Образец настоящего патриота- В.М. Щуров.




Моё знакомство с Вячеславом Михайловичем произошло в 1964 году при интересном обстоятельстве. Я тогда руководил академическим хором в районном Доме культурыг.Алексеевки и детским фольк. ансамблем в своём селе Афанасьевка. Куда Вячеслав Михайлович частенько приезжал.

И вот однажды он отмечал командировку в Доме культурыи я был свидетелем того как директор РДК делала внушение В.М. Щурову.Оно сводилось к тому, что нечего заниматься какими то ЛЁЛЯМИ, старо-режимными песнями, где ни одного слова не понять. Зачем везёте это в Москву, говорила она, чтобы культуру района позорить? Вот взяли бы ансамбль Ивана Ивановича, так там слова понятны и в Белгороде его хвалили.

Щуров ничего не ответил и вместе со мной мы пошли на вокзал. Я его попросил, чтобы он не придавал значения словам этой бывшей кассирши, аныне директора районного ДК.. «НУ, со мной ещё и не такое бывало» говорит Щуров. Однажды меня за шпиона приняли. Но это долгий рассказ.

Я привожу этот эпизод лишь для примера того, как такместная советская культура в те годы смотрела на фольклор.

Но где же корни такого отношения и не понимания родной песенной культуры? Иведь об этом писали историки ещё в 19-м веке. Автор Истории Государства Российского - Н.М. Карамзин пишет в письме Царю. Я приведу лишь отдельные цитаты из этого большого письма:...» Хваля и ввозя иноземное и высмеивая всё русское Пётр1 перешёл границу благоразумия. Он не учёл, что помимо физического Государства есть ещё и Нравственное государство, необходимое для крепости. Искореняя древние обычаи, Пётр унижал Россиян в своём собственном сердце»…. Письмо большое и я советую всем его найти в интернете и прочесть. Конец письма такой:…» Мы стали гражданами мира, но перестали быть гражданами России»…

А ведь по сути ещё тогда была осуществлена духовно-мозговая оккупация России. Когда дворяне. помещики, элита страны выписывала себе западных учителей, и те естественно несли своё понимание и язык культуры пения, танца. Впрочем, мы это видим и ныне.Подтверждение моих слов можно найти у других великих историков и писателей 19-го века. С.М. Соловьёва, который также пишет:… «Страшный деспот Пётр 1 раздвоил русский народ на два народа. Верхние слои он железной волей направил за немцами. Нижние,крестьянство, осталось вернымсвоим обычаям, чем сослужиловеликую службу Отечеству. НО. Это раздвоение стало главным злом для России на все следующие столетия»

Это мы и видим ныне потому, что в прозападном слое всегда находят себе опору и почву враги русской культурной идентичности. Например, ликвидация в школах урока пения и заменаего на разговоры про музыку.Не созидание музыки детьми, а потребление и пустые разговоры. Это и есть технология управления людьми у которых ныне стал в кумирах западный шоу-бизнес.

В 1991-м году эта прозападная агентура, придя к власти, сразу же закрыла на телевидении редакцию Народное творчество и редактор, мой друг, Владимир Карасёв, умер в этот же день в 40-летнем возрасте.Закрыты были патриотические издательства. И мою книгу, Белгородские карагоды, в Издательстве Советская Россия, мне вернули. В Белгороде её издали на скромные средства в урезанном виде.

Ныне появление «Белых ворон» т.е. сценических фольклорных ансамблей, на фоне массовой потребиловкипрозападной «рок-чумы» нельзя называть каким то культурным возрождением. Культура, - это выражение всего народа, а не отдельных фольк.- групп.

По этой теме мы с Вячеславом Михайловичем постоянно беседовали. Он мне поведал как-то, что был на дне рождения у Министра образования, Васильевой О.Ю.. Первое её высшее образование во МГИКЕ на отделении русского народного хора. И на свой день рожденияона пригласила некоторых своих учителей. И вот Вячеслав Михайлович не упустил случая спросил у неё: «Когда же будет урокпения в школе»?. Ответ был кратким.«А мы не у власти» Вот так.

Стоит, однако, заметить, что в конце 60-хгодов всё же появился некий крен в политике власти в сторону национальной идентичности. На ТВ СССР сделали Редакцию народного творчества, где Вячеслав Михайлович регулярно вёл передачи.

Он один из тех, кто открывал в те годы Отделение русского народного хора в институте им. Гнесиных. Возглавляя фольклорную комиссию Союза композиторов России, Вячеслав Михайлович. Вёл встречи с фольклорными ансамблями страны в Доме композиторов Москвы, куда битком набивались ценители традиций.

Помимо записей корневой музыки по всей стране, Вячеслав Михайлович внимательно следил и за тем как молодое поколение продолжает традицию. Так в 1972-м году я показал ему свой фольклорный коллектив из учащихся профессионально технического образования. И все последующие годы Вячеслав Михайловичоказывал нам всяческое содействие. И даже однажды пошёл к начальнику областного Управления профессионально-технического образования с просьбой не запрещатьмне петь с учащимися ПТУ фольклор. Проблема была всё та же застарелая. Когда требовали петь так называемые современные советские песни о Родине, о партии,о Ленине. И я рассказывал об этой проблеме ему.

Много раз в 70-е, 80-е годы, мы делали с ним передачи на Центральном телевидении СССР. Участвовали в совместных Всероссийских научных конференциях. В Ростове на Дону, Курске, Москве, Белгороде. И он всегда одновременно с моим коллективом приглашал ансамбль с. Афанасьевки. С ним мы совместно исполняли многие песни. Вячеслав Михайлович тогда, в своих докладах отмечал то.что дети, молодёжь могут подхватывать традицию.

Тогда, в 70-е годы ещё не было в областях отделений Русского народного хора и везде всем заправляли такназываемые академисты, которые резко негативноотзывались о фольклорном направлении. Приведу один пример, когда я ещё учился во МГИКЕ на академическом дирижёрско-хоровом отделении

Газета Советская культура поместила мою заметку о том, что любителям народного пения и руководителям народных хоров негде учится. Прочитав этумою заметку, в институте, меня вызвали на кафедру, обвинили в клевете на институт и предложили забрать документы. Я сообщил об этом в газету.И за меня сразу же заступилась газета.

Вячеслав Михайлович был председателем фольклорной комиссии Союза композиторов России. Я частенько посещал собрания фольклористов, которые вёл Вячеслав Михайлович.

В 70-е годы начинал обсуждаться вопрос показа народных песен только что нарождавшимися молодёжнымифольклорными ансамблями. Однажды мы разошлись во взглядах с Дм. Покровским, хотя я не раз выступал вместе с его ансамблем в разных ситуациях. Но всё же не разделял его трактовку некоторых выразительных средств.

ВячеславМихайлович одобрил мою точку зрения. Ему тоже не нравился показной эпатаж в манере подачи традиционных средств. Перебор, т.е.преувеличение тех или иных певческих или плясовых приёмов, и это выглядело как насмешка над народными исполнителями.

Много чего можно было бы рассказать о моей дружбе сВячеславом Михайловичем.

Однако, нам надо подхватить его идеи и его знания, и его изданиям дать жизнь вечную. А по сути значит вечную жизнь и ему. Необходимо понять молодому поколению основы русской модели цивилизации. Не потребительского типа, а творческого, где человек становится человеком, а не управляемым стадом.

Но, чтобы дать студентам и народу знания механизмов самосохранения через родную культуру, необходимо интересоваться политическими технологиями, заложенными в образование и СМИ.

Я бы предложил Институту культуры Белгорода вместе с другими организациями войти с предложением Губернатору области об увековечивания памяти великого патриота Белгородчины и Россиии, профессора, Заслуженного деятеля искусств Вячеслава Михайловича Щурова.

Возвести емупамятник,или бюст в Белгороде. Хотя бы возле Института.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: