Обществознание 10-А класс Урок № 7 Дата проведения: 08 ноября
Раздел Человек и общество Тема урока: Глобализация
Цель: - образовательная: - продолжить формирование теоретических знаний о современном этапе развития общества;
- развивающая: развивать у учащихся умение давать оценку главных процессов (глобализация и создание информационного общества; развивать умения анализировать социальную информацию, составлять сложный план, выполнять познавательные задания
- воспитательная: воспитать чувство толерантности
Оборудование: учебник пар.8
Ход урока
Мотивационный этап
Беседа по вопросам:
- создание постиндустриального общества, глобализация – это позитивный или негативный опыт общественного развития?
План изучения нового материала
1. Особенности глобализации как явления современности
2. Современное информационное пространство
3. Глобальная информационная экономика
4. Социально-политическое измерение информационного общество
Особенности глобализации как явления современности
Что такое глобализация?
- Современный мир многообразен и разнолик. Какие факты можно привести?
(можно отметить пунктуальность и аккуратность немцев, чопорность и следование традиции англичан, фривольность и игривость нрава французов, широту души и надежду на «авось» русских, отсутствие внешней эмоциональной реакции японцев и т. д.)
????? Задание учащимся.: привести факты, касающихся самых разных сторон жизни общества. Можно взять какую-нибудь одну характеристику, например, главную черту менталитета.)
- Чем можно объяснить такое многообразие?
(Различие природных и климатических условий, специфика исторического пути, пройденного народами и государствами, разнообразие внешних влияний, множество закономерных и случайных событий, не всегда поддающихся учету и однозначному толкованию)
Доминирующей тенденцией современного общества является не столько углубление этого различия многообразия, сколько глобализация (или интернационализация).
Как явление глобализация активно развилась на рубеже XIX-XX вв.
Это проявлялось в усилении вывоза капиталов, создании международных монополий, расширении внешней торговли, что привело к интернационализации хозяйственных связей. Появились новые формы межнационального общения
(Дни русской культуры, устраиваемые Дягилевым в Париже), политических союзов (образование двух военно-политических блоков) и т. д.
Глобализация – это исторический процесс сближения наций и народов на основе экономического, политического и культурного взаимодействия.
Перед общественной мыслью сегодня стоит проблема целостного осмысления развития мирового сообщества в новых условиях. Хотя значение общечеловеческих интересов возросло, на жизнь современных обществ значительное влияние оказывают социальные, национально-этнические, групповые противоречия.
Парадоксальность ситуации в том, что человечество все еще не нашло надежных средств предотвращения глобальных катастроф, а их угроза может усиливаться действиями различных структур общества, социальных механизмов, иногда возникших в предшествующий период. Например, глобальной стала необходимость борьбы с международным терроризмом. Противники глобализации считают аксиомой, что от этой борьбы выигрывают только богатые страны. Отсюда призывы к Западу поделиться богатством с бедными странами. В противном случае - угроза применить насилие.
??? Изучая особенности глобализации, задание учащимся:
самостоятельно развить или скорректировать своё мнение о данном процессе, аргументировать тезис о глобализации как объективно сложившемся, но противоречивом явлении современности.
– В чем выражается асимметричность процессов глобализации?
(работа с текстом учебника)
Противоречия глобализации:
--Единство и целостность – разнонаправленность и неравномерность развития мира
--Общие черты развития государств и регионов – мозаичность, фрагментарность мира
--Возможность наднационального регулирования процессов – рост конфликтности мира
???? Задание: подтвердить примером существование каждого из названных противоречий
Современное информационное пространство
Работа со схемой учебника «Информационная сфера» и ее описанием.
Материал обобщает известные ученикам факты и расширяет их представления о сферах общества. (
???? Задание: обсуждение следующего проблемного вопроса: СМИ все чаще называют «четвертой властью». Приведите доводы и факты «за» и «против».
Итак, СМИ сегодня, особенно телевизионные коммуникации, -важнейшее средство формирования общественной позиции по различным вопросам и один из важнейших факторов глобализации современного общества.