехнологичной) медицинской помощи».

Каких-либо условий, предусматривающий отказ от ее оказания, не предусмотрено. Данный документ распространяет свое действие на всю территорию Российской Федерации, без исключений.

2. Внедрение QR-кодов как способ принуждения к вакцинации.

Основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 17.09.1998 № 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинское вмешательство, это выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности.

В соответствии со ст. 5 Федеральный закон от 17.09.1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право, в том числе на:

получение от медицинских работников полной и объективной информации о необходимости профилактических прививок, последствиях отказа от них, возможных поствакцинальных осложнениях;

медицинский осмотр и при необходимости медицинское обследование перед профилактическими прививками, получение медицинской помощи в медицинских организациях при возникновении поствакцинальных осложнений в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

социальную поддержку при возникновении поствакцинальных осложнений;

отказ от профилактических прививок.

Таким образом, указанным федеральным нормативно-правовым актом провозглашен принцип добровольности вакцинирования, о котором неоднократно заявлялось и Президентом Российской Федерации.

Пунктом 10 той же статьи установлено, что медицинская деятельность, это профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

Таким образом, вакцинирование является медицинским вмешательством, а в силу ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» принуждение к медицинскому вмешательству не допустимо.

Частью 1 ст. 20 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ предусмотрено, что необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

Принуждение к вакцинированию нарушает основы иммунопрофилактической деятельности государства и базовые права граждан, в том числе на отказ от профилактических прививок.

Таким образом, принятие вышеуказанных положений постановления квалифицируется как принуждение к медицинскому вмешательству, недопустимость которого закреплена в статье 20 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Также обращаем внимание, что на добровольность вакцинации указано в п.п. 7.3.1 и 7.3.2 Резолюции № 2361 (2021) Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) «Вакцины против Covid-19: этические, юридические и практические аспекты», текст которой принят Ассамблеей 27 января 2021 г., Ассамблея настоятельно призывает государства-члены и Европейский союз:

- обеспечить, чтобы граждане были проинформированы о том, что вакцинация не является обязательной и что никто не подвергается политическому, социальному или иному давлению с целью сделать себя вакцинацией, если они не хотят делать это сами;

- гарантировать, что никто не подвергнется дискриминации за то, что он не был вакцинирован, из-за возможных рисков для здоровья или нежелания пройти вакцинацию.

Россия является членом Совета Европы и должна исполнять указанную Резолюцию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: