Большинство исторических песен о Разине (о казачьем круге, о походе по Волге-реке, о казни Разина, о разинцах и др.) имеет характер хоровых песен и сливается с песнями социального протеста. Разинский цикл песен втягивал в себя многие крестьянские и казачьи лирические песни, первоначально по всем данным не относившиеся к нему. В результате этот цикл песенной поэзии стал повествовать о крестьянских восстаниях: в целом. Самый же образ Разина и разинцев, трактуемый как образ героических народных борцов против угнетения и закрепощения народных масс, прошел через века, слившись в XVIII столетии с образом Емельяна Пугачева и воспринимаясь в последующие столетия как выражение вольнолюбия и непокорности народных масс.
Песни о Разине и разинцах историчны в своей основе прежде всего потому, что в них правдиво запечатлелась жизнь крестьянства, казачества и посадского населения конца XVII в. Уложение 1649 г., отменившее сроки сыска беглых, окончательно завершило процесс закабаления крестьян и в значительной мере обусловило бегство крестьян в районы Дона и Поволжья, ставшие очагами крестьянской войны XVII в. В городах в середине XVII столетия вспыхивали восстания, в которые выливался протест против бесчинств царской администрации, непосильных притеснений, налогов, поборов. Все это закономерно порождает в исторической песенной поэзии собирательный образ народных масс, объединяющихся в борьбе с бесправием и закрепощением. Старый исторический эпос не знал выдвижения народных масс и слияния с ними героя, выступающего от их лица. Трудовой народ представал в нем в образе героического богатыря, вступающего в единоборство с тысячами врагов.
Песни правдивы не только отображением положения и настроений крестьянства, казачества, посадского люда второй половины XVII в.; песни верны исторической правде в рассказе об отдельных эпизодах восстания, в описании движения разинцев по Волге, упоминании о взятых городах и т. п. В песнях поется о том, как разницы прошли Астрахань, прошли Царицын, останавливаются в Жигулях, о победе под Астраханью и другими городами, о поражении под Симбирском, об овладении Яицким городком и т. п.. Описание подвигов разинцев, отдельных событий крестьянской войны XVII в. позволяет четче и полнее осветить образ восставшего народа и его вождя. Характерна для песен ясность определения социальных связей Степана Разина. Песнь подчеркивает социальное расслоение казачества и связь героя с бедняками, голытьбой. Доселе, говорит песня, Разин не ходил в казачий круг: пошел Степан Разин думу думать с голытьбой; выбрали беспаспортные бурлаки Разина своим атаманом, с ним в поход пошли
Типичной чертой и разинских и последующих за ними песен о восстаниях народных масс является акцент на классовой сущности движения, протест против именования его разбойничьим. Бежавшие из тюрьмы разницы говорят о себе:
Мы ив воры, не разбойнички, Стеньки Разина мы работнички, Есауловы все помощнички.Разин и разинцы восстали, чтобы добыть себе волю. Об этом говорит песня:
Братцы, вы мои казаченьки, Ай ну п голь жа, голь бедняцкая, Собирайся ты со всех, ну,со всех сторон! Товарищи вы, други любезнаи, Собирайтесь, братцы, вот вы стллетайтеся, Братцы, на волюшку-волю, вольнаю!.
Вольнолюбие и осознанное противопоставление себя боярам, воеводам, царским прислужникам — характерная черта таких песен, отмеченная уже в ранних записях XVII в. В чулковском песеннике XVIII столетия была напечатана замечательная песня о том, как разинцы казнили астраханского губернатора, поймав его на Волге-реке. Казня губернатора, они говорили:
«Ты добре, ведь, губернатор, к нам строгонек был, Ты, ведь, бил нас, ты губил нас, в ссылку ссылывал, На воротах жен, детей наших расстреливал!».
Степан Разин и разницы предстают единым целым. И когда -«помутился славный тихой Дон», узнав, что «атамана больше нет у нас», родилась легенда о том, что Разин остался жив, но скрылся в пещерах Жигулевских гор, а песня о сынке Степана Разина, гулявшем по Астрахани и не ходившем на поклон к губернатору, через столетие стала песней о Емельяне Пугачеве, возглавившем крестьянское восстание, которое так сильно потрясло русскую империю XVIII в. и предвещало еще более грозные бои с царским самодержавием в.
Песии о Разине и разинцах — в полной мере лирические песни. Только две из них имеют тенденции к развитию и осложнению сюжета — это песня о сынке Степана Разина, пойманном в Астрахани, и песня о расправе с астраханским губернатором. Но и они сосредоточивают внимание на узловых эмоциональных моментах; на смелой речи перед воеводой разница, обещающего приход в Астрахань Степана Разина, и на казни губернатора.
Исследователи песен о Степане Разине справедливо писали о лирическом характере их образов и поэтического языка. В литературе уже отмечалось, что в образе самого Разина много лирического, сближающего его с образами безымянных героев «удалых» или «разбойничьих» песен. Портрет Степана Разина тождествен портрету доброго молодца «сбеглого, сильного». Те же русые кудри, то же прекрасное лицо с соколиными очами и соболиными бровями, та же одежда — кафтан, подпоясанный широким поясом, плисовые штаны, сафьяновые сапоги у Степана Разина, что и у безыменного молодца, бежавшего от царских разъездов в дремучие леса, на широкие реки. Для разипских, как для всех народных песен лирического типа, характерен не индивидуализированный, а обобщенный портрет, в котором воплотились представления о мужской силе и красоте. Обобщающий характер портрета народной песии при условии близости тематики произведений содействовал слиянию песен о Разине с песнями о беглых крестьянах, о казаках, о посадской голытьбе, уходящей от притеснений воевод. Разинский цикл несен нередко пополнялся народными лирическими песнями о безыменных героях, противостоящих властям. Образ Разина как бы вбирал в себя образы всех тех, кто бедствовал и находил в себе силу и мужество восстать против угнетателей. Это подкреплялось единством поэтического языка народной лирики и исторической песенной поэзии. Для песен о восставших во второй половине XVII столетия крестьянах и казаках характерно широкое использование постоянного эпитета — чисты поля, темны леса, ясны очи, белы руки и др. Постоянные эпитеты, рисующие образ Разина, тождественны эпитетам, применяемым к безыменным разбойникам. Степана Разина песни называют: «добрый молодец», «удал добрый молодец», «удалой казак», «удалой атаманушка», «хозяин разудалый молодец», •«мил-ясен сокол». Эпитеты подчеркивают народную любовь к Разину и веру в него и в то же время его единство с восставшей голытьбой, к которой также применяется большинство из перечисленных эпитетов.
Сопоставление и противопоставление явлений природы переживаниям и действиям человека, как и в лирической песне, в исторических песнях XVII в. получает особое развитие.Такие параллельные образы, как, например, образы порубленных, поломанных кустов и пойманных, закованных в кандалы ра- зинцев, как образ поднимающейся грозной тучи и идущих на воевод разинцев, как образ помутившегося славного тихого Дона и смешавшегося после казни Разина казачьего круга и многие другие, усиливают лирическую напряженность, эмоциональность восприятия описываемых событий.
Поэтическая образность лирической песенной поэзии, органически вошедшая в исторические песни второй половины XVII в., с глубоким чувством любви раскрывает облик Разина, восставшего против бояр-воевод, полного решимости бороться, возглавившего неимущий, притесненный люд. В народной поэзии образ Степана Разина слился с образом народа
16 ВОПРОС
Вольга и Микула
Анализ былины «Вольга и Микула Селянинович»
Автор — народ. Былина о Вольге и Микуле – новгородская. Исследователи относят её возникновение к XIV-XV векам.
Жанр — былина
Тема былины — изображение и осуждение князя, который едет с дружиной для сбора «дани» со своего удела.
Идея — прославление крестьянина, который живет не поборами, а честным трудом, гордится трудом и понимает его значение
Главная идея былины «Вольга и Микула Селянинович» — это превосходство крестьянского труда.
Главные герои «Вольга и Микула Селянинович» — простой крестьянин Микула Селянинович и князь Вольга Святославович.
Мысль о тяжелом труде землепашца подчеркнута сравнением двух образов: Микулы Селяниновича и князя Вольги. Князь Вольга, способный превращаться в птицу-сокола, щуку-рыбу и серого волка, действительно слабее Микулы Селяниновича. Уважение к Микуле подчеркнуто даже в самом назывании былины. Вольга Святославович проникся уважением к Микуле за его работоспособность, справедливость и за учтивые слова. После рассказа пахаря о разбойниках, которые поджидают Вольгу на пути, тот понял, что одному ему с мужиками не справиться. За труд, за справедливость и уважение мужики прозвали Микулу Микулой Селяниновичем. А как же одет пахарь? Одет он не для крестьянской работы, а как знатный и богатый боярин. Кафтан у него из черного бархата, сапожки — зелен сафьян, а это одежда действительно очень знатных и богатых людей: Вот шилом пяты, носы востры, Вот под пяту-пяту воробей пролетит, Около носа хоть яйцо прокати. Высокий тонкий каблук, как шило, и высоко загнутый носок. Праздничная деревенская одежда вполне естественна. Дело все в том, что пахота, покос, жатва – это действительно праздничная, торжественная пора. На собственном опыте об этом знали создатели былин. Потому-то крестьянину и уважение особое, и труд землепашца выше воинского. В силе с ним не может сравниться даже целая хоробрая дружинушка князя Вольги. Во многих вариантах былина заканчивается тем, что Вольга, изумившись мощью коня пахаря, знакомится с ними. Есть варианты, где отправляются Вольга и Микула вместе в города, жалованные Микуле. А есть варианты, где Микула спасает Вольгу от смерти, и в дальнейшем князь делает его своим наместником.
17 ВОПРОС