Методы анализа бизнес-идей




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Челябинский филиал

 

ДОКЛАД

ПО ДИСЦИПЛИНЕ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ

 

на тему: «Методы анализа бизнес-идеи»

 

 

Автор работы:

Студент группы Мо-41-18

Калимуллин Андрей

 

Проверил:

Черненко А.Ф.,

д-р.э.н., профессор

 

 

Челябинск 2021

 

 

Содержание

 

Введение. 3

1. Сущность бизнес-идеи. 5

2. Источники бизнес-идей. 6

3. Методы анализа бизнес-идей. 8

Заключение. 14

Библиографический список. 15

Приложения. 16

 

 

 

Введение

В современных условиях проблема устойчивости развития приобретает особую актуальность для малых и средних предпринимательских структур, являющихся наиболее уязвимыми субъектами хозяйственных отношений, что обусловлено незначительной величиной индивидуального капитала, недостаточным количеством квалифицированных кадров и их подготовкой в соответствии с условиями рынка, отсутствием четкой долгосрочной стратегии, инвестиционными ограничениями и многими другими факторами.

В то время как крупные предприятия при наличии широкого доступа к ресурсам, внутренней адаптации к кризисным тенденциям, таким, как расширение рыночных связей, привлечение высококвалифицированных кадров, оптимизация структуры основных производственных фондов, могут позволить себе более широкий спектр инструментов по поддержанию устойчивости развития предприятия.

В условиях динамичной и нестабильной внешней среды формирование бизнес-идеи становится едва ли не самой актуальной проблемой для начинающих предпринимателей, а также в условиях поиска новых направлений деятельности для уже существующих бизнес-структур в условиях кризиса. Это связано с нестабильным спросом, высоким уровнем конкуренции на большинстве рынков, личностными характеристиками и уровнем знаний индивида[1]. Помимо формирования бизнес – идеи важна ее оценка на соответствие актуальности и жизнеспособности.

В данной связи, целью работы является исследование методов анализа оценки. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. Определить сущность понятия «бизнес-идея»;

2. Выявить виды бизнес-идей и их особенности;

3. Исследовать методы оценки бизнес-идеи.

При проведении исследования были использованы данные из сети Internet и труды таких авторов как Бекетова О.Н., Баева В.Д., Лобахина Н.А., Малкина Д.О., Стародубова А.А. и т.д.

В качестве методов исследования - синтез, сравнение, анализ теоретических и интернет-ресурсов.

Доклад состоит из введения, трех разделов, заключения, библиографического списка, приложения. В конце работы сделаны выводы. 

 

 

Сущность бизнес-идеи

Ключевым моментом подготовительной стадии бизнес -планирования является формирование перспективной бизнес -идеи.

Бизнес-идея — это идея нового продукта или услуги, технического, организационного или экономического решения и др [2].

Первоначальная идея бизнеса определяет стартовую стратегию, формирующую финансовый и маркетинговый планы и цели бизнеса. Достижение этих целей или их изменение под воздействием внешних, влияющих факторов оказывает влияние на доступные в перспективе ресурсы, которые, в свою очередь, определяют будущую стратегию организации [3].

Бизнес – идея может быть, как собственной (новой, оригинальной, рожденной впервые), так и заимствованной извне (через приобретение компаний, «враждебное» поглощение, создание совместных предприятий и т.п.).

Бизнес-идея, поданная в нужное время, когда ожидается нарастание спроса на упомянутые в бизнес-идее товары или услуги, может привести к созданию высокоприбыльного бизнеса. В условиях усиливающейся во многих отраслях конкуренции, начали появляться бизнес-идеи, которые направлены на создание товаров или услуг, на которые в данное время нет спроса вообще. Такие инновационные бизнес-идеи направлены на формирование спроса, методом предложения рынку абсолютно новых товаров или услуг.

Бизнес-идей и источников их возникновения множество, однако качество и своевременность их реализации определяют неудачу или успех.

Источники бизнес-идей

В узком смысле под источником понимается облеченная в конкретную форму, как правило, информационная база для поиска идея бизнеса: специализированная литература, зарубежный опыт в аналогичной рыночной сфере, итог творческой работы в рамках заданной цели, сеть Интернет, результаты социологических и маркетинговых исследований и даже мысли «из ниоткуда». Не становятся правилами, однако иногда превращаются в действительно уникальные бизнес-идеи смелые и на первый взгляд нереалистичные задумки, которые их решительные авторы довели до победного конца[4].

Выделяют восемь источников идей для бизнес-плана.

1. Поиск проблем. Например, можно посетить места, где работают люди и послушать, на что они жалуются, а затем попытаться решить их проблемы. Представители «BioDesign Fellows» проводят по три месяца, наблюдая за работой врачей и выявляя проблемы, с которыми те сталкиваются. Они внимательно смотрят, беседуют со всеми заинтересованными сторонами (врачами, медсестрами, пациентами и администраторами) и выясняют, что можно улучшить. Составляют список из сотен потребностей, а затем сокращают его с целью найти самые важные проблемы. После этого они создают проект, а затем и быстрый прототип для множества решений. После сосредоточенного, итеративного процесса они представляют концепцию нового продукта всем ключевым заинтересованным лицам и выясняют, насколько успешно им удалось удовлетворить потребность.

2. Изучение зарубежных рынков и создание их копий. Например: сайт www.vistaprint.com предлагает, не выходя из дома, заказать дешевые визитки. Также фирма «Darberry» скопировала идею фирмы «Groupon» по сервису коллективных скидок, фирма «Все свое» скопировала идею у фирмы «Лавка-лавка», связанную с продажей деревенских продуктов, фирма «Travelrent» скопировала идею у фирмы «гр» по бронированию частного жилья.

3. Использование готовых баз идей. Например, сайт идей www.innovatrussia.ru или www.ivr.ru - портал «Инвестиционные возможности России», www.businesskompas.ru - портал «Бизнес-компас», www.bizplan.ru - портал «Бизнес Консультант».

4. Франчайзинг. Например, использовать готовый бизнес - суши-бар с подачей блюд на конвейерной ленте «YO! Sushi». Или посетить магазин франшиз на сайте www.frshop.ru.

Модель «Ремесло» - использование хобби и талантов. Например, Стив Джобс и Бил Гейтс любили компьютеры, и поэтому большинство людей знают компании «Apple» и «Microsoft».

Модель «Под ключ». Например, можно предлагать клиентам не просто продукт «Стиральная машина», а договориться с поставщиками сопутствующих товаров, услуг о сотрудничестве, так как у вас есть общие клиенты, которым необходима не сама стиральная машина, а чистое белье. В результате клиент получает комплекс услуг и продуктов по сниженной цене за счет сокращения затрат поставщиков, а продавцы - увеличение продаж.

Использование массового спроса. Можно придумать новый продукт, соединив вместе два предмета, пользующиеся массовым спросом. К примеру, концепция бизнеса «Cirque du Soleil». Создатели этой компании соединили цирк и театр, которые пользуются массовым спросом.

8. Поиск революционных идей. Метод, предложенный Ф. Котлером в книге «Латеральный маркетинг: технология поиска революционных идей», а также в книге У. Чэн Кима и Рене Моборна «Стратегия голубого океана», заключается в создании не существовавшего ранее спроса на новом рынке («голубой океан»), где практически отсутствуют конкуренты, вместо того чтобы конкурировать на малоприбыльных рынках («красный океан»). Революционные идеи -это наиболее смелые и наиболее рискованные идей, в которых и продукт, и потребители новые. Революционные идеи создают совершенно новые рынки, однако это случается довольно редко [5].

Таким образом, источников бизнес-идей существует множество, для того, чтобы ее выбрать можно сочетать несколько, что позволит придумать нечто совершенно уникальное и инновационное.

Методы анализа бизнес-идей

 

В настоящее время существует множество методов оценки бизнес-идеи, некоторые из которых направлены на оценку стоимости проекта, другие на общую жизнеспособность. Рассмотрим некоторые методы из второй группы.

Метод Александра Остервальдера, который представлен на рисунке 1.

Рисунок 1. Метод Остервальдера

Шаблон состоит из 9 структурных блоков, отражающих ключевые элементы бизнеса. Заполнение таблицы стоит начать с сердца модели — потребительского сегмента, другими словами, с определения вашей целевой аудитории (ЦА). Следует ответить на вопрос — для кого создается ценностное предложение, и понять, какие группы потребителей находятся в приоритете (их может быть несколько).

Этот этап является крайне важным, поскольку он не только позволит в дальнейшем грамотно и доступно позиционировать продукт, но и отстроиться от конкурентов. Так, например, компания Apple, вступив в коллаборацию с Nike, выпустила особую серию часов для бегунов Apple Watch Nike+. На волне популяризации здорового образа жизни и лавинообразного роста числа городских забегов, марафонов и, соответственно, их приверженцев, компании заняли свою нишу и вышли победителями: такая новинка была воспринята «на ура» целевой аудиторией и принесла прибыль ее создателям.

Неразрывно с определением потребительского сегмента связано формулирование ценностного предложения. Оно должно соответствовать потребностям и «болям» ЦА. Это и есть то самое УТП — уникальное торговое предложение. Зачастую предприниматели делают акцент на втором слове, беря во внимание в первую очередь свои интересы — получение прибыли. Следует сместить акцент на первое — и это отразится на втором.

У потребителя должно сформироваться четкое ассоциирование компании с решением его проблемы. Так, например, все знают, что на 10 тысяч в Fix Price можно обеспечить шариковыми ручками небольшую школу, а в Parker — только одного директора (и то не факт). Необходимо выбрать, каким должен восприниматься продукт: дешевым, эксклюзивным, беспрецедентно качественным? Как только это будет определено, можно начать отстраивать всю политику — от ценовой до производственной.

Следующие две составляющие — каналы сбыта и взаимоотношения с клиентом — часто путают между собой. Каналы сбыта — это форматы и пути получения покупателем товара или услуги. К ним можно отнести оптовые и розничные точки, интернет-магазины, всю инфраструктуру по доставке. Сюда же входят и способы донесения до потребителя ценностного предложения. Взаимоотношения же с клиентом — это коммуникационная стратегия. На этом этапе нужно определиться, будете ли осуществляться персональную поддержку или предусмотрено самообслуживание. Или же планируется совместное издание ценностного предложения, как это делает, например, YouTube.

При планировании поступления денежных потоков предстоит понять, как именно будет происходить распоряжение товаром или услугой: будет ли продаваться все и сразу или просто отдаваться по подписке и т.д. Также стоит определиться, работа происходит на разовых сделках или это регулярный периодичный доход. В результате для каждого потока должна быть сформирована своя ценовая политика и принято решение о том, будет ли она оставаться прежней вне зависимости от, как правило, быстро и динамично меняющихся условий рынка.

Все предыдущие шаги не имеют смысла, если нет соответствующих ресурсов для реализации бизнес-идеи. Они могут не находиться в прямом ведении, но должны быть всегда досягаемы. Необходимо разделить все ресурсы на материальные, трудовые, финансовые и интеллектуальные, и определить, чем можно оперировать уже сейчас, а что, например, будет взято на аутсорсинг. Часть потребностей из этого раздела может быть «закрыта» участниками следующего: любой бизнес строится на партнерстве, поэтому нужно уже на этом этапе построить сеть поставщиков (прямых или косвенных) и понять, кто разделяет интересы и поспособствует запуску совместного дела.

Финальный рывок — формирование структуры издержек. В нее входят расходы на функционирование бизнеса, которые можно условно разделить на два типа: затраты непосредственно на воплощение и тестирование бизнес-идеи и издержки на донесение ценностного предложения до клиента. При умелом подходе получается обобщенная, но вполне ясная финансовая картина.

Метод «Дизайн мышления». Этот метод чуть хуже прижился в условиях отечественной действительности, но широко используется за рубежом, особенно в Европе.

«Дизайн мышления» также является итерационным, но основан на так называемых «двух алмазах». Этот метод был предложен Британским советом по дизайну, он визуализирует 4 основных этапа процесса формирования бизнес-идеи (рисунок 2).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: