Характеристики корпусных сталей и отливок




Корпусные стали

Требования настоящего раздела распространяются на свариваемую горяче-катанную листовую, полосовую и профильную сталь толщиной до 50 мм, а также на сортовую сталь, предназначенную для изготовления судовых конструкций и деталей.

Механические свойства сталей по нормальной и повышенной прочностям должны соответствовать требованиям таблиц 5.2.1, 5.2.2.

Стальные отливки

Требования настоящего раздела распространяются на отливки из углеродистой и углеродисто-марганцевой сталей, предназначенных как для строительства корпусов судов, так и для судового машиностроения. Требования к отливкам, предназначенным для работы при пониженной и повышенной температурах, а также к отливкам из легированной стали с повышенными специальными свойствами (коррозионная стойкость, жаростойкость, жаропрочность и т.п.) должны быть в каждом случае предметом специального рассмотрения классификационного органа. Если при изготовлении литых деталей сложной формы предусматривается сварка двух или более отливок, то химический состав сталей и технология сварки должны согласовываться с классификационным органом. Химический состав сталей для отливок должен устанавливаться в зависимости от необходимых механических и специальных свойств будущих деталей, причем все эти отливки должны изготавливаться из спокойной стали.

 

 

Таблица 5.2.1 - Стали нормальной прочности

Категория стали А В Д Е F
Раскисление спокойная или полуспокойная спокойная или полуспокойная спокой ная спокойная и мелко-зер нистая  
Механические свойства при растяжении Временное сопротивление, МПа   400 - 520
Предел текучести, МПа 230 - 235 -
Относительное удлинение, %, min   20 - 22
Ударный изгиб Температура испытаний, t ºС + 20   минус 20 минус минус 60
Толщина листа, мм ≤ 50
Работа удара, Дж, min для продольных образцов         -
Работа удара, Дж, min для поперечных образцов         -
Относительное удлинение в % по образцам с длиной до 200 мм Толщина δ, мм
≤ 5    
5 <δ ≤ 10 16 - 17 20 - 22
10 <δ ≤ 15  
15 <δ ≤ 20 18 - 19
20 <δ ≤ 25 19 - 20
25 <δ ≤ 40 20 - 21
40 <δ ≤ 50 20 - 22

 

Таблица 5.2.2 - Сталь повышенной прочности

Категория А32, А32, Е32, А36 Д36 Е36 А40, Д40, Е40 F32 F36 F40
Механические свойства при растяжении Временное сопротивление, МПа 440 - 590 450 - 600 490 - 620 510 - 650      
Предел текучести, МПа                
Относительное удлинение, min, %              

 

 

Для отливок из углеродистой и углеродисто-марганцевой сталей механические свойства должны соответствовать требованиям таблицы 5.2.3.

Таблица 5.2.3 - Механические свойства отливок

Временное сопротивление, Мпа Предел текучести, МПа Относительное удлинение, % Работа удара на изгиб, Дж Ударная вязкость, Дж/см2
    25 - 28 25 - 32 50 - 60
    22 - 26 20 - 28 44 - 54
    20 - 24 18 - 25 40 - 50
    18 - 22 15 - 20 34 - 44
    15 - 20 20 - 18 30 - 40
    13 - 18 10 - 15 24 - 34

 

Отливки должны подвергаться термообработке. Режим термообработки определяется необходимыми механическими свойствами, предъявляемыми к деталям, которые должны изготавливаться из этих отливок. Температура отпуска должна быть не менее 500 ºС. Термообработка отливок для снятия напряжений в деталях, для которых постоянство размеров и отсутствие внутренних напряжений важны, должна проводиться при температуре не ниже 550 ºС с последующим медленным охлаждением их в печи до температуры 300 ºС или немного ниже.

Сплавы из легких металлов

Для постройки корпусов пожарных судов из легких сплавов должны использоваться следующие сплавы: АМГ2, АМГ3, АМГ5, АМГ6. Применение других сплавов для прочных конструкций набора и обшивки корпусов судов, в том числе и иностранного происхождения, должно быть согласовано с классификационным органом.

Рекомендуемые варианты использования легких сплавов при постройке корпусов пожарных судов приводятся в таблице 5.2.4.

Таблица 5.2.4 - Варианты использования легких сплавов

№ п/п Область применения на судах Категория района эксплуатации судна Длина судна, м
до 10 от 10 до 18 от 18 до 24
  Для наружной обшивки, настилов палуб и переборок I – III   АМГ2 АМГ3 АМГ5, АМГ61
  Для силовых конструкций, рам и элементов набора I – III   IV и реки АМГ3   АМГ2 АМГ5 АМГ5 АМГ61 АМГ61   АМГ61
Примечание: 1. В таблице указываются минимально допустимые марки легких сплавов с точки зрения их прочностных качеств. При изготовлении конкретных судов вполне допустимо использование легких сплавов более прочных марок. 2. Минимально допустимые толщины листов, использующихся для изготовления корпусов судов, должны определяться либо расчетом, либо приниматься такими же, какие используются при изготовлении корпусов из стали.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: