Социально-педагогическая защита прав ребёнка




 

Выделяют три группы прав детей.

Первая группа прав: на охрану здоровья, отдых, досуг, участие в культурной жизни, которая связана с организацией системы образования и организацией деятельности школы.

Вторая группа личных прав: на свободу выражения своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, на личную жизнь.

Третья группа: права на защиту и помощь: на защиту от насилия, на консультативную помощь, на социально-педагогическую и психолого-педагогическую поддержку, на помощь в выборе путей профессионального образования.

Право на образование:

Право на образование закреплено в Федеральных законах Российской Федерации «Об образовании» (1996 г), «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (1998г), подзаконных актах и включает:

  • возможность посещать школу;
  • условия образовательной деятельности;
  • содержание образования, его соответствие потребностям подготовки ребёнка к самостоятельной жизни в обществе;
  • влияние образования на познавательное, эмоциональное, этическое и духовное развитие детей;
  • отношения между участниками образовательного процесса, основанные на взаимном уважении.

Результат образования ребёнка зависит от взаимоотношений между основными участниками образовательного процесса, взаимоотношений между ребёнком и учителем. Проблема взаимоотношений учителей и учеников имеет два аспекта:

- справедливость, объективность учителя при оценивании детей;

- уважение учителями прав детей, их человеческого достоинства.

Кроме того, школа должна быть обеспечена необходимыми материально-техническими ресурсами для нормальной организации учебно-воспитательного процесса, в ней должны быть созданы безопасные условия для пребывания детей.

Все дети должны иметь равные возможности при осуществлении права на образование. Для этого необходимы следующие условия:

  • организация персонального учёта школьников, нуждающихся в различных видах педагогической поддержки;
  • организация психолого-педагогического и медико-социального сопровождения;
  • обеспечение безопасности детей;
  • дифференциация образовательных программ.

В полной мере осуществить принцип равных возможностей в образовании можно лишь при повышении качества образования и увеличении финансирования.

В соответствии с Конвенцией по правам ребёнка «ребёнок имеет право свободно выражать своё мнение». 56,8% опрошенных учителей и 65,4% опрошенных школьных администраторов считают, что право детей свободно выражать своё мнение соблюдается в школах в полной мере.

Права ребёнка на защиту и помощь включают права на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, небрежного или грубого обращения. К этим правам относится и право на психологическую, социальную и юридическую помощь, а также право на социальное страхование. К формам психического насилия отнесены: угрозы, преднамеренную изоляцию, предъявление чрезмерных требований, не соответствующих возрасту, оскорбление и унижение достоинства, систематическую необоснованную критику ребёнка, выводящую его из душевного равновесия, постоянную негативную характеристику ученика, демонстративно негативное отношение к нему.

В образовательном учреждении у школьников есть право пользоваться различными видами помощи. Для детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрены дополнительные гарантии по социальной защите.

Особый вид психолого-педагогической помощи – профессиональная ориентация учащихся, способствующая осознанному профессиональному выбору. Подготовка к профессиональному выбору включает ориентацию школьника в его профессиональных возможностях (профессиональное информирование, консультирование, диагностика), ориентацию в системе профессионального образования и в ситуации на рынке труда.

Подростки, сочетающие учёбу и работу, могут рассчитывать на помощь и защиту их трудовых прав. Необходимое условие соблюдения трудовых прав работника – его информированность о своих правах. Бывают случаи, когда школе приходится защищать законные интересы и права детей, ущемлённые во время их работы.

Приоритетными задачами в области обеспечения личных прав детей в системе образования можно считать их защиту от всех форм насилия, оскорблений, небрежного обращения, создание условий, гарантирующих уважение к личной жизни ребёнка и его мнению, а также гарантирование выполнения всех других личных прав.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: