Основы конституционного статуса субъектов РФ
Принцип образования | Вид субъекта РФ (их количество) | Его статус | Признаки статуса субъекта РФ |
Национально-территориальный | Республика (22) | это государство в составе РФ, обладающее всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции РФ | — Конституция республики. — Республиканское законодательство. — Система органов государственной власти республики, которая устанавливается ею самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ. — Территория, причём границы между субъектами могут быть изменены только с их взаимного согласия. — Республиканское гражданство. — Государственный язык. — Собственные символы государства: герб, флаг, гимн, столица |
Автономная область (1) Автономный округ (4) | это государственные образования в составе РФ, обладающие всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции РФ | — Устав субъекта РФ. — Законодательство субъекта РФ. — Система органов государственной власти субъекта РФ, которая самостоятельно им самим устанавливается в соответствии с основами конституционного строя РФ. — Территория, границы которой могут быть изменены только с взаимного согласия органов власти сопредельных субъектов РФ | |
Территориальный | Край (9) Область (46) Города федерального значения (3): Москва, Санкт-Петербург, Севастополь |
Конституция РФ допускает возможность принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта. Это делается в порядке, установленном федеральным конституционным законом.
Пути изменения состава РФ |
· Добровольное вхождение в РФ иностранного государства · Образование на территории РФ нового субъекта, которое может быть осуществлено: § Путём объединения двух или более субъектов в один § Путём разделения одного субъекта с образованием новых § Путём выделения нового из состава одного субъекта или нескольких субъектов, граничащих между собой § Путём вхождения одного субъекта в состав другого, в результате чего один из них утрачивает статус субъекта РФ |
В соответствии с Указом Президента РФ «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе» от 13 мая 2000 г. созданы семь федеральных округов, охватывающих группы субъектов Федерации: Северо-Западный; Приволжский; Южный; Дальневосточный; Центральный; Уральский; Сибирский; в январе 2010 г. образован восьмой — Северо-Кавказский, в марте 2014 г. — Крымский.
Президент РФ назначает своих полномочных представителей в каждый из этих федеральных округов.
Демократический характер Российского государства проявляется в его государственно-территориальном устройстве, основывающемся на принципах федерализма.
Принципы федерализма в Российской Федерации |
· Государственная целостность Обеспечивается единой системой власти, единым экономическим пространством, верховенством федерального права · Равенство и самоопределение народов Предоставление равных прав на национальное развитие, развитие национальной культуры и языка, гарантий прав коренных малочисленных народов. Самоопределение народа не должно нарушать как права отдельных народов, так и всего многонационального народа России · Единство системы государственной власти Наличие федеральных органов власти, олицетворяющих высшую государственную власть и объединяющих всю совокупность органов власти субъектов РФ · Верховенство федерального права Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые федеральными органами власти, обладают верховенством по отношению к законодательствам субъектов РФ · Разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и её субъектами Взаимоотношения между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ строятся на основе предусмотренного Конституцией РФ разграничения сфер и компетенций их деятельности · Равенство субъектов Российской Федерации Защищает интересы как Российского государства в целом, так и отдельных субъектов Федерации |
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти её субъектов — один из принципов федеративного устройства России.
Под предметом ведения подразумеваются те сферы общественной жизни, отрасли экономики и социально-культурной жизни, которые находятся в распоряжении одной или другой власти — федеральной или субъекта РФ.
Разграничение компетенции органов государственной власти РФ и её субъектов
Принадлежность предмета ведения и полномочий | Перечень вопросов | Особенность действия нормативных правовых актов |
Российская Федерация | Внешняя политика и международные отношения РФ; финансовое, валютное, таможенное регулирование; судопроизводство; уголовное, гражданское право и др. | Федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ |
Российская Федерация и её субъекты (совместное ведение) | Защита прав и свобод человека и гражданина; координация международных и внешнеэкономических связей субъектов; охрана окружающей среды; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры; административное, трудовое, семейное, жилищное право | Федеральные законы, в соответствии с которыми субъекты Федерации принимают уже свои законы и иные нормативные правовые акты. Правовые акты субъектов РФ должны соответствовать федеральным законам по данным вопросам |
Субъекты Российской Федерации | Вопросы, находящиеся вне ведения РФ и совместного ведения РФ и её субъектов, которые Конституция РФ не ограничивает и не конкретизирует в полной мере | Нормативные правовые акты субъектов РФ, изданные по данным вопросам, не рассматриваются с точки зрения их соответствия Конституции РФ, так как они находятся вне пределов компетенции Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и законом субъекта РФ действует закон субъекта РФ |