Куда ведет идеологический вакуум?




ДУХОВНЫЕ ЛИДЕРЫНОВОЙ ЭПОХИ

(Краткий вариант)

Печальный итог попытки самообразования

Открыл в Инете рейтинговый список 100 самых влиятельных духовных лидеров современности (Британский журнал Watkins, 2012). На первом месте Далай-лама, из остальных 99 знаю только троих: Пауло Куэльо, Питера Рассела и Станислава Грофа. Имена остальных не говорят ни о чем. Нашел раздел «Духовные лидеры прошлого». Оказывается, что в политике – это Черчиль, Рузвельт, Мандела и Тэтчер; в бизнесе – Рокфеллер, Форд и (наш современник) Джобс; в культуре – неизвестный мне художник Уорхол, Дж. Леннон и Майкл Джексон; а на военном поприще – Александр Македонский и Наполеон. Хотелось бы сделать комментарий, но – нет слов!

Когда это началось?

Еще в 1960-е годы Виктор Франкл констатировал распространение в самых широких слоях населения утраты смысла жизни. Согласно приведённой им статистике, при этом возрастает уровень депрессивности, наркоманий, алкоголизма и агрессивности. Как известно, на протяжении последующих десятилетий этот прогноз подтверждался и становился все более удручающим.

В процессе протяженной дискуссии питерских ученых (в начале 2000-х), ее участники пришли к выводу, что смыслы жизни, не находятся, а привносятся – выдающимися мыслителями, такими как Вольтер, Дидро, Руссо, Локк, Гоббс [1] или даже Маркс и Ганди. Кроме того, коллегами было обосновано, что смыслы появляются только тогда, когда у каждого конкретного человека есть какая-то благая или даже иллюзорная цель, которая выходит далеко за рамки его повседневного существования и объединяет его другими людьми. Есть ли у нас, как у Человечества, или хотя бы как у граждан конкретной страны такие идеи и цели? Неужели мы все пришли в этот мир только для того, чтобы вдоволь поесть, сделать модную прическу или тату, заработать на новые джинсы или новый смартфон, новую квартиру, машину или дачу? Есть ли где-то выдающиеся мыслители современности, идеи которых способны объединить нас всех?

Куда ведет идеологический вакуум?

Понятие идеологии сейчас стало некой табуированной темой. И некоторые считают, что сейчас нет никакой идеологии. Это не так (к этому тезису мы еще вернемся). Но вначале о роли идеологии. Во-первых, у любой идеологии есть две главных функции: 1)она должна быть объяснительной системой, направленной на сглаживание всегда существовавших социальных противоречий; 2) она должна придавать смыслы повседневному бытию и объединять этими смыслами всех граждан хотя бы в рамках отдельной страны. Такая идеология была у советских людей – безусловно, иллюзорная и последовательно дискредитированная в процессе коммунистического строительства, но была! Сейчас, казалось бы, нет такой идеологии. Советская модель была одномоментно отменена в 1991. И ничего взамен, кроме краткосрочной иллюзии присоединения к якобы благоухающему (а на поверку оказалось - дурно пахнущему) Западу. Эта мощнейшая общенациональная психическая травма – травма утраты смыслов и веры до сих пор не осознанна и не отрефлексирована. Только психиатры в 1992 зафиксировали пик частоты суицидов в России – 46,1 на 100 тыс. населения, который затем постепенно снижался, и к 2012 составил 22,4 [5]. Существует множество исследований, где анализируется связь уровня суицидов с экологическими и экономическими факторами, национальными традициями и особенностями, чего нельзя сказать о социально-психологических факторах и смыслах бытия, которые давно отсутствуют в программах и платформах практически всех партий. Точнее было бы сказать, что вопрос о смыслах бытия превратился в маргинальный, который стало неприлично даже предлагать для обсуждения.

В настоящее время большинство социологов и даже политиков констатируют, что противоречия в общества, расслоение по материальному статусу и духовным основам («скрепам») единства общества нарастают. В целом, нужно признать, что такие процессы характерны не только для России, а для всего мира, где постепенно все большую популярность набирают идеи справедливости и борьбы с несправедливостью. Фактически же, эта борьба ведется против новой - никем не провозглашенной, но активно действующей идеологии - предельно извращенной либеральной идеи. Если сформулировать ее смысл предельно кратко - это безудержная конкуренция, борьба всех против всех, сакрализация материального успеха и товарный фетишизм. Великие гуманисты ужаснулись бы такому итогу частного предпринимательства, свободной конкуренции и демократии, все более явно трансформирующейся в демократизм. Демократические принципы подменены правилами, которые диктуют несколько самых сильных игроков современной политической сцены. А в последние десятилетия не только граждане, а целые страны и народы присутствуют при этом в качестве статистов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: