Государственные и муниципальные финансы, их назначение, состав. Формы организации государственных и муниципальных финансов, их характеристика.




 

Государственные финансы - это централизованные фонды денежных ресурсов, которые создаются путем распределения, перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.

Главной составляющей государственных финансов является государственный бюджет, который представляет собой централизованный доход государства (роспись доходов и расходов). Бюджет состоит из двух частей доходной и расходной. В доходной части показываются источники поступления денежных средств и их количественные характеристики. В расходной части указываются направления, сферы в которых расходуются деньги, и их количественные параметры.

Главным источником бюджета являются налоги (70-80%), остальная часть таможенные пошлины, государственный заем, денежная эмиссия.

В России можно выделить следующие организационные формы бюджетов, которые соответствуют уровню государственной власти

- федеральный бюджет,

- бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты).

Федеральный бюджет является основным инструментом перераспределения валового внутреннего продукта в масштабах государства. На федеральном уровне происходит формирование основных направлений проводимой бюджетной политики в стране, определяется основные принципы построения межбюджетных отношений.

В соответствии с Конституцией, Российская Федерация является федеративным государством, поэтому в финансовой системе бюджеты органов государственной власти представлены помимо федерального бюджета еще и бюджетами субъектов РФ (региональными бюджетами). Из этих бюджетов финансируются расходы, соответствующие полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, например, государственная поддержка приоритетных для регионов отраслей экономики (сельское хозяйство, пищевая, легкая промышленность и т.п.); государственная поддержка пригородного (железнодорожного, автомобильного, речного) транспорта; финансирование основных социальных расходов и т.д.

Внебюджетные фонды – совокупность финансовых ресурсов, имеющих строго целевое назначение и находящиеся в распоряжении федеральных, региональных или местных органов самоуправления. Посредством формирования внебюджетных фондов происходит перераспределение национального дохода органами власти и управления в пользу определенных групп населения и приоритетных сфер экономики.

К внебюджетным фондам относятся: Пенсионный фонд (ПФ), фонд социального страхования (ФСС), фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС).

Пенсионный фонд Российской Федерации - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета, является основной материальной базой пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации – самый крупный из всех государственных внебюджетных фондов, важное место данного фонда в составе финансовой системы Российской Федерации объясняется его социальной значимостью (в России более 30 млн. пенсионеров), и большим объемом мобилизуемых в нем финансовых ресурсов.

Фонд социального страхования Российской Федерации является вторым среди внебюджетных фондов по объему перераспределяемых финансовых ресурсов, этот фонд предназначен для осуществления государственных гарантий по социальному обеспечению граждан в случае временной нетрудоспособности при болезни, инвалидности, рождении и воспитании детей и др.

Фонды обязательного медицинского страхования обеспечивают гражданам Российской Федерации возможность бесплатного получения некоторых видов медицинской помощи. В частности, в гарантированный объем бесплатных медицинских услуг включаются: амбулаторно-поликлиническая помощь; скорая медицинская помощь; лечение острых заболеваний; услуги по обслуживанию беременности и родов и т.д.

Муниципальные (местные) финансы — это совокупность экономических отношений, одним из участников которых является орган местного самоуправления, складывающихся по поводу образования и использования средств местного бюджета в интересах населения конкретного муниципального образования.

Пример: Органы местного самоуправления могут выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории муниципального образования, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств.

Муниципальные финансы основываются на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки, гласности.

Муниципальные финансы составляют экономическую основу местного самоуправления наряду с муниципальной собственностью, имуществом, находящимся в государственной собственности и переданным в управление органам местного самоуправления, другой собственностью, служащей удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

Бюджеты муниципальных образований относятся к местным бюджетам. Формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, контроль за их исполнением органы местного самоуправления осуществляют самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования. В этих бюджетах могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

К средствам бюджетного регулирования местных бюджетов относятся:

• нормативы отчислений от регулирующих доходов;

• дотации и субвенции местным бюджетам;

• средства, выделяемые из фонда финансовой поддержки муниципальных образований;

• средства, поступающие по взаимным расчетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, средств по взаимным расчетам, финансовой помощи в различных формах: дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований.

Собственные доходы местных бюджетов включают: местные налоги и сборы, другие собственные доходы, доли федеральных налогов и доли налогов субъектов Российской Федерации, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе.

К собственным доходам местных бюджетов также относятся неналоговые доходы.

Расходная часть местных бюджетов включает:

• расходы, связанные с решением вопросов местного значения,

установленные законодательством Российской Федерации и субъекта

Российской Федерации;

• расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных

полномочий, переданных органам местного самоуправления;

• расходы, связанные с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам;

• расходы, связанные с обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам;

• ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов

муниципальной собственности, гражданской ответственности

и предпринимательского риска;

• другие расходы.

Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии районов характеризуется следующим.

· сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете муниципального образования позволяет местным органам власти иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в которой записано: "Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью" И далее в Конституции сказано: "Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения".

Создание финансовой базы — главная роль местных бюджетов.

· формирование бюджетов муниципальных образований, сосредоточение в них денежных ресурсов дает возможность муниципалитетам в полной мере проявлять финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие района. Местные бюджеты позволяют органам муниципальной власти обеспечить планомерное развитие учреждений образования медицинского обслуживания, культуры жилищного фонда и дорожного хозяйства.

· с помощью местных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. С этой целью формируются и реализуются региональные программы экономического и социального развития регионов по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, возрождению культурных памятников, используя в необходимых случаях межбюджетные отношения.

· имея в распоряжении финансовые средства, органы муниципальной власти могут увеличивать или уменьшать нормативы финансовых затрат на оказание муниципальных услуг в учреждениях непроизводственной сферы (школах, больницах и др.).

· концентрируя часть финансовых ресурсов в местных бюджетах, органы представительной и исполнительной власти, могут централизованно направлять финансовые ресурсы на решение стратегических задач развития региона и приоритетных отраслей.

· финансовые органы муниципалитетов могут через местные бюджеты оказывать воздействие на образование оптимальных пропорций в финансировании капитальных и текущих затрат, стимулирование эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, создание новых местных производств и промыслов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: