Оснований классификации конституционно-правовых норм несколько:
I. По объекту правового регулирования, или содержанию:
· а) закрепляющие и регулирующие основы конституционного строя;
· б) закрепляющие статус человека и гражданина;
· в) федеративное устройство России;
· г) закрепляющие и регулирующие систему и организацию деятельности органов государственной власти.
II. По юридической силе, т.е. в зависимости от места, которое занимает нормативно-правовой акт, содержащий конституционно-правовую норму, в общей иерархии нормативно-правовых актов:
· а) нормы, содержащиеся в Конституции РФ, обладают высшей юридической силой;
· б) нормы, содержащиеся в федеральных конституционных и федеральных законах;
· в) нормы, содержащиеся в иных нормативных правовых актах.
III. По характеру содержащихся правовых предписаний:
· а) управомачивающие, т.е. предоставляющие участникам конституционно-правовых отношений право совершать предусмотренные в них действия, определяют рамки их полномочий;
· б) обязывающие - нормы, устанавливающие обязанность совершать определенные действия (ст. 58 Конституции РФ - каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам);
· в) запрещающие - конституционно-правовые нормы, запрещающие совершать определенные действия (например, ч.2 ст.34 Конституции РФ - не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию).
IY. По территории действия:
· а) федеральные конституционно-правовые нормы;
· б) правовые нормы субъектов РФ.
Y. По степени определенности содержащихся правовых предписаний:
· а) императивные - нормы, не опускающие свободы действий субъекта в применении установленного данными нормами правила поведения (ст. 71 Конституции РФ - предметы ведения РФ);
|
· б) диспозитивные - нормы, предусматривающие возможность выбора субъектом варианта своих действий в зависимости от указанных в норме условий и обстоятельств;
YI. По назначению в механизме конституционно-правового регулирования:
· а) материальные;
· б) процессуальные (процедурные).
YII. По кругу лиц, которому адресовано правовое предписание:
· а) общие - неопределенный круг лиц;
· б) специальные - определенный круг лиц.
Конституционно-правовое отношение - это общественное отношение, урегулированное нормой конституционного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой. Отличия связаны с их содержанием и составом субъектов, они характеризуются большим, чем в других сферах, разнообразием. Но все они возникают в основном в процессе осуществления государственной власти и реализации прав и свобод человека. Носят общий или конкретный характер. Нормы-принципы, нормы-декларации порождают правоотношения общего характера, которыми, как правило, не определены субъекты отношений, их конкретные права и обязанности (ст. 10 Конституции РФ). Эти отношения представляют собой индивидуальные связи междуу субъектами КП, созданием которых являются права и обязанности субъектов КП, реализующиеся в поведении этих субъектов.
Виды:
· конкретные конституционно-правовые отношения, в которых четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности.
|
· правоотношения общего характера, в которых четко не определены субъекты, не установлены их конкретные права и обязанности.
· правовые состояния. Их специфическая черта – четкая определенность субъектов правоотношения.
· постоянные и временные правоотношения. Срок действия постоянных не определен, однако они могут и прекратить свое существование в конкретных условиях. Временные возникают в результате реализации конкретных норм – правил поведения. С выполнением оно прекращается.
· материальные и процессуальные. В первых – реализуются права и обязанности, которые составляют содержание правоотношения, во вторых – реализуются права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в КПН, устанавливающих те или иные обязанности субъектов.
Возникновению конкретного КПО на базе правовой нормы предшествует юридический факт – это событие или действие, которое влечет за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Регулируемые конституцией общественные отношения являются объектом (предметом) конституционного регулирования. Кроме юридических фактов необходимы еще субъекты, которые наделяются определенными правами и обязанностями. Между ними и возникают правоотношения.