Модест Петрович Мусоргский




(1839 – 1881)

 

Модест Петрович Мусоргский – русский композитор, член «Могучей кучки». Один из самых самобытных музыкантов Новой русской школы. Композитор, который продолжая традиции Глинки, прославил русское музыкальное искусство своими историко-драматическими операми «Хованщина» и «Борис Годунов». В музыкальном творчестве Мусоргского нашли оригинальное и яркое выражение русские национальные черты. Эта особенность его стиля проявила себя в умении обращаться с народной песней и церковной музыкой (в том числе древнерусской монодией), в мелодике, гармонии, ритмике (с использованием сложных неквадратных размеров), даже, в выборе сюжетов, главным образом, из русской жизни.

 
 


Модест Петрович Мусоргский родился 9 (21) марта 1839 года в селе Карево Псковской губернии в семье, принадлежавшей старинному дворянскому роду Мусоргских. До 10-летнего возраста Модест и его старший брат Филарет получали домашнее образование. В 1849 году, переехав в Петербург, братья поступили в немецкое училище Петришуле. В 1852 году, не окончив училища, Модест поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков, где благодаря законоучителю отцу Крупскому «глубоко проник в самую суть» греческой, католической и протестантской церковной музыки[8]. Окончив школу в 1856 году, Мусоргский недолго служил в лейб-гвардейском Преображенском полку (в эти годы познакомился с А. С. Даргомыжским), потом в главном инженерном управлении, в министерстве государственных имуществ и в государственном контроле.

 

Модест Мусоргский — офицер Преображенского полка

 

К моменту вступления в музыкальный кружок Балакирева («Могучую кучку») Мусоргский был великолепно образованным и эрудированным русским офицером (свободно читал и изъяснялся на французском и немецком языках, разбирал латынь и греческий). Балакирев заставил Мусоргского обратить внимание на музыкальные занятия. Под его руководством Мусоргский читал оркестровые партитуры, анализировал гармонию, полифонию и музыкальную форму в сочинениях признанных русских и европейских композиторов, обучался игре на фортепиано и стал хорошим пианистом. От природы обладая красивым камерным баритоном, он охотно пел на вечерах в частных музыкальных собраниях.

В 1852 г. в Санкт-Петербурге вышла первая публикация композитора — фортепианная полька «Подпрапорщик». В 1858 г. Мусоргский написал два скерцо — Си-бемоль мажор и до-диез минор, одно из которых было им оркестровано и исполнено в концерте Русского музыкального общества.

Работу над крупной формой Мусоргский начал с музыки к трагедии Софокла «Эдип», но не окончил её. Следующие большие замыслы — оперы по роману Флобера «Сала́мбо» и на сюжет «Женитьбы» Гоголя — также не были реализованы до конца. Музыку из этих набросков Мусоргский использовал в своих позднейших сочинениях.

В этот же период (1867 году) Мусоргский пишет симфоническую картину «Иванова ночь на лысой горе» - это колоритная картина шабаша духов тьмы.

 

Следующий крупный замысел — оперу «Борис Годунов» по одноимённой трагедии А. С. Пушкина — Мусоргский довёл до конца. В октябре 1870 г. окончательные материалы были представлены композитором в дирекцию Императорских театров. 10 февраля 1871 г. репертуарный комитет, состоявший преимущественно из иностранцев, забраковал оперу без объяснения причин[10]; по сообщению Э. Направника (дирижера, который был членом комитета), причиной отказа от постановки стало отсутствие в опере «женских персонажей». Мусоргский был вынужден внести значительные изменения в драматургию оперы и в 1874 г Премьера «Бориса» состоялась на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге на материале второй редакции оперы. Ещё до премьеры, в январе того же года петербургский нотоиздатель В. В. Бессель опубликовал оперу (в клавире).

В 1872 г. Мусоргский задумал драматическую оперу («народную музыкальную драму») «Хованщина» об эпохе стрелецких бунтов при Петре I, одновременно работая и над комической оперой на сюжет «Сорочинской ярмарки» по сюжету Н. Гоголя. «Хованщина» была почти полностью закончена в клавире, но (за исключением двух фрагментов) не инструментована. При жизни Мусоргского эта опера не издавалась и не ставилась. Опера «Сорочинская ярмарка» так же оставалась незавершённой.

 

В 1870-е годы Мусоргский болезненно переживал постепенный развал «Могучей кучки». Мучительно было непонимание его творчества в официальной академической среде, как, например, в Мариинском театре, руководимом тогда иностранцами и сочувствующими западной оперной моде соотечественниками. Но во сто крат больнее оказалось неприятие его новаторства со стороны людей, которых он считал близкими друзьями — Балакирева, Кюи, Римского-Корсакова.

 

В 1874 году Мусоргский, посещает посмертную выставку работ его друга – художника Виктора Гартмана и, под впечатлением создаёт фортепианный цикл «Картинки с выставки»

 

В этот же период появляются вокальные циклы «Без солнца» и «Песни и пляски смерти»

 

Постоянные переживания непризнанности и «непонятости» получили выражение в «нервной лихорадке», усилившейся во 2-й половине 1870-х годов, и как следствие — в пристрастии к алкоголю. Мусоргский не имел обыкновения делать предварительные наброски, эскизы и черновики. Он подолгу всё обдумывал, сочинял и записывал набело совершенно готовую музыку. Эта особенность его творческого метода, в сочетании с нервной болезнью, и послужила причиной замедлившегося процесса создания музыки в последние годы его жизни.

 

Последним светлым событием стала устроенная его другом, певицей Д. М. Леоновой, поездка в июле-сентябре 1879 года по югу России. В ходе гастролей Леоновой Мусоргский выступил как её аккомпаниатор, часто исполнял и собственные новаторские сочинения. Характерной чертой его позднего пианизма была вольная и гармонически смелая импровизация. Концерты проходили с неизменным успехом, уверившим Мусоргского (хотя и ненадолго), что его новаторский путь избран верно.

 

Одно из последних публичных выступлений Мусоргского состоялось на вечере памяти Ф. М. Достоевского в Петербурге, 4 февраля 1881 г. Когда перед публикой вынесли окаймлённый трауром портрет великого писателя, Мусоргский сел за рояль и сымпровизировал похоронный колокольный звон. Эта поразившая присутствующих импровизация была (по воспоминаниям очевидца) его «последним „прости“ не только усопшему певцу „униженных и оскорблённых“, но и всем живым ».

 
 


Мусоргский умер в Николаевском военном госпитале в Петербурге, куда был помещён 13 февраля. Там же за несколько дней до смерти Илья Репин написал единственный прижизненный портрет композитора. Мусоргский был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

 

 

И. Е. Репин. Портрет композитора М. П. Мусоргского

 

 

При жизни Мусоргского, его творчество не было оценено в полной мере. После смерти композитора Н.Римский-Корсаков привел в порядок, доработал, издал и способствовал постановке незавершенных и не исполненных произведений Мусоргского.

 

С начала XX века и поныне его оперы «Борис Годунов» и «Хованщина», цикл фортепианных миниатюр «Картинки с выставки», вокальные циклы «Песни и пляски смерти», «Детская» и другие сочинения — признанные шедевры мирового музыкального искусства.

 

Надгробный памятник Мусоргского

в Александро-Невской лавре (Петербург)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: