Мировоззрение, его виды и формы




Мораль.

Мораль(в переводе с лат.) – нравственный, относящийся к характеру.

Мораль - совокупность нравственных норм, регулирующих поведение людей.

Моральные отношения связаны с представлениями о добре и зле.

Этика - наука о морали.

Подходы к происхождению морали: натуралистический, теологический, социологический, культурологический

Развитие норм морали: табу – обычай – традиция – моральные правила.

Признаки морали:

  1. всеобщность
  2. добровольность

Функции морали:

  1. познавательная
  2. регулятивная
  3. воспитательная
  4. мотивационная
  5. прогностическая
  6. аксиологическая (формирует ценности)

Моральная система включает в себя:

- моральные нормы - должные образцы поведения, соответствующие ценностям общества

- моральные ценности

Ценность - положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом.

Существует 7 фундаментальных ценностей:

  1. польза- экономика
  2. господство-политика
  3. справедливость - социальная сфера
  4. истина – духовная сфера
  5. красота – духовная сфера
  6. добро- духовная сфера
  7. свобода- все сферы

Моральные требования и представления:

  • нормы поведения («не лги», «не укради», «не убий», «почитай старших» и др.);
  • моральные качества (доброжелательность, справедливость, мудрость и др.);
  • нравственные принципы (коллективизм – индивидуализм; эгоизм – альтруизм и др.);
  • морально-психологические механизмы (долг, совесть);
  • высшие моральные ценности (добро, смысл жизни; свобода; счастье).

Основные категории морали:

  1. Добро - положительные качества, которых придерживается общество в целом или отдельный человек. Антоним-зло.

Добродетель - совокупность положительных качеств и поступков. Антоним- порок.

  1. Долг - осознание личностью безусловной необходимости исполнения того, что заповедуется моральными идеалами.
  2. Стыд - осознание личностью своего несоответствия принятым нормам или ожиданиям окружающих.
  3. Совесть - способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать несоответствие должному.
  4. Милосердие - сострадательное, доброжелательное отношение.
  5. Честь - внутреннее достоинство человека, благородство души.
  6. Счастье - эмоциональное состояние, при котором человек испытывает удовлетворённость условиями своего существования.

Золотое правило морали Канта (категорический императив) — поступай с другими так же, как ты хочешь, чтобы они поступили с тобой.

Нравственность - степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни.

Этапы нравственного поведения:

  1. человек не совершает дурных поступков, так как боится наказания
  2. человек не совершает дурных поступков, так как дорожит мнением других людей
  3. человек не совершает дурных поступков, так как его поведение определяется определёнными принципами.

Духовность -обращённость человека к высшим ценностям, идеалу, стремление усовершенствовать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу.

Альтруизм - бескорыстные действия, направленные на благо и удовлетворение потребностей другого человека. Ввел понятие Конт. «Живи для других».


«Мораль и нравственность в жизни людей».

1. Мораль — совокупность одобренных общественных мнением норм.

2. Важнейшие аспекты морали:

а) познавательный (формирование нравственной картины мира);

б) оценочный (оценка социальных явлений и поступков людей с позиции добра и зла);

в) регулятивный (совокупность норм, обеспеченных общественным мнением).

3. Основные категории морали:

а) добро и зло;

б) долг и совесть;

в) справедливость;

г) честь и достоинство;

д) счастье и др.

4. Нравственная культура личности и общества.

5. Соотношение морали и нравственности.

6. Существует ли прогресс морали?

а) нравственный долг и проблема выбора;

б) современные реалии и нравственные нормы.

7. «Золотое правило нравственности» — универсальный закон жизни человека в обществе.

 

«Мораль как регулятор социальных отношений».

1. Понятие морали как формы общественного сознания.

2. Развитие норм морали: а) табу б) обычай в) традиция г) моральные правила

3. Основные подходы к вопросу о происхождении морали.

4. Соотношение морали и нравственности.

5. Соотношение морали и права: а) общее б) различное

6. Важнейшие функции морали в обществе:

а) регулятивная

б) ценностно-ориентационная

в) мотивационная

7. Нравственная культура личности.

8. Важнейшие принципы современной нравственной культуры.

Мировоззрение, его виды и формы

I.Внутренний (духовный) мир человека – создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей.

Структура внутреннего мира:

  • познание (интеллект) - потребность в знаниях о себе, об окружающем мире, о смысле и назначении своей жизни – формирует интеллект человека, т.е. совокупность умственных способностей, прежде всего способность получать новую информацию на основе той, которая у человека уже имеется.
  • эмоции – субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности (удивление, радость, страдание, гнев, страх, стыд и т.д.)
  • чувства – эмоциональные состояния, которые более длительны, чем эмоции, и имеют четко выраженный предметный характер (нравственные, эстетические, интеллектуальные и др.)
  • мировоззрение
  • направленность личности

II. Мировоззрение - целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов.

  1. Оно может быть присуще как отдельному человеку, так и общностям людей. Оно всегда исторично.Структура мировоззрения: знания, принципы, идеи, убеждения, идеалы, духовные ценности
  2. Пути формирования: стихийный, осознанный.
  3. Классификация по эмоциональной окраске: оптимистическое и пессимистическое;

Роль мировоззрения:

  1. даёт ориентиры для практической и теоретической деятельности.
  2. позволяет понять, какие методы нужно использовать для достижения цели. Декарт: «Хромой с фонарём быстрее достигнет цели, чем всадник, блуждающий в темноте».
  3. позволяет определить истинные ценности жизни.

Исторические типы мировоззрения:

  1. мифологическое
  2. религиозное
  3. философское
  4. научное

5. Обыденное (или житейское)

  1. Гуманистическое

- человек, как часть природы ответственен за её сохранность

- бережное отношение к человеческой жизни

- физическое и нравственное здоровье человека

- признание равноправия различных мировоззрений

- достоинство личности

- созидательный труд на благо общества

- доброжелательные отношения между людьми

 

 

Формы мировоззрения:

  1. мироощущение - эмоциональный опыт человека
  2. мировосприятие - интеллектуальный опыт человека.

 

Уровни мировоззрения:

  1. жизненно-практический - не систематичен, базируется на здравом смысле и повседневном опыте
  2. теоретический - опирается на достижения наук и оперирует логическими доказательствами

 

Мировоззрение играет значительную роль в жизни чело­века: дает человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности; позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности; дает возможность определять истинные ценности жизни и культуры.

Своего рода итоговый «сплав», который и определяет ду­ховный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкретным практическим делам, представляет собой мента­литет человека.

 

Менталитет – совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта.

 

Убеждения – устойчивый взгляд на мир, идеалы, принципы, стремление.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: