1. Расположите в хронологической последовательности следующие исторические события.
1. Образование Речи Посполитой
2. Созыв первого Земского собора
3. Начало осады Пскова войсками Стефана Батория
Ответ:
2. Установите соответствие между мероприятиями Ивана IV Грозного и их датами.
МЕРОПРИЯТИЕ ДАТА
1. Введение опричнины А) 1549 г.
2. Создание «Стоглава» Б) 1550 г.
3. Принятие Судебника Ивана IV В) 1551 г.
4. Начало книгопечатания в России Г) 1564 г.
Д) 1565 г.
Е) 1584 г.
3. Ниже приведен список исторических личностей. Все они, за исключением двух, современники Ивана IV Грозного.
1) Малюта Скуратов; 2) Стефан Баторий; 3) Степан Разин; 4) Андрей Курбский; 5) Михаил Воротынский; 6) Александр Меншиков
Найдите и запишите порядковые номера личностей, относящихся у другому историческому периоду.
Ответ:
4. Прочтите отрывок из письма и укажите имя правителя, который его написал.
«От Великого князя всея Руси жене моей Елене. Чтобы ты не держала меня без известий о своем здоровье и о здоровье детей Ивана и Юрия… Я здесь Божьей милостью… уже семь часов, жив и здоров… Ты ко мне о своем здоровье и о детях пиши… Впредь мне отписывай, как сын Иван кушает...».
Ответ: ________________
5. Установите соответствие между термином и его определением.
ТЕРМИН ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1. стрелец А) собрание представителей всех слоев населения для обсуждения
2. опричнина важных государственных вопросов
3. Земский собор Б) орган центрального государственного управления
4. кормление В) всадник или пехотинец, вооруженный огнестрельным оружием,
5. приказ представитель первого русского регулярного войска
Г) памятник русского праваXVI в.
Д) личный удел царя Ивана Грозного или государственная политика,
отличавшаяся террором против собственного населения
Е) система, при которой местное население содержало
представителей центральной администрации за свой счет
6. Установите соответствие фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
А) «Едва вышедши из малолетства, еще не имея 20 лет, царь Иван с необычайной для его возраста энергией принялся за дела правления. Тогда по указаниям умных руководителей царя митрополита Макария и священника Сильвестра из боярства, разбившегося на враждебные кружки, выдвинулось и стало около престола несколько дельных, благомыслящих и даровитых советников — «избранная рада», как называет князь Курбский этот совет, очевидно получивший фактическое господство в боярской думе, вообще в центральном управлении. С этими доверенными людьми царь и начал править государством».
Б) «Зачем ты, о князь, отверг свою единородную душу, если ты мнишь себя благочестивым? Чем ты заменишь ее в день Страшного Суда? Даже если ты приобретешь весь мир, смерть все равно похитит тебя,.. Не думай, что это справедливо — разъярившись на человека, восстать на Бога: одно дело — человек, даже носящий на себе царскую порфиру, а другое дело — Бог. Думаешь, окаянный, что убережешься? Никак! Если ты пойдешь вместе с ними воевать, придется тебе и Церкви разорять, и иконы попирать, и христиан убивать; где руками не дерзнешь, там это сотворится из-за смертоносного яда твоей мысли. Представь же себе, как во время нашествия войска конские копыта будут попирать и давить нежные тела младенцев! Когда же зимой наступают, совершаются еще большие жестокости. И разве же твой злодейский поступок не похож на неистовство Ирода, совершившего убийство младенцев? Это ли благочестие — совершать такие злодейства? Если же ты скажешь, что мы тоже воюем с христианами — германцами и литовцами, то это — не тоже самое. Даже если бы в этих странах были христиане — то ведь мы воюем по обычаям своих прародителей, как и прежде многократно случалось; но сейчас, как нам известно, в этих странах нет христиан, кроме мелких служителей Церкви и тайных рабов Господних. Кроме того, и война с Литвой совершилась из-за вашей же измены, недоброхотства и безрассудного нерадения».
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Приведенный фрагмент описывает события 1550-х гг.
2) Приведенный фрагмент демонстрирует ораторский талант его автора.
3) Приведенный фрагмент описывает события 1580-х гг.
4) Приведенный фрагмент является частью переписки.
5) Совет, описанный в приведенном фрагменте, проводил реформы для усиления государственной системы в стране и возвышения роли правителя
6) Результатом событий, описанных во фрагменте, стало окончание Ливонской войны
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Фрагмент А | Фрагмент Б | ||
7.Какие три понятия, термина из перечисленных относятся к процессу закрепощения крестьян в XV– XVI в.?
- урочные лета
- выкупные платежи
- Юрьев день
- ярлык
- заповедные лета
- подушная подать
Ответ: ________________
8. В конце 1540-х-1550-е гг. в России действовало неофициальное правительство, получившее название «Избранная рада», которое помогало в управлении страной Ивана IV. В состав Избранной рады входили сторонники компромисса между различными слоями населения. Перечислите четыре реформы, которые были проведены Избранной радой.
9.В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
Иван IV является крупнейшим государственным деятелем, его царствование было одним из самых успешных в российской истории
Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную точку зрения, и два аргумента, опровергающих её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1)...
2)...
Аргументы в опровержение:
1)...
2)...