Тема урока Творчество М.Мусоргского.
ЦЕЛЬ УРОКА: Познакомить учащихся с творчеством и музыкальными произведениями композитора.
Задачи образовательные: совершенствование навыков использования выразительных средств музыки, подчеркнуть новаторство композитора.
Задачи развивающие: развитие образной памяти на стиль музыки М. П. Мусоргского, навыков художественно – образного мышления, способности целостного восприятия художественного произведения.
Задачи воспитывающие: воспитание личностной значимости для каждого ученика восприятия классической музыки, интереса к вопросам истории своей страны.
Музыкальный материал: произведение М.П.Мусоргского «Рассвет на Москве реке».
Опера Борис Годунов «Песня Ваарлаама»
Портреты композиторов(М.И.Глинка.А.П.Бородин. Н.Римский-Корсаков М.Мусоргский.Ц. Кюи.
Ход урока
Организационный момент.
Учитель (У.) Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня на уроке музыки мы с вами познакомимся еще с одним представителем кружка «Могучая кучка»
Наш урок посвящен великому композитору М.Мусоргскому.
Певец народного горя, сын дворянина – считал себя неотъемлемой частью народа. Тоска, безысходность, отчаяние – все это было в судьбе великого композитора.
Музыку Мусоргского не понимали, и он подвергался жестоким нападкам именно за те произведения, которые по словам Стасова «были самые гениальные, самые значимые»М.П.Мусоргский писал музыкальные произведения на одном дыхании, под непосредственным впечатлением определенного события - картины. Это же использовали в своих картинах и художники-импрессионисты.
Необыкновенная чуткость, впечатлительность художника, его душевная тонкость – с потрясающей силой воплотилась в цикле фортепианных пьес «Картинки с выставки», написанные в 1874 году под непосредственным впечатлением посмертной выставки рисунков художника В.Гартмана, близкого друга композитора. Одиночество становилось его все более тягостным. И несмотря на весь трагизм жизни и музыки М.П.Мусоргского, в его душе жила вера в лучшее будущее своей Родины. С удивительной силой она отражена в оркестровой увертюре «Рассвет на Москве-реке» - вступлении к опере «Хованщина».
Учитель: Это музыкальное произведение всегда вызывает у слушателей яркие зримые картины. Таков был замысел композитора – открыть оперу светлым и чистым образом Руси, рассветом как символом пробуждающейся новой жизни.
Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Так писал замечательный русский поэт Ф.Тютчев.
Хованщиной называют событие 15-17 мая 1682 года – бунт стрельцов под руководством отца и сына Хованских. Иван Андреевич Хованский начал службу еще в царствование Михаила Федоровича. Был воеводой в Новгороде. В 1680 году он вернулся в Москву и занял весьма влиятельное положение. В это время происходила борьба за власть между Нарышкиными и Милославскими. Князь Хованский стал на сторону Милославских и царевны Софьи. Был назначен начальником стрельцов и от их имени предъявил требование о провозглашении царями обоих братьев Иоанна и Петра, что и произошло 23 мая 1682 года. В тоже время Хованский сблизился с раскольниками и стал играть роль посредника между ними и правительством. Всем русским людям о многом говорят слова: «9 мая. День Победы». В ночь на 9 мая 1945 года по радио объявили об окончании Великой Отечественной войны. От счастья люди не могли спать, они выходили на улицу, чтобы поздравить друг друга. В это время по радио зазвучал «Рассвет на Москве реке». Создавалось впечатление, что М.П.Мусоргский написал не просто утро – начало славных дел Петра I, а именно, рассвет Дня Победы, новой мирной жизни.
В 1881 г. Мусоргский тяжело заболел и вскоре скончался, не успев дописать нескольких своих произведений. «Хованщину» завершил Римский-Корсаков.
Еще одним значимым произведением композитора является опера «Борис Годунов»
А можете ли вы вспомнить из истории, после какого царя правил Борис Годунов?
Д. После Ивана Грозного.
У. Но если опера называется «Борис Годунов», это не говорит о том, что Борис Годунов -основное действующее лицо.. Главным и более значимым в опере является народ опера создана по произведению А.С Пушкина.. 1547-1584 г. Русью правил царь Иван IV (Грозный), после его смерти на престол восходит его старший сын Фёдор - безвольный, неспособный заниматься государственными делами. Фактически власть оказалась в руках умного, властолюбивого, высокообразованного боярина Бориса Годунова. Младший сын Ивана Грозного - царевич Дмитрий находился на воспитании в Углическом монастыре. В 1591 г. на Москву пришла весть о гибели девятилетнего царевича - прямого и последнего наследника престола.
Ходили слухи, что его убили наёмники Годунова - Бичаговские. Убрав со своего пути законного наследника престола в 1598 г. после смерти Фёдора Борис Годунов стал царём всея Руси. С потрясающей душу правдивостью музыка оперы раскрывает происходящие события, развития народного сознания, силы народной, способной разбить оковы рабства с одной стороны и душевные страдания царя Бориса перед совершённым преступлением: убийством царевича Дмитрия.
Мусоргского называют мастером музыкального портрета? Согласны вы с этим утверждением?
Вот Мусоргский композитор XIX века, он донес до нас свою музыку, нам его музыка понятна. А как вы думаете, наша музыка ему будет понятна?
ОБОБЩЕНИЕ ТЕМЫУРОКА.
И композитора, и поэта, и писателя, и живописца часто называют художником, мастером, а М.П.Мусоргского называют художником в музыке. В этом мы с вами убедились на сегодняшнем уроке. Композитор не только искренне любил Родину и родную природу, но и в своем творчестве очень точно рисовал ее образы. Музыка М.П.Мусоргского – это чистый образ Родины. Вот она – древняя и вечно юная в лучах восходящего солнца. Несется над Красной площадью колокольный перезвон.… Из прозрачной паутинки звучаний рождается одна из прекраснейших мелодий, и нет предела ее широкому раздолью.
8. ЗВУЧАНИЕ МУЗЫКИ.
9. ИТОГИ УРОКА.