Актуальность исследования. 9 глава




27. Королева О.Л., Мазеина О.В. Включение семьи в про цесс коррекции на рушений ре чи у до школьников с об щим не доразвитием ре чи. [Электронный ре сурс] Научно-мет одический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т.8. –С. 69-73.

28. Косова С. А., Модестов А.А., Намазова Л.С. Реабилитационная акт ивность семей  как критерий эффект ивности медико-со циальной по мощи де тям-инвалида // Педиатр. Фармакология. 2007. №6. – С.99-110.

29. Левина Р.Е. Педагогические вопросы патологии ре чи у де тей / Р.Е. Левина. – вы п.2//Специальная школ а. – 1967. – 122с.

30. Лещенко Н.М., Толоконникова О.И. Особенности раз вития связной ре чи у де тей с об щим не доразвитием ре чи [Текст] / Н.М. Лещенко, О.И. Толоконникова. Современные тенденции раз вития на уки и тех нологий. – 2016. №9. – С. 66-69.

31. Мазанова Е. В. Обследование ре чи де тей 3-4 лет с ЗРР / Е.В. Мазанова: учебное по собие. – М.: Издательство Гном, 2014. – С. 13-18.

32. Мазурова Н.В., Подольская Т.А. Психолого-педагогическая по мощь роди телям де тей с тяжелыми на рушениями здоровья: основ ные на правления и воз можности [Текст] / Н.В. Мазурова, Т.А. Подольская Национальный психологический журнал, 2016. - №1 (21). – С. 70-77.

33. Мартынова Р. И. Сравнительная характер истика де тей, стра дающих легкими форм ами дизартрий и функциональной дис лалией / Р.И. Мартынова. Хрестоматия по  логопедии: Учебное по собие для студентов вы сших и сред них спец иальных педагогических учебных за ведений: Т1. – С. 117-120.

34. Мастюкова Е.М. Семейное воспитание де тей с от клонениями в раз витии: учебное по собие для студ. вы сш. учеб. за ведеий. [Текст] / Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина - М.: Гуманит.из д.цен тр ВЛАДОС, 2003. – С.188-196.

35. Мирошниченко Е.В. Использование акт ивных мет одов при орган изации психолого-педагогического со провождения роди телей, воспитывающих де тей с ограниченными воз можностями здоровья [Текст] / Е.В. Мирошниченко, Е.А. Корженевская, Н.А. Шипунова. Труды Братского государств енного университета. Серия: Гуманитарные и со циальные на уки. 2016. Т.1. – С. 118-121.

36. МорогинВ.Г.Анализ взаимоотношенийроди телейиде тей сна рушениями ре чи // В сб.: Теория и прак тика про фессиональногооб разования: межвузовский сборник на учных труд ов. Вып. 1. 2011. – С.176-179.

37. Насибуллина А.Д. Психолого-педагогическое со провождение до школьников с об щим не доразвитием ре чи в про цессе по дготовки к об учению в школ е [Текст] / А.Д. Насибуллина, М.А. Польшина. Казанский педагогический журнал. – 2017, №2. – С. 130-134.

38. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен [Текст]/ Р.В. Овчарова - учебное по собие. – М.: Московский психолого-со циальный институт, 2006 – 496с.

39. Осипов П.С. Моделирование психолого-педагогического со провождения как способ по вышения про фессионального раз вития спец иалистов / П.С. Осипов. Современные про блемы на уки и об разования. – 2013. - №1.

40. Петухова А.В. Повышение уровня компетентности семей , имею щих де тей с ре чевыми на рушениями через  интеграцию раб оты учителялогопеда и педагога-психолога [Текст] /А.В. Петухова // Научные труд ы SWORLD -№3. 2012.

41. Поташова И.И. Современные аспекты психолого-педагогической раб оты с семьями, воспитывающими ре бенка с ограниченными воз можностями здоровья / И.И. Поташова. Электронный журнал «Психологическая на ука и об разование»,2011,№3.–С.170-178.

 


42. Приходько О.Г. Деятельность спец иалистов со провождения при  включении об учающихся с ограниченными воз можностями здоровья и де тей-инвалидов в об разовательное про странство: мет одические ре комендации для спец иалистов со провождения [Текст] / О.Г. Приходько, Н.М. Назарова, Е.В. Ушакова, А.А. Гусейнова, Ю.А. Афанасьева – М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. – 102с.

43. Романовская Т.Ф. Современные про блемы семьи и ре бенка с на рушениями ре чи [Текст] / Т.Ф. Романовская, И.А. Истомина. В сборнике: Вопросы со временной педагогики и психологии: свежий взгляд и новые ре шен ия Сборник на учных труд ов по итог ам между народной на учно-прак тической конференции. 2016. – С. 190-192.

44. Степанова О.А. Психолого-педагогическая по ддержка до школьников сна рушениями ре чевого раз вития в инклюзивной групп е //ПедагогическийжурналБашкортостана.2015. №4(59). –С. 92-102.

45. Столин, В. В. Психология раз вития ре бёнка и взаимоотношений роди телей и де тей как теоретическая основ а консультационной прак тики / В. В. Столин, Е. Т. Соколова, А. Я. Варга // Семья в психологической консультации: Опыт и про блемы психологического консультирования / по д ре д. А. А. Бодалёва, В. В. Столина. – 2015. – № 3. – С. 16–37.

46. Стребелева Е. А. Психолого-педагогическая диагностика раз вития де тей раннего и до школьного воз раста [Текст] /Под ре д. Е.А. Стребелева, Г. А. Мишина. – М.: Просвещение, 2009. – 184 с.

47. Ткачева В.В. Технологии психологической по мощи семьям де тей с от клонениями в раз витии: учеб.по собие [Текст] /В.В. Ткачева. – М.: АСТ; Астрель, 2007. – 318, [2] с. – (Высшая школ а).

48. Ткаченко И.В. Детерминирующее влияние семьи на  личностное раз витие роди телей [Текст] / И.В. Ткаченко. Семья и личность: про блемы взаимодействия, 2014. - №2. –С. 79-84.

49. Ткаченко Т.А. Если до школьник плохо говор ит [Текст] / Т.А. Ткаченко. – СПб: Акцидент, 1997. – 112с. Толоконникова О.И., Прошкина А.В., Лещенко С.Г. Особенностикоммуникативных на выков у де тей с об щим не доразвитием ре чи //Современные тенденции раз вития на уки и тех нологий. – 2016. № 5-6. –С.157-159.

50. Федеральный Закон «Об об разовании РФ» №273 от  29.12.2012.

51. Филичева Т. Б. Основы логопедии / Под ре д. Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М., 2003. –240 с.

52. Филичева Т.Б. Основы до школьной логопедии: учебное по собие для студентов пед. Ин-тов по спец . «Педагогика и психология (до шк.)» [Текст] / Т.Б. Филичева, О.С. Орлова, Т.В. Туманова и др. – Москва: Эксмо, 2015. – 320с.

53. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ре бенок в семье и об ществе[Текст]/ Л.М. Шипицына - СПб, 2002.

54. Шипицына Л.М., Хилько А.А., Галлямова Ю.С., Демьянчук Р.В., Яковлева Н.Н. Комплексное со провождение де тей до школьного воз раста / Под на уч. ре д. про ф. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2003. 240с.

55. Шнейдер Л.Б. Психология семей ных от ношений [Текст] / Л.Б. Шнейдер. Курс лекций. – М., 2000.

56. Штольц Х. Каким до лжен бы ть твой ре бенок [Текст] / Х. Штольц - М., 1988.

57. Шульга Т. И. Методика раб оты с де тьми «групп ы рис ка»[Текст] / Т.И. Шульга, В. Слот, Х. Спаниярд Х - М., 1999.

58. Шуман, С.Г. Семейные конфликт ы: при чины, пути уст ранения/ С.Г. Шуман, В.П. Шуман. - Брест, 1994

62.Эйдемиллер Э.Г. Методы семей ной диагностики и психотерапии / Методическое по собие. Серия «Психодиагностика: педагогу, врачу, психологу». Вып.1. Под ре д. д.м.н., Л.И. Вассермана. М.: «Фолиум», 1996.

63.Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис – 4-е из дание, пере работанное и до полненное. – Питер, 2008. -С. 672.

64.Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. по собие для студ. вы сш. учеб. за ведений / Д. Б. Эльконин; ре д.-со ст. Б. Д. Эльконин. — 4-е из д., стер. — М.: Издательский цен тр «Академия», 2007. — С.384

65.Эмоциональные на рушения в де тском воз расте и их коррекция/ Под ре д. В.В. Лебединского, О.С. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинга. –М., 2002.

66.Югова О.В. Вариативная модел ь ранней коррекционно-раз вивающей по мощи де тям с ограниченными воз можностями здоровья и их роди телям / О.В. Югова. Специальное об разование. 2017. №1. – С. 53.

67.Югова О.В. Вариативные стра тегии раннего психолого-педагогического со провождения ре бенка с от клонениями в раз витии и его семьи: авто реферат дис сертации на со искание учен ой степени кандидата педагогических на ук [Текст] / О.В. Югова Московский городской педагогический университет. Москва, 2012. – С.161.

68.Югова О.В. Вариативные стра тегии раннего психолого-педагогического со провождения ре бенка с от клонениями в раз витии и его семьи: авто реферат дис . канд. пед. на ук. –Москва, 2012..

69.Юртайкин В.В. Семья и ре бенок «с особыми нуждами» / В. В. Юртайкин, О. Г. Комарова // Школа здоровья. – 1996. - № 1.

70.Ястребова A.B. Коррекция не достатков ре чи у уча щихся об щеобразовательных школ  – М., 1997. -С.365.

71.Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о де тях с на рушениями ре чи [Текст] / А.В. Ястребова, Л.Ф. Спирова, Т.П. Бессонова. – М.,2014.-С.547.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Формы раб оты спец иалистов по взаимодействию сроди телями воспитывающих де тей ста ршего до школьного воз раста с ОНР.

Специалисты Формы раб оты
   
Педагог-психолог Создание усл овий для оптимизации об щения «Ребенок-взрослый» Профилактика эмоциональных на рушений у де тей и взрослых Развитие вы сших психических функций у де тей до школьного воз раста Повышение психолого-педагогической компетентности роди телей в вопросах воспитания и об учения де тей Информирование педагогов о ре зультатах психологической диагностики Составление со вместного план а раб оты, определен ие за дач и раз граничение об язанностей Проведение со вместных мер оприятий
Логопед Формирование лексико-грамматической сто роны ре чи у де тей с об щим не доразвитием ре чи Развитие связной ре чи Постановка звукопроизношения, Взаимодействие с роди телями Обсуждение ре зультатов логопедической диагностики Методические ре комендации о мет одах и при емах
Музыкальный рук оводитель Логоритмика. Музыкальные логопедические рас певки. Соотношение движений с ре чью координацией.
Воспитатель Охрана жизни и здоровья ре бенка, Применения связной ре чи в раз личных ситуациях, Взаимодействие с роди телями, Распределение функциональных ролей в от ношении субъект ов инклюзивной прак тики в де ятельности, Выработка план а со вместной раб оты
Родители Наблюдение за ре бенком Активное уча стие в раз витии и воспитании ре бенка Фиксирование из менений в ре чевом и психологическом со стоянии у ре бенка Активное уча стие в мер оприятиях де тского сада. Сотрудничество со спец иалистами

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Формы раб оты с роди телями

 

«Педагогическая лаборатория». Рекомендуется про водить в на чале или в конце год а. На них об суждается уча стие роди телей в раз личных мер оприятиях. Проводится анкета «Родитель – ре бенок – де тский сад». Проходит об суждение либо на меченных мер оприятий, либо анал изируются про шедшие и по дводятся итог и. В на чале год а анкетирование про водится для того, чтобы педагог ближе узнал ре бенка, его особенно сти. Родителей знакомят с мер оприятиями, за планированными на год , слу шают пред ложения роди телей, какую по мощь и по ддержку они мог ут оказать в за планированных мер оприятиях, а так же их по желания и пред ложения на  учебный год . В конце год а на так их со браниях по дводят итог и про шедшего год а, дают оценку и анал изируют до стижения и ошибки.

«Семинар – прак тикум». На со брании мог ут вы ступать воспитатель, роди тели, психолог и друг ие спец иалисты. Совместно с роди телями про исходит об ыгрывание или ре шен ие про блемных ситуаций, мог ут при сутствовать элементы тренинга. Определяется тем а и ведущий, им мож ет бы ть, как педагог, так  и роди тели, при глашенные спец иалисты.

Например, воз ьмем тем у «Роль игры в ре чевом раз витии де тей». Подготавливается не большое теоретическое со общение, за тем роди телям пред лагается по смотреть не сколько игр, в кот орые де ти играют в де тском саду. Подумать, какие сто роны ре чевого раз вития от рабатываются в дан ных играх. Вспомнить игры, в кот орые сам и играли в де тстве и кот орым они мог ут об учить своих де тей, их цен ность с точки зрения раз вития ре чи.

«Душевный раз говор». Собрание рас считано не на все х роди телей, а лишь на тех , чьи де ти имею т об щие про блемы (в об щении со  сверстниками, агрессивность и др.).

Методы акт ивизации роди телей на роди тельских со браниях

«Мозговой штурм». Метод коллективной мыслительной де ятельности, по зволяющий до стичь по нимания друг друг а, когда об щая про блема явл яется личной для целой групп ы.

«Список при лагательных и определен ий». Такой список при лагательных определяет раз личные качества, свойства и характер истики об ъекта, де ятельности или личности, кот орые не обходимо улучшить. Сначала пред лагаются качества или характер истики (при лагательные), за тем они рас сматриваются каждое в от дельности и ре шается, каким путем мож но улучшить или усилить со ответствующую характер истику.

Например, «Какой бы вы  хотели вид еть ре чь вашего ре бенка на по роге школ ы?». Родители пере числяют качества, т.е. при лагательные, а за тем со вместно форм улируются пути до стижения цели.

«Коллективная за пись». Каждый из уча стников по лучает за писную книжку или лист бумаги, где сформулирована про блема и даются информация или ре комендации, не обходимые для ее ре шен ия. Родители не зависимо друг от друг а, определяют на иболее важные для них ре комендации, за носят в за писную книжку. Затем за писи пере даются педагогу, он суммирует их, и групп а про водит об суждение. После это го при ема мож но ис пользовать «мозговой штурм».

«Запись на  листах». При об суждении про блемы каждый из роди телей по лучает листы бумаги для за меток. Педагог форм улирует про блему и про сит все х пред лагать воз можные ре шен ия. Каждое пред ложение за писывается на от дельном листе. Проблему нужно форм улировать четко. Например, «Как при влечь ре бенка к вы полнению до машнего за дания», каждый роди тель пишет свой вариант, за тем все мне ния об суждаются. Вводится за прет на  критику.

Тренинговые игровые упражнения и за дания. Родители дают оценку раз ным способ ам воз действия на ре бенка и форм ам об ращения к не му, вы бирают более удачные, за меняют не желательные конструктивными (вместо "Почему ты опять не  убрал свои игрушки?" - "Я не со мневаюсь, что эти игрушки слу шаются своего хозяина"). Или роди тели до лжны определить, по чему не конструктивны так ие слов а, об ращенные к ре бенку: "Стыдно!", "Меня не уст раивают твои "хочу", мало ли, что ты хочешь!", "Что бы  ты без  меня де лал(а)?", "Как ты мож ешь по ст упать так со  мной!" и др. Задания мог ут вы полняться в так ой форм е: воспитатель на чинает фразу: "Хорошо учиться в школ е - это  значит..." или "Для меня диалог с ре бенком - это ..." Мать или от ец до лжны за кончить пред ложение.

Анализ роди телями по ведения ре бенка по могает им по нять мотивы его по ст упков, психические и воз растные по требности.

Обращение к опыту роди телей. Педагог пред лагает: "Назовите мет од воз действия, кот орый более друг их по могает вам в на лаживании от ношений с сыном или до черью?" Или: "Был ли по добный слу чай в вашей прак тике? Расскажите о не м, по жалуйста", или: "Вспомните, какую ре акцию вы зывает у вашего ре бенка при менение по ощрений и на казаний" и т.п. Побуждение роди телей к об мену опытом акт ивизирует их по требность анал изировать со бственные удачи и про счеты, со относить их с при емами и способ ами воспитания, при меняемыми в анал огичных ситуациях друг ими роди телями.

Игровое взаимодействие роди телей и де тей в раз личных форм ах де ятельности (рис ование, лепка, спор тивные игры, театрализованная де ятельность и др.) способ ствует при обретению опыта пар тнерских от ношений. Общие праздники и игры, со вместное план ирование, об мен идеями, за учивание стихов, песен, раб ота на д ролью, по мощь в из готовлении костюмов, сюрпризов, по дарков – так ой по дход по буждает роди телей, де тей и педагогов к творческому со трудничеству между со бой. Устраняется от чужденность, по является уверенность, ре шаются многие про блемы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

3.1 Лекция логопеда для роди телей «Обучение и воспитание де тей с ОНР»

 

Цель: Осведомить роди телей об особенно стях воспитания и раз вития де тей с ре чевыми на рушениями

Важным усл овием по лноценного, гармоничного раз вития личности ре бенка явл яется:

- уме ние ре бенка по льзоваться в об щении с окружающими прав ильной, четкой ре чью;

- уме ние ясно вы ражать свои мысли и желания;

- уме ние говор ить на  своем языке чисто и вы разительно.

Внятность и чистота ре чи за висят от  многих факт оров:

- от со стояния по движности артикуляционного аппарата,

- от  хорошо раз витого ре чевого дыхания, кот орое об еспечивает норм альное звукообразование и голосообразование;

- от со стояния слу хового сам оконтроля, так  как снижение слу ха ведет к его ослаблению.

Общее не доразвитие ре чи – это раз личные сложные ре чевые рас стройства, при кот орых у де тей на рушено форм ирование все х компонентов ре чевой сис темы, от носящихся к еѐ звуковой и смысловой сто роне при норм альном слу хе и интеллекте. Общее не доразвитие ре чи чаще все го на блюдается у де тей с моторной алалией, с вы раженной дизартрией, ре же с ринолалией, а так же при за держке тем па психического раз вития.

У все х де тей с ОНР III уровня на блюдается патологический ход ре чевого раз вития.

Основными при знаками ОНР III уровня в до школьном воз расте явл яются:

- по зднее на чало раз вития ре чи,

- за медленный тем п ре чевого раз вития,

- ограниченный, не со ответствующий воз расту слов арный за пас,

- на рушение форм ирования грамматического строя ре чи,

- на рушение звукопроизношения и фонематического восприятия.

Неполноценная ре чевая де ятельность оказывает не гативное влияние на все сфер ы личности ре бѐнка. Для де тей с ОНР III уровня характер ны не достаточная уст ойчивость внимания, не редки ошибки при внесения, по вторное на зывание пред метов, картинок. Дети час то за бывают сложные инструкции, элементы и по следовательность пред ложенных за даний. Дети от стают в раз витии слов есно-логического мышления. Для многих де тей характер на ригидность мышления. У них за трудняется раз витие по знавательной де ятельности, снижается про дуктивность за поминания, на рушается логическая и смысловая память, де ти с труд ом овладевают мыслительными операциями, на рушаются все форм ы об щения и межличностного взаимодействия существенно тормозится раз витие игровой де ятельности, имею щей ведущее значение в план е об щего психического раз вития. Это про исходит из -за  того, что они не по нимают об ращѐнной к ним ре чи или их ре чь не по нимают друг ие люди. Дети с ОНР III уровня плохо включаются в об щие игры и за нятия, так  как не мог ут уловить их сути и не по нимают пред ъявляемых требований.

Прежде все го, у де тей с ОНР III уровня стра дает функция об щения. Их ре чь имеет узко-ситуативную на правленность, мало по нятна вне при вычной ситуации. Свободное об щение без со ответствующей по мощи и по яснений взрослого оказывается крайне за труднено.

І уровень"без речевые" де ти. Речевые сред ства у них крайне ограничены даже в 5-6-летнем воз расте. В своей ре чи ис пользуют лепетные слов а и звукоподражания (бо-бо, ав-ав), а так же не большое число существительных и глаголов, кот орые существенно ис кажены в звуковом от ношении (кука - кукла, ават – кровать). Одним и тем  же лепетным слов ом или звукосочетанием ре бенок мож ет об означать не сколько раз ных по нятий, за менять им на звания де йствий и на звания пред метов (би-би – машина, сам олет, по езд, ехать, лететь).

Высказывания мог ут со провождаться акт ивными жестами и мимикой. В ре чи преобладают пред ложения из  1-2 слов . Грамматические связи в пред ложениях от сутствуют. Период «Однословного пред ложения, пред ложения из  аморфных слов -корней» на блюдается и при норм альном ре чевом раз витии ре бѐнка. Однако он явл яется господствующим только в течение 5-6 месяцев и включает не большое количество слов . Речь де тей по нятна только в конкретной ситуации об щения с близкими людьми. Понимание ре чи де тьми в определен ной мер е ограничено. Звуковая сто рона ре чи ре зко на рушена. В боль шей степени на рушается про изношение со гласных звуков, гласные мог ут остав аться от носительно со хранными. Фонематическое восприятие у де тей грубо на рушено. Дети мог ут путать сходные по  звучанию, но раз ные по  значению слов а (молоко – молоток, мишка – миска). До 3-ѐх лет де ти прак тически явл яются без речевыми. Спонтанное раз витие по лноценной ре чи у них не возможно.

ІІ уровень ре чевого раз вития имеет "за чатки об щеупотребительной ре чи". Понимание об иходной ре чи до статочно раз вито. Они более акт ивно об щаются при по мощи ре чи. Наряду с жестами, звуковыми комплексами и лепетными слов ами де ти ис пользуют об щеупотребительные слов а, кот орые об означают пред меты, де йствия и при знаки, хотя их акт ивный слов арь ре зко ограничен. На это м уровне воз можно по льзование мест оимениями, ино гда со юзами, про стыми пред логами в элементарных значениях. Союзы и час тицы в ре чи не  употребляются. Значительно на рушено у де тей звукопроизношение. Это про является в за менах, ис кажениях и про пусках целого ряда со гласных звуков. Нарушена слоговая структур а слов а. Как прав ило, де ти со кращают количество звуков и слогов, от мечаются их пере становки (тевики – снеговики, виметь – медведь).

ІІІ уровень ре чевого раз вития у дан ной категории де тей характер изуется на личием "раз вѐрнутой фразовой ре чи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического не доразвития при от носительно благополучном по нимании ре чи". Дети мог ут рас сказать о себе, о со бытиях своей жизни, о друзьях. Однако свобод ное об щение для них крайне за труднено. Дети по льзуются все ми час тями ре чи, прав ильно употребляют про стые грамматические форм ы, пытаются строить сложносочинѐнные и сложноподчинѐнные пред ложения. Дети по льзуются раз вернутой фразовой ре чью, но ис пытывают боль шие труд ности при сам остоятельном со ставлении пред ложений, чем их норм ально говор ящие сверстники. Поэтому ста раются в уст ном ре чевом об щении "об ходить" труд ные для них слов а и вы ражения. Они мог ут рас сказать о своей семье, о себе и товар ищах, со бытиях окружающей жизни, со ставить короткий рас сказ по  картинке.

Советы роди телям для акт ивизации ре чевого раз вития:

1. Говорите с ре бенком, озвучивая все де йствия (кормление, одевание, купание), комментируя окружающее, не  боясь по вторения одних и тех  же слов , про износите их чѐтко, терпеливо, до брожелательно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: