Методические принципы интервьюирования




Можно разделить на базовые (универсальные) и специфичные. Последние представляют собой модификации этой методики применительно к различным типам исследовательских задач. В данной работе будет подробно описана базовая методика, включая все ее этапы: от подготовки интервью до обработки его результатов.

Интервью - это целенаправленный опрос, который проводит интервьюер.

Виды интервью

По различным критериям можно выделить следующие виды интервью:

По целевому назначению:

· 1) ретроспективное интервью (имеет целью оценочное воспроизведение прошлых фактов, событий участниками или свидетелями ситуации);

· 2) интроспективное интервью (имеет целью изучить мнения и оценки людей по поводу текущих событий);

· 3) прожективное интервью (имеет целью выявить возможное отношение людей к виртуально возможным событиям или поведение людей в потенциально возможных ситуациях).

По типу опрашиваемых лиц:

· 1) интервью экспертов;

· 2) интервью простых респондентов;

· 3) интервью ответственных, должностных лиц.

По количеству опрашиваемых респондентов:

· 1) индивидуальное интервью;

· 2) групповое интервью.

По процедуре:

· 1) однократное интервью;

· 2) многократное (панельное) интервью (предполагает сбор информации от одной и той же аудитории респондентов по единому вопроснику на протяжении определенного временного интервала);

· 3) фокусированное интервью;

· 4) глубинное интервью;

· 5) ненаправленное интервью (дает возможность высказаться респондентам по "наболевшим" вопросам, актуальным, злободневным проблемам дня. В данном случае инициатива в большей степени принадлежит респонденту, который сам выбирает и называет проблему, ее содержание и даже возможные пути решения. Чаще такое интервью является свободным по форме проведения. Задача интервьюера - корректировка темы разговора, создание условий для полного и свободного высказывания мнения опрашиваемого.

По способу общения социолога и респондента:

· 1) личное интервью;

· 2) телефонное интервью (опосредованная форма общения с респондентом). Такой вид интервью имеет широкое применение в оперативных социологических исследованиях. Данный вид интервью весьма специфичен. Он отличается краткостью, что ориентирует исследователя и интервьюера на работу в совершенно определенном режиме. Опросный лист такого интервью чаще всего формализован и имеет небольшой веер вариантов ответов к каждому вопросу. Сами вопросы должны быть конкретны, кратки, однозначны, а варианты ответов к ним - исчерпывающие (без дополнений, комментариев и уточнений). Интервьюер, проводящий телефонный опрос, должен представиться, назвать тему исследования, дать гарантию анонимности и предложить высказать свое мнение.

По месту проведения интервью:

· 1) интервью по месту жительства;

· 2) интервью по месту работы (в ситуациях, когда проблема связана с изучением производственных ситуаций);

· 3) интервью на улице.

По цели исследования:

· 1) интервью разведывательное (при необходимости получить предварительную информацию о проблемном поле);

· 2) интервью контрольное (с целью проверки результатов проведенного интервью, или пилотаж инструментария);

· 3) интервью основное (сбор информации по проблеме исследования на соответствующей выборке).

По способу регистрации ответов:

· 1) интервью с записью в опросном листе (информация регистрируется по "свежим следам", по ходу интервью);

· 2) интервью с записью на магнитофоне (проводится только в случае согласия использования техники со стороны респондента и предполагает дальнейшую работу по интерпретации, содержательному уплотнению записанной беседы);

· 3) интервью с ассистентом (в этой ситуации интервьюер задает вопросы и ведет беседу, а ассистент записывает ее. Нужно помнить, что данная форма интервьюирования не удобна тем, что ассистент может сыграть роль "третьего лица", в присутствии которого снижается уровень анонимности беседы и уровень искренности ответов респондента.

Представленные виды интервью свидетельствуют об инвариантности форм метода, ориентирует на возможность выбора и использования конкретного вида интервью с учетом специфики исследовательских задач и целей, а также особенностей его организации, проведения и ситуации применения. Использование же самого метода интервью требует тщательной разработки методических процедур и приемов его использования.


№3. Что такое консультирование клиента и каковы основные правила проведения консультирования?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: