Проанализировать песню из предыдущего урока «Ходила младешенька».




Интонация, попевка, ладовая организация народной песни.

Музыкальная и н то н а ци я − небольшой мелодический оборот из двух-трех звуков, обладающий эмоциональной выразительностью. Интонация − наименьшая составнаяя часть любого напева.

Любой музыкальной интонации обычно присущ тот или иной звуковой объем, восходящая или нисходящая направленность, ритмическая организация, тембр. При этом одни интонации ладово устойчивы, другие − неустойчивы.

Интонации могут быть секундовыми, терцовыми, квартовыми, квинтовыми и др. Терцовые интонаций. могут состоять из двух устоев или из двух нсустоев, опеваюших серединный устой.

 

 

На протяжении веков в каждой народной певческой культуре типические интонации сливались одна с другой, образуя более пространные мелодические обороты. В русской певческой традиции они получили название попевок.

Попевки русской песенной мелодики обычно состоят из трех-четырех, иногда из пяти-шести звуков, они складываются из секундовых сопряжений в сочетании с отдельными ходами на терцию или кварту.

К древнейщим попевкам относятся попевки терцовые, квартовые (в объеме 3, 4).

Встречаются 4-5 попевки из следования «3» и «2». (В объеме 4 с заполнением «3» и «2».) Это наиболее старинные попевки, так называемые трихорды.

Ладовая организация.

В основе напевов старинных русских песен лежит не последование определенных гармонических функций (как это нередко бывает в позднейших городских песнях XIX века и в наши дни), но сцепление привычных, веками кристаллизовавшихся попевок, национально-своеобразных мелодических оборотов. Типические же сочетания интонаций (в первую очередь секундовых сопряжений) образуют лад.

Предшаственники диатонических ладов − терцовые и квартовые структуры с полутоном (объем терция, кварта).

Помимо обычных видов ладовой организации, как натуральные мажор и минор, в старинных русских песнях нередко можно встретить дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский.. Названия были заимствованы

из античных ладов. Широко распространены и приемы ладовой переменности, параллельно-переменный лад

. В песнях, кроме сочетания параллельных мажора и минора, существует секундовые соотношения между устоям (например, устои «До» и «Ре», или могут быть соотношение между устоями на расстоянии «4»).

Интересны также некоторые недиатоиические ладовые структуры: уменьшенный и увеличенный лады. Содержащие в основе ум. или ув трезвучие.

В наиболее старинных славянских песнях (календарных, свадебных) нередко встречаются бесполутоновые напевы (ангемитоника).

В основе их обычно лежат одна-две бесполутоновые квартовые попевки − трихорды (см. пример)

 

Очень часто старинные русские песни заканчиваются не на основном тоне лада, а на терцовом или на тонической квинте Об этом всегда следует помнить, иначе при анализе легко ошибиться в определении ладотоналыюй структуры, приняв квинту за основной тон:

 

Народный напев может заканчиваться и на неустое. В частности, окончание на II ступени типично для скорых песен.

Гармонический минор. В позднем городском фольклоре ив популярных массовых песнях наших дней минорный лад используется чаще всего в гармоническом виде. Напротив, для старинных русских песен типичен суровый и строгий натуральный минор.

 

Контрольные вопросы за 4 урок.

Вопросы разместить «Вконтакте»

1. Что такое иузыкальная интонация.

2. Характерные особенности муз. нтонации.

3. Что представляют собой попевки

4. Объяснить что такое «трихорд»

5. Перечислить, какие сущыствуют лады в народных песнях

Проанализировать песню из предыдущего урока «Ходила младешенька».

А) Определить 1 или 2 устоя, какие?

Б) Какие в основе интонации, попевки?

В) Определить лад: мажор, минор или неполный лад.

Выписать лад: звуки мелодии выписываем по порядку, и определяем, какой тон основной (основными могут быть несколько тонов, самых устойчивых). Мелодию предварительно пропеть или проиграть, чтобы определить, какой из звуков является устоем и какое наклонение – мажорное или минорное.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: