Почему такое большое значение немецко – фашистское командование придавало быстрейшему уничтожению или хотя бы нейтрализации Краснознаменного Балтийского флота?




Материал собран и оформлен

Учащейся 1 а класса

Скосаревой Ульяной.

 

МБОУ СОШ№ 53

Г Барнаул

 

Содержание.

 

1. Введение ……………………………………………….. 3-5

1.1 Актуальность ……………………………………………... 3

1.2 Объект исследования ……………………………………...4

1.3 Предмет исследования …………………………………….4

1.4 Хронологические рамки ………………………………….4

1.5 Территориальные рамки…………………………………...4

1.6 Цель исследования ………………………………………...4

1.7 Задачи исследования ………………………………………4

1.8 Методы исследования …………………………………….5

1.9 Новизна ……………………………………………………...5

1.10 Практическое применение ……………………………….5

2. Основная часть ………………………………………...6-20

2.1 Задачи германской группы войск «Север»…………6-8

2.1 Роль Ладожской военной флотилии в обороне

Ленинграда ……………………………………………….9-10

2.3 Участие В.А. Пискунова в защите Ленинграда…….11-19

2.4 Снятие блокады Ленинграда как результат мужества

и героизма его защитников………………………………20

3. Список литературы ……………………………………….21

4. Источники …………………………………………………. 21

 

-3-

 

Введение.

1.1 Актуальность темы.

 

74 года назад, 27 января 1944 года закончилась 900 дневная блокада Ленинграда.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что блокада героического города на Неве является одним из важнейших событий Великой Отечественной войны. То, что вынес Ленинград в войну, не пережил ни один город мира. Сегодня, когда многое тайное отечественной истории стало явным, расставлены иные акценты, трагедия, постигшая Ленинград, остается на своем месте. И потому подвиг людей - блокадников, солдат, матросов, партизан - всех тех, кто защищал город, является более значимым. История Ленинградской блокады – это не только часть истории города, это часть истории России, которую мы должны знать и помнить.

Ленинград - это один из крупнейших политических, экономических, научных и культурных центров страны. Это один из красивейших городов мира. Разрабатывая план нападения на Советский Союз, немецкое командование одной из основных задач ставили захват Ленинграда.

Героической обороне Ленинграда посвящено много работ – это исследования историков, анализ военных действий советскими и немецкими генералами, воспоминания ветеранов, ленинградцев.

Более пятидесяти тысяч наших земляков принимали участие в Великой Отечественной войне, они защищали Родину на всех фронтах, одним из них был мой прадедушка В. А. Пискунов.

В основе исследовательской работы лежит изучение участия Василия Андреевича Пискунова в обороне Ленинграда.

 

 

-4-

 

1.2. Объект исследования:

В.А. Пискунов в обороне Ленинграда.

 

1.3.Предмет исследования:

участие В.А. Пискунова в обороне Ленинграда.

 

 

1.4. Хронологические рамки:

1940 – 1947 годы, служба В.А Пискунова в БКФ

 

 

1.5. Территориальные рамки:

Алтайский край, Ленинград - родился на Алтае и мобилизован в армию, учился и проходил военную службу в Ленинграде.

 

 

1.6. Цель работы:

исследование участия В.А. Пискунова в обороне Ленинграда.

 

 

1.7. Задачи работы:

1. Показать задачи германского командования по нейтрализации КБФ

2. Описать деятельность Ладожской военной флотилии в обороны Ленинграда.

3. Исследовать участие В.А. Пискунова в защите города.

4. Снятие блокады Ленинграда, как результат мужества и героизма всех участников обороны Ленинграда.

 

1.8 Методы исследования:

А. хронологический анализ – анализ определенных этапов в изучении исследуемой темы;

Б. проблемный анализ - историкографический т.е. как, когда и кем этот вопрос исследовался

 

 

1.9. Элементы новизны:

Впервые проводится исследование на микроуровне - участие В.А. в обороне Ленинграда.

 

-5-

 

 

1.10 Источниковая база:

Источники по видам:

Письменные – интернет, документы В.А Пискунова, энциклопедия

Устные - беседы с семьей

 

1.11. Практическая значимость:

Материалы исследования используются на уроках истории, внеклассной работе по патриотическому воспитанию, в экспозиции школьного и районного музеев.

 

-6-

 

 

Основное содержание.

 

1. Задачи, стоящие перед немецкой группой армий «Север».

 

Война…. Июньский рассвет сорок первого. Никогда не уйдешь ты из памяти моего народа. Никогда. Потому что ты был страшным, зловещим. Не солнечным светом, радующим душу, озарил ты землю мою, а черным крылом страданий и боли накрыл ее все, от моря до моря, и затмил людям свет радости на долгие 1418 дней. Ослепительными всполохами разрывов одарил ты, июньский рассвет, землю моей Родины, горячей кровью первых героев – защитников обагрил ее. Страшным словом «война» стучал ты, рассвет, в окна моих соотечественников.

Согласно плану «Барбаросса», вторжение немецко – фашистских началось по всему фронту от Барецево моря до Черного, с нанесением основных ударов по трем стратегическим направлениям – Ленинградским, Московском, Киевском.

Перед группой армий «Север», согласно Директивы № 21 Верховного командования Вооруженных сил Германии, были поставлены следующие задачи:

- уничтожение советских сухопутных войск в Прибалтике; - захват портов в Балтийском море, включая Ленинград и Кронштадт; - соединение с финскими войсками.

И только после выполнения этих задач должна была начаться операция по захвату Москвы.

Особенно Гитлера беспокоил Балтийский флот, в окончательном варианте плана «Барбаросса» уничтожение Балтийского флота являлось первостепенной стратегической задачей группы армий «Север».

Почему такое большое значение немецко – фашистское командование придавало быстрейшему уничтожению или хотя бы нейтрализации Краснознаменного Балтийского флота?

1.Это обеспечивало бы быстрый и бесперебойный подвоз железной руды через Балтийское море, в которой сильно нуждалась немецкая металлургия.

2. Лишить русских вести длительную минную войну.

3. КБФ угрожал жизненно важным коммуникациям немцев в Балтийском море.

4. По Балтике проходили кратчайшие пути снабжения группы армий «Север», вооруженных сил в Норвегии и Финляндии.

5. Советские сухопутные войска получали военное снабжение через порты Балтийского моря.

 

 

-7-

 

Только обезопасив себя на северо – западе, можно было начинать победоносное наступление на Москву.

«Для нас потеря Ленинграда во всех отношениях была бы серьезным осложнением стратегической обстановки. Кроме того, мы неизбежно потеряли бы мощный Балтийский флот»- вспоминал в своих мемуарах Г.К. Жуков.

Против КБФ, с целью его уничтожения или захвата, гитлеровцы использовали сухопутные, воздушные и морские силы.

Все ближе и ближе подходили немецкие войска к заветной цели. Август 1941 года оказался месяцем крайнего напряжения и для Балтийского флота. 26 августа Ставка Верховного Главнокомандующего отдала приказ о прорыве флота из Таллина в Кронштадт. За два дня нужно было погрузить на транспорты 23 тысячи человек и около 66 тысяч тонн ценного груза и все это под обстрелом врага.

28 августа флот в количестве 200 различных кораблей покинул Таллин, чтобы достичь Кронштадта, необходимо было пройти путь длиной в 321 км. Финский залив не широк, много мелей. Большую часть пути шли под обстрелом немецкой авиации и артиллерии. Примерно 125 км пути пролегало через минное поле, а тральщиков практически не было. То там, то здесь раздавались взрывы - это наши корабли натыкались на мины. «Никогда не забыть бесстрашие наших моряков. Видя подплывающую мину, они прыгают в воду и руками отводят от корабля страшный рогатый шар. Были случаи, когда матросы, очутившиеся в воде после гибели корабля, часами держались за встречную мину и плыли вместе с ней, предупреждая об опасности» - вспоминал В.М. Ковальчук, один из участников этого легендарного перехода.

29 августа корабли КБФ отдали якоря на Большом Кронштадтском рейде. Придя в Кронштадт, флот включился в оборону Ленинграда.

8 сентября 1941 года противник, захватив Шлиссельбург, перерезал сухопутную коммуникацию и блокировал город. Положение Ленинграда с 8 сентября стало крайне опасным. Сообщение с Большой землей могло осуществляться только через Ладожское озеро и по воздуху, а немецко – фашистские войска, несмотря на потери, продолжали наступление. В этих условиях исключительную роль сыграл Балтийский флот. Кронштадт и его форты, корабельная артиллерия из своих орудий открывали ураганный огонь по позициям неприятеля, причиняя ему серьезный ущерб. Чтобы подавить или уничтожить нашу морскую артиллерию, немецкое командование 21 - 23 сентября осуществило ряд массированных налетов на корабли и Кронштадт. В этих налетах одновременно участвовало несколько сотен бомбардировщиков. Но огонь зенитных батарей сорвали замысел врага.

-8-

 

Флот, войска Балтийского флота понесли тяжелые потери и находились в тисках блокады, но не были разбиты, более того они оказались в положении сжатой спирали, отчего становились более опасными и грозными для врага.

Немецкая стратегическая задача не была выполнена. Балтийский флот не только не был уничтожен, он принимал активное участие в обороне Ленинграда.

 

 

-9-

 

 

2. Деятельность Ладожской военной флотилии в обороне Ленинграда.

 

 

Осознавая все сложность положения, 26 июля 1941 года Военный совет Ленинградского фронта создает Ладожскую военную флотилию.

Ладожское озеро, где действовали корабли флотилии, самое большое озеро в Европе. Ее длина более 200 км, ширина до 100 км, наибольшая глубина - 230 метров, но мели, подводные скалы сильно усложняли похождению судов по озеру, много островов, берега скалистые или болотистые, подходы к берегам сложные. Ладога - неспокойное озеро. Штормы возникают внезапно, часто силой до 8 баллов. Ледовый режим очень сложный.

3 сентября Военный совет возложил на Ладожскую флотилию задачу транспортировки грузов для города к Осиновцу, тогда это был прост маяк, ни причалов, ни погрузо – разгрузочных команд и первые баржи разгружали моряки. К этому времени Ладожская военная флотилия была усилена боевыми кораблями Балтийского флота, судами Балтфлота и Северо – западного пароходства, которые нужно было срочно переоборудовать в канонерские лодки, тральщики, военные транспорты. Одновременно с формированием флотилии велись боевые действия, создавались условия для базирования сил, причалы, осуществлялись перевозки.

С середины сентября задачи, стоявшие перед флотилией, в связи с тем, что все сухопутные пути, связывающие Ленинград с Большой землей были под контролем фашистских войск, усложнились, необходимо было:

- обеспечить перевозки по Ладоге из Новой Ладоги и Волховстроя в Ленинград грузов, людей с основным перевалочным пунктом в Осиновце;

- одновременно обеспечить разведку, артиллерийскую поддержку

флангов сухопутных войск;

- проводить набеги на районы базирования противника, уничтожая его

силами флотилии;

- высаживать десант, прикрывать со стороны озера коммуникации;

- конвоировать корабли и транспорты с грузами;

- перевозить различные грузы.

Все это осуществлялось в труднейших условиях. Первая военная навигация флотилии проходила в осенний штормовой период, движение кораблей просматривалось и контролировалось противником с воздуха, а отдельных районов с берегов. Свои удары авиацией враг сосредотачивал по районам погрузки и выгрузке, по боевым кораблям.

 

-10-

 

 

Они наносились почти ежедневно, по 2 – 3 раза в день группами в составе от 3 до 20 самолетов.

Середина октября, противник, прорвав оборону, развил наступление в сторону реки Свири. Стояла штормовая погода, затем начались морозы, и получен приказ о перевозе с западного берега на восточный 44 –ой, 191 – ой стрелковых дивизий и 6-ой отдельной бригады морской пехоты. В сложнейших условиях, причалов не было, солдат всаживали прямо в ледяную воду, шугу, но поставленная задача была выполнена. Всего было перевезено более 20000 бойцов, 129 орудий, более сотни танков, автомашин.

В ноябре на Ладожском озере началось быстрое нарастание льда и

20 декабря, сразу после окончания навигации приступили к ремонту судов. И опять перед моряками Ладожской флотилией поставлены задачи, реализация которых в мирное время заняло бы несколько лет, но сейчас, когда судьба Ленинграда зависела от весенней навигации, необходимо выполнить за несколько зимних месяцев.

В кротчайшие сроки отремонтировать флот, расширить, реконструировать и построить новые портовые сооружения, построить новые плавучие средства: баржи, паромы, подготовить водные подходы к пристаням.

На зимний период корабли были расставлены по всей акватории южной части озера, где возможности ремонта ограничены - судоремонтные и судостроительные заводы расположены в Ленинграде.

 

-11-

 

 

3. Участие В.А. Пискунова в обороне Ленинграда.

 

Когда мы говорим о мужестве и стойкости защитников Ленинграда, должны знать и помнить о том, что множество защитников складывалось из конкретных людей: солдата, матроса, специалиста по ремонту кораблей, рабочего.

Я хочу рассказать о своем прадедушке, Василии Андреевиче Пискунове, который принимал участие в обороне Ленинграда.

Пискунов Василий Андреевич родился 14 января 1922 года в селе Солоновка Новичихинского района.

 

 

-13-

 

 

Семья по тем временам была маленькой: родители и два сына. Мама умерла когда мальчишки были маленькими. Отец Василия работал в Солоновской в МТС, сыновей видел редко – то уборка, то вспашка зяби и бесконечные ремонты в мастерской.

В 1929 году пошел в начальную школу и в 1933 году окончил ее на одни «5». Василий рос крепким, сильным, так как приходилось много помогать родителям по хозяйству и выполнять посильную работу во вновь образовавшимся колхозе: собирали колоски, пололи пшеницу, помогали в сборе овощей.

После окончания начальной школы, хотя многие его товарищи не пошли в 5 класс, он твердо решил, а отец его поддержал, что будет учиться дальше.

Вместе со своим товарищем Поповым Семеном они пошли учиться в Поспелихинскую среднюю школу, которая была расположена на станции Поспелиха. Интерната при школе не было, денег, лишних продуктов, чтобы рассчитываться за квартиру, было очень мало, поэтому друзья, если позволяла погода добирались до школы осенью и весной пешком, а зимой на лыжах.

Людмила Васильевна, его дочь и моя бабушка, рассказала о том, что ее отец, вспоминая о своей учебе, рассказывал, что не раз зимой плутал во время буранов, несколько раз обмораживал руки, но учиться не бросал.

Сохранился дневник ученика 10 класса Пискунова Василия и если посмотреть на страницу «Сведения об успехах в занятиях и поведении ученика», то увидишь, что за весь учебный год пропущено 20 уроков, экзамены все сданы на «отлично», а их было ни много, ни мало 9 и школу окончил на одни «5». Рассказывая о школе своим дочерям, он вспоминал учителей, много рассказывал о преподавателях литературе – Пономареве В.И., истории – Щербинине П.И., о том как учились военному делу на военной подготовке.

Не успел прозвенеть последний звонок, учебный год закончился 18 мая, как пришла повестка из военкомата. Ни Василий, ни его близкие даже не предполагали о том, что только спустя 7,5 лет он вернется в родную Солоновку.

«2.06. 1940 прибыл из РВК и зачислен в списки РККА» - так звучит запись в военном билете. 18 –летний юноша оказался далеко от родного дома, в Ленинграде, в 5 – ой морской пограничной школе МВФ, в должности курсанта на командира отделения мотористов.

30 сентября 1940 курсант Пискунов Василий Андреевич принял Военную присягу. Учеба продолжалась с сентября 1940 по июнь 1941 года. Учеба на моториста давалась легко, так как он часто

 

-14-

 

помогал отцу в МТС ремонтировать имеющуюся технику, летом на каникулах работал на тракторе, водил машину.

В июне 1941 года курсант Пискунов Василий в должности

 

 

командира отделения мотористов назначен в 5 –ый дивизион сторожевых катеров ОВР НВР. (Береговая охрана)

С июля 1941 года немцы начали систематические артналеты на город, а 8 сентября они полностью опоясали стальным кольцом войска Ленинградского фронта и Балтийского флота, лишь узкая полоска водного пространства связывала Ленинград с Большой землей.

Военные корабли Балтийского флота, сосредоточенные в гаванях Кронштадта, на Неве, ее притоках, линкоры и крейсеры, эскадронные миноносцы. Канонерские лодки находились на позициях. Они день и ночь обрушивали смертоносный огонь на головы фашистов, поэтому немецкое командование осуществляло целенаправленные массированные налеты на корабли флота. Вместе с наземной артиллерией корабли создали мощную огневую преграду вокруг города, которую враг так и не смог преодолеть, но кораблям необходим был ремонт и как специалиста, его направили в одну из ремонтных мастерских, но часто ремонт производился не доках, а на кораблях, стоящих на рейде.

В конце сентября, он и несколько специалистов из ремонтной мастерской были переведены из Балтийского флота в Ладожскую военную флотилию. В первое время их главной целью было переоборудование гражданских судов в канонерки, тральщики, военные транспорты. Основная работа развернулась с окончанием осенней навигации.

-15-

 

Как вспоминал старшина 1 –ой статьи Пискунов В.А. особенно сложной и тяжелой была зима 1941- 1942 года.

Ремонт судов начали сразу после осенней навигации1941 года. Условия были чрезвычайно тяжелые. Главная трудность заключалась в том, что суда невозможно было перевести в Ленинград, где находились судоремонтные заводы. Большинство кораблей Ладожской флотилии стояли во льдах в районе Осиновец – Морье. Приходилось необходимые станки вывозить из города. В районе Осиновец – Морье был организован филиал ленинградского завода «Юный водник». Базой этого судоремонтного пункта был небольшой пароходик «Симферополь», на котором установили станки, привезенные из Ленинграда. Часто мастерские монтировали на суше, вырыв землянку.

В мастерских, в примитивных условиях, изготавливали необходимые запчасти, ремонтировали боевую технику: орудия, пулеметы, танки.

Другой, не менее важной проблемой - нехватка квалифицированных специалистов. Для проведения успешного ремонта Военным советом Ленинградского фронта было приняты следующие меры: из Ленинграда для ремонта судов направили 300 рабочих судоремонтных мастерских, для обеспечения ремонта и укомплектования команд кораблей, в распоряжение Ладожской флотилии, передавалось ремесленное училище № 62, где обучалось 340 подростков, рабочие, инженерно - технический персонал бронировались от призыва в армию. Стоянка во льдах - опасна, так как угрожало сжатию корпуса кораблей, команды все время вели борьбу за живучесть корабля

Не смотря на лишения и опасности блокадной зимы, истощенные, страдавшие от холода, моряки судоремонтных мастерских, рабочие готовили корабли к навигации. Чтобы ремонтировать гребные винты, рули, моряки скалывали вокруг корабля лед; под образовавшейся выемкой снизу намерзал новый слой льда. Эти ледяные чаши с каждым днем все больше углублялись, обнажался борт ниже ватерлинии и только тогда, не смотря на мороз, пронизывающий насквозь ветер, начинали ремонт.

К навигации весны 1942 года Ладожский флот был отремонтирован. Многие из тех, кто самоотверженно нес службу, ремонтировал корабли, указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 декабря 1942 года были награждены орденами и медалями.

 

-16-

 

 

Свою первую правительственную награду моторист старшина 1- ой статьи получил 4 июля 1943года - это медаль

 

С июля 1941 по сентябрь 1944 года Василий Андреевич нес службу в судоремонтных мастерских в Ленинграде и на Ладоге в должности моториста. От его знаний, умений зависела судьба корабля, моряков, уходивших на боевое задание.

 

оборону «За оборону Ленинграда».

 

-17-

 

Машинное отделение корабле - это его сердце.

Родина высоко оценила заслуги моториста.

30 апреля 1944года он награжден медалью «За боевые заслуги».

Май 1945 - за мужество и храбрость, проявленную во время военного похода (линкор, возвращаясь с похода, напоролся на мину, взрыв сильно повредил машинное отделение и моряки под руководством Василия Андреевича в короткий срок устранили течь отремонтировали машину) награжден орденом «Красной звезды»

-18-



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: