Четыре вайшнавских сампрадаи




В вайшнавизме существуют четыре основных богословских традиции, называемых сампрадаи, которые берут своё начало у одной из ведический личностей. Каждая из сампрадай имеет свою собственную философскую систему, в которой по-разному толкуются взаимоотношения между дживой и Богом (Вишну).

§ Рудра-сампрадая (шуддха-адвайта «чистый монизм») основоположником был Валлабхачарья.

§ Брахма-сампрадая (двайта «дуализм») основоположником был Мадхавачарья. Двайта позднее получила своё дальнейшее развитие в философии ачинтья-бхеда-абхеда«непостижимое единство и различие», которую впервые изложил основоположник гаудия-вайшнавизма Чайтанья Махапрабху.

§ Лакшми-сампрадая (вишишта-адвайта «особый монизм») основоположником был Рамануджа

§ Кумара-сампрадая (двайта-адвайта «монизм-дуализм») основоположником был Нимбарка

Шиваи́зм или шайви́зм (дев. शैव धर्म) — одно из основных направлений индуизма, традиция поклонения Шиве. Шиваизм широко практикуется по всей Индии и за её пределами, в особенности в Непале и Шри-Ланке. ШИВАИ́ЗМ, одно из главных направлений индуизма, в основе которого лежит культ Шивы. В индуистской триаде —Брахма — Вишну — Шива последний выполняет функции разрушителя мира в конце каждого космического цикла, но в шиваизме он почитается как верховный бог, объединяющий все основные космические функции (творение — охрана — разрушение) и превосходящий всех других богов. ШИВАИЗМ

– религия тех, кто поклоняется Шиве как Всевышнему Богу. Древнейшая из четырех сект индуизма. Самое раннее историческое свидетельство о шиваизме – знаменитая 8000-летняя печать с Шивой-Пашупати, сидящим в йогической позе, из долины Инда. Из множества школ шиваизма важнейшими являются шесть – шайва-сиддханта, пашупата-шиваизм, кашмирский шиваизм, вира-шиваизм, сиддха-сиддханта и шива-адвайта. Все они основываются на Ведах и Агамах и разделяют следующие принципиальные доктрины:

пять энергий Шивы – творение, сохранение, разрушение, сокрытие и откровение;

три категории – пати, пашу и паша (Бог, душа и путы);

три вида пут, или уз – анава, карма и майя;

троичная энергия Шивы – иччхашакти, крияшакти и джнянашакти;

тридцать шесть таттв, или категорий существования;

необходимость инициации, полученной от садгуру;

сила мантры;

четыре пады (стадии) – чарья (бескорыстное служение), крия (преданность), йога (медитация), джняна (просветление);

вера в паньчакшару как высшую мантру и в рудакшу и вибхути как священных помощников веры;

вера в садгуру (наставника), шивалингам (объект поклонения) и сангху (сообщество святых личностей).

В мире в настоящее время насчитывается около 400 млн. шиваитов. Учения современных шиваистских сект отличаются большим разнообразием: от плюралистического реализма до абсолютного монизма. Подобно другим течениям индуизма, шиваизм широко распространен в Юго-Восточной Азии: на островах Ява и Бали, в Индокитае и Камбодже.

Синонимы: Шайвизм, Шайва-дхарма.

ШАКТИЗМ

– культ индусской верховной богини Шакти. Наряду с вишнуизмом и шиваизмом, шактизм является одной из трех основных форм современного индуизма, особенно популярной в Бенгалии и Ассаме. Шакти считается божественной супругой бога Шивы.

Мистически настроенные индийцы поклоняются Шакти как божественной воле, или божественной матери, призывающей к абсолютному подчинению. Йоги называют словом «шакти» энергию, дремлющую в теле в виде свернутой змеи (кундалини); чтобы достичь духовного освобождения, необходимо «разбудить» эту змею. Шактизм тесно связан с тантрическим индуизмом, системой методов по очищению тела и разума.

Наряду с тантрической разновидностью, шактизм существует также в универсалистском и деревенском вариантах. Первый восходит к учению великого индусского мистика и гуманиста Шри Рамакришны и связан, как правило, с деятельностью «Миссии Рамакришны». Универсалисты отошли от ортодоксального тантризма и, хотя сохраняют в своем учении некоторые характерные его черты (особеннокульт женского начала), фактически превратились в типичные неоиндусские течения, перестав быть тантристами. Теперь это просто новые формы нетрадиционного, универсалистского индуизма, в некоторой степени близкие тантризму. Деревенский шактизмшаманистского типа является всего лишь формой примитивного язычества и имеет мало общего с предписаниями тантр и с традициями собственно тантрических школ.

Синоним – Шакта.

Смарти́зм (или сма́рта-сампрада́я, тради́ция сма́рты) — одно из течений индуизма. Смартизм является реформированной древней брахманской традицией. Ведущей философской системой смартизма является адвайта-веданта, разработанная философом Шанкарой. Однако некоторые смартистские традиции являются сторонниками других философских школ.

Особенности

Наиболее уважаемые из религиозных текстов в традиции смартизма — смрити. Именно от смрити смартизм получил свое название. Шанкарапопытался примирить различные традиции последователей Вед, очистив эти традиции от имевшихся в них парадоксов и противоречий. Он утверждал, что любому из различных индуистских богов можно поклоняться, согласно предписаниям, данным в смрити. Он доказал что поклонение различным божествам, не противоречат Ведам, так как все божества — различные проявления Брахмана. Его философия была принята многими, поскольку он преуспел в убеждении брахманов своего времени в том что его толкование наиболее близко к изначальному смыслу заложенному в Ведах. Брахман рассматривается Шанкарой как ниргуна (не персонализированный Абсолют) и как саргуна (личностная форма Брахмана, такого каким его видит для себя каждый конкретный человек). Таким образом, с точки зрения традиции смартизма, Абсолют может обладать атрибутами (саргуна) и является объектом поклонения в любой из своих форм, которую индивидуум вообразит себе в уме.

Адвайта-веданта

Адвайта является наиболее известной из всех школ веданты и основной философской школой смартизма. Адвайта в буквальном переводе означает «недвойственность». Её основоположником принято считать Шанкару (788—820), который продолжил философскую линию некоторых учителей Упанишад, в частности, линию своего парама-гуру Гаудапады. Анализируя три стадии опыта, он установил единственную реальность Брахмана, в которой индивидуальная душа и Брахман едины и неотличимы. Личностный аспект Бога, Ишвара, выступает как манифестацияБрахмана для материального ума индивида, ещё находящегося под влиянием иллюзорной потенции, называемой авидья.

Объекты поклонения

Большинство смартистов поклоняется по крайней мере одному из следующих богов: Шива, Вишну, Деви (например, Лакшми, Сарасвати, Дурга, Кали), Ганеша, Сурья, и/или Сканда.

Шанкара может быть назван основателем современной практики смартизма. Он соответственно почитается в смартизме как гуру. Ачарья рекомендовал смартистам следовать практике Панчаятана-пуджы. Эта пуджа включает поклонение первым пяти выше упомянутым божествам. В этой форме вероисповедания даже семейное божество может почитаться как верховная личность бога. Остальные боги должны быть расположенны подле них и им также(по желанию последователя) может оказываться почтение

Есть различные своды правил для каждой стадии жизни человека. Стадиями жизни, предписанными в Ведах, являются брахмачарья, грихастха, ванапрастха и санньяса. Эти четыре стадии обычно продолжаются одна за другой, в зависимости от возраста, зрелости, умственного развития и квалификации. У каждой стадии есть свой собственный свод правил, которому обязаны следовать все находящиеся на данной стадии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: