Формирование художественного вкуса через эмоциональное восприятие произведений искусства




Тимченко А.Б., учитель ИЗО СШ № 17

«Искусство - зеркало, но отражает оно не жизнь, а смотрящего в него». Эти слова выдающегося ирландского писателя Оскара Уайльда великолепно иллюстрируют основной принцип взаимоотношения между произведением искусства и человеком, причем здесь имеется в виду как зритель, так и сам художник. Учитывая известную относительность человеческого восприятия действительности, можно говорить о том, что ощущения, вызываемые соприкосновением человека с искусством у разных людей, могут значительно отличаться. Это зависит от множества факторов. К ним относятся социальный и культурный характер общества, представителем которого является человек, его образование, личный опыт общения с искусством, общая эрудиция, желание воспринимать конкретное произведение и даже некоторые физиологические возможности.

Восприятие искусства требует активной мыслительной деятельности, развитого воображения, эмоциональной восприимчивости, способности к соотнесению художественных произведений к действительности и к собственному внутреннему миру, к осмыслению произведения в целом. Синтез познания и оценки интеллектуального и эмоционального начал всегда присутствует при восприятии искусства.

Основу художественного образования составляют не только знания в области теории, и практики изобразительного искусства, но и своеобразный опыт восприятия художественных произведений. В основе этого опыта лежит как эмоционально-эстетический компонент, так и изобразительно практический. Другими словами, кроме ощущений, получаемых при соприкосновении с произведением искусства, ученик, обладающий определенной подготовкой способен провести анализ и самой структуры изображения, определить те или иные средства художественной выразительности, изобразительные приемы и т.д. Формирование таких навыков является приоритетным для системы художественного образования на всех ее этапах. Так, например, основной задачей художника - педагога является развитие художественного вкуса, эстетических ориентиров детей.

Взаимосвязь чувств (ощущений, восприятий, образных представлений) с мышлением (понятиями, суждениями, умозаключениями) дает возможность воспринять сущность явлений, раскрываемых художником в образном строе его произведения. Поэтому так важно развитие образного мышления как самостоятельной и полноценной формы познания, как одного из видов духовного освоения мира учеником. Высшим его звеном является деятельность воспроизводящего воображения, способность к ассоциативному мышлению, к соотнесению художественного образа, с объективной действительностью, личными наблюдениями, с собственным внутренним миром.

Эмоции, как и познавательные процессы, являются отражением реальной действительности. Но, в отличие от познавательных процессов (ощущений, восприятий, мышления), которые отражают объективно существующие предметы и явления в форме образов, представлений и понятий, эмоции и чувства отражают их не сами по себе, а в отношении к ним человека, что выражается в форме переживаний. Эмоции и чувства всегда возникают как субъективный отклик на что-то, воздействующее на человека, поэтому они связаны с моментом познания.

Специфика преподавания изобразительного искусства определяется тем, что учащиеся познают мир в форме художественных образов, основу которых составляют эмоционально-чувственные и понятийно-образные представления о нем. Что же такое художественный образ и каковы условия его эмоционального восприятия?

Само слово «образ» имеет несколько значений: икона, вид, признак, представление о ком или о чем-либо, изображение т.д. В современной философской литературе различают гносеологический, чувственный, мыслительный и художественный образ. Согласно философскому словарю художественный образ - всеобщая категория художественного творчества, средство и форма освещения жизни искусством. Под образом нередко понимается элемент или часть произведения, обладающие как бы самостоятельным существованием и значением.

Далеко не все, что изображено, может называться художественным образом. Большую роль здесь играют характеристики самого изображения, которые позволяют говорить о том, не «ЧТО» изображено, а «КАК» это сделано. Изображение захватывающего сюжета изобразительными средствами, несоответствующими его общей эмоциональной окраске, не обеспечивает выразительности созданного образа. Подтверждением этому служит значительная образная выразительность многих произведений «беспредметного характера», это работы таких художников как Пикассо, Кандинский, Малевич и т.д. Именно поэтому, в самом общем смысле художественный образ - является, своего рода, формой бытия художественного произведения, проявляющемся в его выразительности, впечатляющей энергии и осмысленности. Исходя из этого, можно предположить, что есть некоторые общие условия восприятия, выполнение которых способствует созданию выразительного художественного образа.

Существование образа реализуется в процессе диалога между художником и зрителем, вследствие чего он является не мыслью, а процессом. Причем здесь не возникает противоречия. Именно за счет того, что художественный образ выступает как процесс, ему свойственна некоторая «незавершенность», «неоднозначность». Художественно-образное мышление, соответственно, направлено на создание художественного образа, т.е. организацию данного процесса посредством мысли. В этом заключено преимущество воздействия художественного образа на зрителя в сравнении с подобным фактом реальности, несмотря на всю вещественность последнего. Основа художественного образа - субъективная инициатива автора, совокупность личностных смыслов и особенностей их воплощения.

Таким образом, при первом взгляде на произведение следует сначала внимательно изучить эстетический «объект», а затем произвести его анализ с учетом личного опыта, знаний. Художник-педагог должен не только самостоятельно определять эстетическую ценность того или иного произведения, но и аргументировано разъяснить свою позицию учащимся. Его суждения должны основываться на знании общих законов искусства.

Информация в произведении изобразительного искусства представляется в форме художественного образа, который может иметь определенную эмоциональную окраску. Так художественный образ может быть эпическим, драматическим, лирическим. Эмоционально переживая создаваемые образы, художник ожидает, что их выражение в произведение найдет адекватный ответ у зрителя. Искусство может вызывать самые глубокие и содержательные чувства и эмоции. Его воздействие находится в зависимости во - первых, от качества самого произведения, во-вторых, от цельности процесса восприятия произведения искусства и от индивидуальности воспринимающей личности.

По мнению польского эстетика Р. Ингардена в сюжетной картине существует три слоя: живописно воспроизведенный вид вещи; вещь (материальный предмет) проявляющийся посредствам вида; литературная тема. Так же следует учитывать и то, что разная художественная техника и материалы специфичны и вызывают у зрителя специфические впечатления. Техника и материалы живописи влияют на представление через вид соответствующего предмета и, как следствие, на эстетическое восприятие картины. Так, например, в импрессионистической картине пятна цвета и свет, составляют чувственно зримую основу, создают эмоционально окрашенный образ. В академической картине вид воссоздается из совокупности качеств, присущих соответствующему предмету. Кроме этого, существует направление, при котором наиболее важны структура и конструкция объекта, а не способ воссоздания его вида. Примером этому служит творчество художников-кубистов.

Восприятие картин, оценка их художественной и эстетической ценности, их конкретизаций, требует от зрителя не только врожденного вкуса и чувства прекрасного, но и определенного опыта восприятия, в том числе и рефлективного, так называемой эстетической культуры.

Обобщая вышесказанное можно сделать вывод, что эмоции, вызываемые у человека, соприкасающегося с произведением искусства, зависят не сколько от сюжетной информации, а от формообразующих параметров самого произведения. Им принадлежит ведущая роль в эмоциональном раскрытии сюжетной составляющей, если таковая имеется.

Многие психологи подчёркивают, что формирование художественных эмоций требует напряжённой мыслительной работы. Творческий процесс - это не прямое отражение художником своих переживаний, своих наблюдений, а творческое вдохновение - не состояние возбуждения или аффекта, в котором легче что-то выразить или создать. Творчество - это своеобразная деятельность, процесс, имеющий сложное течение, определённую динамику, фазы, поиски, эксперименты, завершение.

Любая изобразительная деятельность, имеющая в своей основе изобразительный характер, представляет собой комплексную практическую реализацию различных приёмов, умений и навыков в рисунке, живописи, композиции. Соответственно великое множество накопленных человечеством художественных форм и образов создаёт ситуацию самостоятельного выбора, которая на фоне человеческой индивидуальности, при твёрдой методической основе искусства, в тесной связи с независимостью выражения является одним из решающих условий развития творческих способностей в процессе овладения основами изобразительной грамоты.

Изучение изобразительного искусства формирует в человеке духовные, нравственные и эстетические качества, помогающие ему жить в современных условиях. Познание смысла бытия происходит через соприкосновение с историей, искусством, культурой народов мира.

Непосредственное соприкосновение учащихся с произведениями искусства, осмысление и понимание мировых шедевров способствует формированию их эстетического вкуса, моральных устоев, пониманию традиции, стремлению к духовному совершенству, а также овладению способами художественной деятельности, развитию индивидуальных и творческих способностей. Немало выдающихся людей разных эпох говорили о значимости эстетического воспитания в жизни человека:

Но нельзя забывать, что детское творчество – это, прежде всего, результат потребности ребенка в выражении своего внутреннего мира, и потому к нему надо относиться с полным уважением и вниманием. Научить творчеству нельзя, но можно и необходимо создать для него максимально благоприятные условия, не вмешиваясь в сам процесс созидания.

Для решения данных задач использую разнообразные типы и жанры уроков. Вводные уроки начинаю с “погружения” в историческую действительность, во внутренний мир человека, тем самым помогая детям не только узнавать, но и познавать искусство, “читать” язык архитектуры, “видеть” и чувствовать музыку. Так эпоху Возрождения, например, нельзя рассматривать только как время создания величайших памятников архитектуры, скульптуры и живописи. Это прежде время нового мышления, прогресса человеческой мысли, рождения необычайной веры в Человека, в его гениальность. Появление гуманистов способствовало развитию археологии, сбору и хранению коллекций древностей, библиотек древних рукописей. Гуманисты показали Человечеству пройденный им путь его многовекового развития. “Художники” эпохи были разносторонне развитыми людьми. Они изучали анатомию, астрономию, математику, литературу, философию и прочие науки, писали стихи, сочиняли музыку. Дали математическое обоснование нового закона изображения – перспективе.

Восприятие – Осмысление – Творчество, после ознакомления с творчеством Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело ввожу на уроках теоретическое и практическое занятия по перспективе. Правила линейной и воздушной перспективы закрепляются в творческом задании – рисунке “Дорога, уходящая вдаль”. Ребятам очень интересно то, что они используют технику художников эпохи Возрождения.

Создавая условия для творческой деятельности, мы способствуем индивидуальному развитию личности, возможно – формированию таланта. Как же выстроить учебный процесс так, чтобы исключить пассивность восприятия готовых знаний, максимально активизировать творческий потенциал ребенка? Активизировать деятельность учащихся помогает мозговой штурм в решении загадок, парадоксов, проблем.

Сложный теоретический материал закрепляется в творческих работах учащихся, в так называемых “ деловых играх ”. Например, при ознакомлении учащихся с особенностями архитектуры, предлагаю ребятам выступить в роли архитекторов.

При планировании творческих заданий необходимо учитывать и возрастные психологические особенности школьников. Они уже не могут быть обязательны и допускают вариативность исполнения: рисунок, аппликация – коллаж, эссе, отзыв или сочинение-размышление, стихотворение, музыкальный номер.

Считаю, что любое путешествие ученика в мир истории, культуры и искусства должно отличаться креативностью и возможностью для ребенка ощущать себя непосредственным участником развития мировой цивилизации и культуры, пусть даже посредством прочтения стихотворения или удачно реализованного творческого проекта. Если деятельность ребенка носит творческий характер, то она постоянно заставляет думать, и сама по себе становится достаточно привлекательным делом, как средство проверки и развития способностей. Творческая деятельность всегда связана с созданием чего-то нового, обнаружением в самом себе новых возможностей. Это – стимул к приложению усилий. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности в достигнутых успехах.

На уроках стараюсь использовать систему художественно-педагогической драматургии урока: «Взволновав, заставить задуматься» - главная задача методики Л. М. Предтеченской. Урок разделяю на этапы: экспозиция, постановка проблемного вопроса, разработка проблемы, кульминация, последействие. Использую метод проектной деятельности. Учащиеся выполняют групповые и индивидуальные проекты разной направленности: творческие, исследовательские, игровые, информационные. В своей работе я делаю большой акцент на личностно ориентированном подходе в обучении. Важно, чтобы ученик сумел преодолеть пассивную позицию в учебном процессе и открыл в себе возможности активной познавательной деятельности. Так, на уроках я стараюсь предложить несколько творческих заданий на выбор. Интересным и продуктивным для учащихся стало использование на уроках технологии «Таксономии мыслительных умений» Блума (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка полученной информации). Разработанные на основе этой технологии задания контрольно-обобщающих уроков привлекают учеников своей возможностью помимо знаний продемонстрировать собственную точку зрения на изученный материал (составление ассоциативных ромбов, коллажей, синквейнов, кластеров, метод кейсов). Использование информационно-коммуникативных технологий обучения включает в себя инновационный аспект моей деятельности. Презентация стала постоянно присутствовать на моих уроках как эффективное средство обучения и контроля знаний.

Главной целью моих уроков изобразительного искусства – воспитание не юных эстетов, а красивых душой хороших людей. Стараюсь всегда помнить о том, что произведение искусства – это средство для формирования духовной личности ребенка, его движение от «красивого – к человечному» (В. А. Сухомлинский)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: