Тема 1. Предмет и метод экономической теории




РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

По дисциплине «Экономика»

Студента группы___________________________________________

 

 

(Ф.И.О.)

Для студентов очной и заочной формы обучения

Направлений

Юриспруденция», 45.03.02 «Лингвистика»,

Строительство», 13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника», 09.03.01 «Информатика и вычислительная техника»,

  Работа зачтена с оценкой ____________________   к.э.н., доцент Т.В.Летаева ___________________ (подпись)

Озёрск

Г.

 


Тема 1. Предмет и метод экономической теории

 

Ключевые понятия

Экономика, политическая экономия, редкость ресурсов, безграничность потребностей. Микроэкономика, макроэкономика, позитивная и нормативная экономическая теория, экономическая политика;

Анализ, синтез, индукция, дедукция, метод научной абстракции. Диалектика как метод политической экономии. Единство исторического и логического. Экономические модели и эксперименты. Системные методы исследования.

 

Вопросы и задания для обсуждения

 

1. В чем отличие экономической теории от других?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Когда и как возникла экономическая теория как наука?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Что изучает экономическая наука?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Каковы основные функции экономической теории?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Что такое экономический закон и какие основные типы экономических законов существуют?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Чем отличается экономическая категория от экономического закона?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Как вы понимаете термин "ограниченные ресурсы"?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Раскройте содержание понятия - "Выбор наиболее рациональных путей использования ограниченных природных ресурсов".

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Выберите наиболее полное определение предмета теоретической экономики:

а) экономика изучает способы производства и производственную деятельность;

б) экономика изучает общественное производство и общественное богатство;

в) экономика изучает экономическое поведение людей с точки зрения выбора в условиях ограниченности ресурсов.

10. Что собой представляет научная абстракция как средство познания в экономической теории?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Потребление нефти в США с 1970 по 1974 в период «нефтяного шока», выросло с 14.7 млн. баррелей почти в 2 раза. Следовательно, существует положительная связь между ценой нефти и её потреблением. Какая логическая ошибка допущена в этом утверждении

а) нет ошибки;

б) причины и следствия;

в) при прочих равных условиях.

12. «Все богатые и развитые страны Запада в 80-90г. используют в экономической политике рекомендации неоклассической экономической теории. Россия стремится быть богатой и развитой страной. Поэтому для подъёма экономики надо использовать неоклассические методы». Это высказывание:

а) истинно;

б) ложно, т.к. используется неполная индукция;

в) ложно, т.к. сделана подмена тезиса;

г) ложно, т.к. в качестве аргумента используется положение, само нуждающееся в доказательстве.

13. Покажите графические зависимости между:

а) температурой воздуха и простудными заболеваниями;

                                                   
                                                   
                                                   
                                                   

б) простудными заболеваниями и спрос на аспирин;

                                                   
                                                   
                                                   
                                                   

14. В каких из названных ситуаций речь идёт о предельной (в экономическом смысле) величине:

а) двести тысяч автомашин в год – это предельный выпуск продукции на заводе ЗИЛ при полном использовании всех имеющихся ресурсов;

б) официальный прожиточным минимум (черта бедности), по данным Госкомстата РФ, в четвёртом квартале 2001г. составил 1574р. в среднем по России;

в) свой четвёртый костюм Вы собираетесь использовать в представительских целей;

г) вторую тысячу рублей лучше положить в банк «МДМ», а не в сбербанк России.

15. Какое из утверждений не истинно применительно к моделям:

а) модель состоит из нескольких реалистичных предположений;

б) модель строится на основе абстракций;

в) на основе модели возможно дать представление будущего;

г) модель полезна тогда, когда её переменные подаются прямому измерению.

16. Что из приведенного списка не является моделью:

а) торговля на Нью-йоркской фондовой бирже;

б) иерархия потребностей;

в) концепция экономического человека;

г) валовой внутренний продукт.

17. Каждому из отмеченных цифрами определений найдите соответствующее понятие (А, Б, В, Г):

1. Метод умозаключений, основанный на обобщении фактов;

2. Направление в экономической науке, основанное на оценочных суждениях относительно того, какой должны быть экономика;

3. Абстрактная структура, создающая упрощённую картину экономической реальности;

4. Метод исследования объекта, состоящий в отвлечении от случайных, временных черт и связей:

а) Экономическая модель;

б) Абстракция;

в) Индукция;

г) Нормативная экономическая теория.

18. В индийской притче о Будде и его ученике говорится: «Будда спросил ученика: «Кто там идёт по дороге?» - «Красивая молодая женщина», - ответил ученик. – «Точнее!» - потребовал Будда. – «Молодая женщина». – «Точнее!» - «Женщина». – «Точнее!» - «Человек». – «Точнее!» - «Скелет». При каком ответе ученика теряется, на Ваш взгляд, познавательная ценность абстракции? Почему?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

19. Рассмотрите следующие зависимости. Что является причиной и что следствием? Могут ли причины и следствия меняться местами?

а) доход и образование;___________________________________________

б) низкий доход и многодетность;__________________________________

в) рост заработной платы и рост общего уровня цен в стране;___________

г) изменение предложения товара на рынке и изменение цены этого товара._________________________________________________________

20. Представьте, что Вы – глава правительства. Проанализируйте предполагаемые издержки и предполагаемые выгоды при принятии решений о:

а) полном запрете производства и реализации крепких спиртных напитков на территории РФ;

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) отмене высоких таможенных пошлин на ввозимые в Россию автомобили иностранного производства;

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

21. Насколько верны следующие умозаключения:

а) если увеличится моя денежная зарплата – это хорошо для меня. Если профсоюзы во всех отраслях добьются повышения зарплаты – это хорошо для экономики страны в целом?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) если один владелец фабрики уменьшит зарплату своим рабочим, его издержки сократятся – это хорошо для него; если все предприниматели поступят так же – это хорошо для всего класса предпринимателей страны в целом?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) я нашёл лазейку в законодательстве и не плачу налогов – это хорошо для меня (увеличились мои доходы); всё взрослое население страны нашло лазейки в законодательстве и не платит налогов – это хорошо для всего населения?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

22. Если одно событие предшествует другому, это означает, что первое является причиной второго. Приведите примеры.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

23. Справедливо ли это обобщение: В год хорошего урожая фермер может получить большую выручку от продажи пшеницы. Следовательно, доходы фермеров в Ирландии в урожайный год увеличиваются. Справедливо ли это обобщение.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

26. Является ли это высказывание позитивным или нормативным: «Для свободной конкуренции характерны наличие неограниченного числа участников, полная свобода входа на рынок и выхода с него, однородность товаров и услуг, абсолютная полнота информации и неспособность ни одного агента рынка влиять на цену».

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

27. Верны ли следующие утверждения. (ДА или НЕТ)

1.Так как абстрактная модель учитывает заведомо не все факты, существующие в действительности, то она не применима для решения проблем, возникающих в реальной жизни.___________________________

2. Некоторые недоказанные утверждения могут быть истинными._______

3.Экономическая наука постепенно становится естественно-научной дисциплиной, т.к. в ней всё шире применяются точные математические методы.________________________________________________________

4. Современную экономическую теорию можно определить как науку о распределении ограниченности ресурсов.____________________________

5. Статистика – единственный источник фактов для экономиста________

28. Макроэкономика определяется как область экономической теории, изучающая:

а) роль государства в экономике;

б) глобальные тенденции экономического развития человечества;

в) процессы, происходящие в национальной экономике, взятой в целом;

г) те же проблемы, что и политическая экономия в первоначальном понимании этого термина.

Выберите правильный ответ.

29. Микроэкономика может быть определена как область экономической науки, которая изучает:

а) экономическое поведение отдельных групп потребителей, фирм и собственников ресурсов;

б) экономическое поведение отдельных фирм

отношения между отдельными представителями разных классов;

г) то, как экономисту использовать микрокомпьютеры.

Выберите правильный ответ.

30. Понятие метода науки включает в себя:

а) способы оптимально применения всей совокупности познавательных средств;

б) структуру предмета;

в) набор фактических данных;

г) мировоззренческие установки учёного.

Выберите правильный ответ.


Тема 2. Общественное производство: сущность, структура, результаты

 

Ключевые понятия

Потребности общества, производство, факторы производства, рабочая сила, предмет труда, средства труда, средства производства, типы собственности, общественный продукт, распределение, обмен, потребление.

Экономический кругооборот, экономические агенты, виды экономического кругооборота, национальный продукт, сбережения, инвестиции.

 

Вопросы и задания для обсуждения

 

1. Дайте содержательную характеристику производительных сил и их структурных элементов.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

2. Почему не следует отождествлять организационно-производственные и экономические отношения?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

3. Что представляет собой собственность и какова ее роль в системе производственных отношений?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

4. Что такое технологический способ производства и чем он отличается от общественного способа производства?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

5. Назовите два свойства продукта производства.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

 

6. Дайте определение "предметам труда" и "средствам труда". _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

7. Дайте определение рабочей силе.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

8. Назовите центральные проблемы любой экономической системы и раскройте их со держание.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

9. Что вы понимаете под экономическими ресурсами и их редкостью?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

10. Что такое фактор производства? Какой из общественных факторов относится к вещественным факторам? В чем различие между фактором и ресурсом?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

11. Устраняется ли ограниченность природных ресурсов путем замещения земли как фактора производства общественными факторами?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

12. Что такое труд как фактор производства? Что такое трудовые ресурсы?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

13. Определите, как изменится в течение определенного периода производительность труда, если количество произведенной продукции за это время удвоилось и при этом на 20% возросли затраты труда.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

15. Что входит в состав капитала как фактора производства? Что характеризует технический прогресс?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

16. Допустим, ресурсы общества составляют 900 единиц. Их можно использовать для производства благ Х из расчета 2 единицы ресурса на единицу блага или для производства блага У из расчета 3 единицы ресурса на единицу блага. Укажите три возможных варианта использования ресурсов общества. Какой из них более выгоден обществу?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

17. Модель кругооборота ресурсов, продуктов и дохода в рамках чистого капитализма объясняет формирование рыночных цен (Да, Нет)

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

18. В простой модели кругооборота ресурсов, продукта и дохода в рамках чистого капитализма государство:

а) опосредует оборот на рынке оборот на рынке продуктов;

б) опосредует оборот на рынке ресурсов;

в) верны ответы а) и б);

г) не включено в модель.

19. В модели кругооборота домохозяйства:

а) выступают субъектами на рынке ресурсов;

б) выступают субъектами на рынке продуктов;

в) выступают субъектами на рынке доходов;

г) верны ответы а) и б).

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: