Информационная логистика.




Информационная логистика Понятие, цель и задачи информационной логистики

Приоритетными носителями управленческого воздействия в любых организационных структурах являются информационные процессы, рас­пространяющиеся в пространстве и во времени. Информационные модели бизнес-деятельности организации и ее окружения определяют возможность эффективного взаимодействия и направленности на конечный результат. Но именно в логистических системах актуализируется необходимость инфор­мационного взаимодействия участников цепи поставок в реальном масшта­бе времени с оптимальными затратами. Решение обозначенной проблема­тики реализуется в относительно новой отрасли научных знаний — инфор­мационной логистике.

Информационную логистику можно рассматривать:

1. как систему управления информационными ресурсами предприятия, бази­рующуюся на основных логистических принципах;

2. как поддерживающую функцию или функциональную область логистического менеджмента.

Эти два подхода ни в коей степени не являются противоречивыми и могут трактоваться в качестве определений информационной логистики в широком и узком смысле слова.

При изучении данного курса будет использоваться обобщённое определение:

Информационная логистика – это наука о реализации методов сбора, обработки, хранения и распределена информации в производственно-хозяйственных системах и их окружении на основе логистических правил (повышения релевантности информации в нужном объеме, в нужное время, в нужном месте и с оптимальными издержками).

Главная цель информационной логистики: оптимально обеспечить необходимой информацией процесс организации и управления материальным и/или сопутствующими потоками, т.е. рациональное управление информационным потоком по все логистической сети и на всех иерархических уровнях

При формировании системы целей информационной логистики, т.е. при разложении главной цели (целевой подход), должны быть соблюдены следующие требования:

  • соподчиненность подцелей,
  • пол­нота подцелей,
  • сопоставимость подцелей,
  • взаимосвязанность подцелей,
  • непротиворечивость подцелей,
  • определенность подцелей,
  • реальность подцелей.

Для достижения этой цели должны быть решены основные взаимосвязанные задачи:

  • организация функционирования эффективного информационного потока логистической системы;
  • обеспечение необходимыми ресурсами организованного информационного потока (технические средства, программные средства, коммуни­кации, персонал);
  • координация и регулирование эффективного функционирования информационного потока.

Принципы формирования логистической информации

Для того чтобы логистическая информация адекватно отвечала требо­ваниям логистических систем и эффективно поддерживала процесс управ­ления и оперативного контроля, она должна опираться на соответствую­щие принципы, заложенные в основу ее формирования:

  • доступность.
  • точность;
  • своевременность;
  • оперативность реагирования на сбои и отклонения;
  • гибкость;
  • наглядность.

Доступность. От быстроты и лёгкости доступа к информации зависят отзывчивость к внутренним (звеньев ЛС) и внешним (поставщиков, потребителей) запросам и возможность совершенствования управленческих решений. Это позволяет уменьшить неопределенность хозяйственной деятельности, планирования и управления. При децентрализованности логистических операций, т.е. при отсутствии географической локализации звеньев ЛС, необходимо, чтобы информация была доступна для считывания и обновления любым из них.

Точность. Логистическая информация должна точно отражать и текущие значения, и динамику функциональных показателей (прохождение заказов, уровень запасов и т.д.). Например, для уменьшения страховых запасов, т.е. снижения уровня неопределённости, совпадение данных информационной системы по запасам с фактическими должно превышать 99%.

Своевременность. Своевременность измеряется промежутком време­ни между моментом, когда происходит какое-либо событие, и моментом, когда оно находит отражение в информационной системе. Лучше всего обновлять информацию в режиме реального времени, но это не самое простое решение: оно требует очень тщательного ведения базы данных. Своевременности обновления информации способствуют штриховое кодирование, сканирование и электронный обмен данными. Альтернативой может служить обновление через фиксированные интервалы времени (час, смена, рабочий день, месяц и т.д.). Своевременность информации важна также для управленческого контроля, что позволяет вносить коррективы в работу, когда еще есть время исправить ситуацию или минимизировать убытки.

Оперативность реагирования на сбои и отклонения. Несмотря на постоянное повышение уровня автоматизации информационных систем, многие из них требуют, чтобы решения в экстремальных ситуациях прини­мались менеджерами самостоятельно, в результате анализа и интуиции. Поэтому основной задачей информационной системы является обнаружение сигнала рассогласования – «экстренных ситуаций» - и их классификация по степени сложности. Благодаря этому менеджеры име­ют возможность сосредоточить внимание на наиболее трудных и не под­дающихся автоматическому решению задачах.

Гибкость. Информационная систе­ма должна обладать способностью удовлетворять информационные потребности как пользователей, так и конечных потребителей, т.е. представлять данные в соответствии с любыми запросами. Кроме того, структура информационной системы должна предусматри­вать возможность своего развития в ответ на периодически возникающие потребности, причем без чрезмерных расходов и без полной замены программного обеспечения.

Наглядность. Выходная информация любого вида должна быть должным образом оформлена, т. е. содержать нужную информацию и в нужной форме.

Информационный поток

Применительно к логистике информационный поток – это совокупность циркулирующих в рамках логистической системы, а также между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для контроля и управления логистическими действиями.

Информационные потоки классифицируют:

1. по форме проявления на:

1.1. бумажный документ;

1.2. электронный документ;

1.3. визуальный документ (фотография, киноплёнка и т.д.);

1.4. вербальные (устные) сообщения;

2. по отношению к логистической системе на:

2.1. внешние;

2.2. внутренние;

2.3. входные;

2.4. выходные;

3. по ритмичности на:

3.1. постоянные;

3.2. дискретные (периодические);

3.3. разовые;

4. по совпадению с материальным потоком на:

4.1. опережающие;

4.2. параллельные;

4.3. запаздывающие;

5. по отношению к направлению материального потока на:

5.1. однонаправленный;

5.2. обратный (противоположно направленный).

Измеряется информационный поток количеством обрабатываемой информации в единицу времени.

Характеристики логистических информационных потоков:

  • неоднородность (информация, используемая в логистических системах, качественно разнородна). Предполагает невозможность неограниченной передачи любой информации логистической системы в любое звено сети или по внешнему запросу (потребитель, поставщик);
  • множественность поставщиков информации;
  • множественность потребителей информации;
  • сложность и трудность практической обозримости информаци­онных маршрутов;
  • множественность числа передач единиц информации (документации) по каждому маршруту;
  • многовариантность оптимизации информационных потоков.

Логистические информационные системы Понятие и методологический контур

Основополагающим отличием логистических информационных систем (ЛИС) от других видов информационных систем является уровень интеграции информационного пространства. Информационные потоки при организации бизнеса должны формироваться из особенностей производственно-хозяйственной деятельности всей цепи, по которой товар из сырья превращается в готовое изделие, а затем попадает к конечному потребителю. Поэтому ЛИС обладает более высокой степенью интеграции информации, чем любая другая внутрипроизводственная система.

Логистическая информационная система – целостный комплекс программно-технических средств и регламентов их функционирования для создания интегрированного информационного пространства и обеспечения эффективной деятельности логистической цепи.

Существуют сложившиеся методологические концепции (стандарты информационных систем), которые варьируют в зависимости от степени интеграции управляемых ресурсов (рис.29).

Расшифровка названий рассматриваемых информационных систем:

  • MRP - MaterialRequirementsPlanning (планирование потребностей материальных ресурсов);
  • DRP - DistributionRequirementsPlanning (планирование распределения продукции);
  • CRP - CapacityRequirementsPlanning (планирование потребностей в производственных мощностях);
  • MRP II – ManufacturingResourcesPlanning (планирование потребностей производственных ресурсов);
  • FRP – FinanceResourcesPlanning (планирование финансовых ресурсов);
  • DRP II - DistributionResourcesPlanning (планирование распределения производственных ресурсов);
  • ERP – EnterpriseResourcesPlanning (планирование ресурсов организации);
  • CSRP – CustomerSynchronizedResourcesPlanning (планирование ресурсов на основании требований покупателя);
  • CRM - CustomerRelationshipManagement (управление взаимоотношениями с заказчиками);
  • SCM – SupplyChainManagement (управление цепочками поставок);
  • IRМ – IntelligentResourceManagement («интеллектуальное» управление ресурсами).

С точки зрения определения методологического контура ЛИС особую важность приобретает вопрос сравнительного анализа данных концепций с позиций соответствия уровню интеграции информационного пространства логистики (табл.

Сравнительный анализ информационных систем

Тип концепции Содержание данного типа концепции Оценка соответствия
Система MRP/DRP Система автоматизации процесса планирования потребности / распределения материальных ресурсов Не отражает требования рационального управления всеми видами ресурсов
Система MRP II / DRP II Интегрированная методология планирования / распределения производственных ресурсов MRP II = MRP + CRP Не содержит анализа и планирования финансовых ресурсов организации, в силу чего нарушается комплексность охвата всех звеньев системы
Система ERP Интегрированная методология управления всеми ресурсами организации ERP = MRP II + FRP Не отражает системы поставки и распределения готовой продукции за рамками организации
Система CRM Интегрированная методология управления взаимоотношениями с заказчиками (потребителями) Не взаимоувязана с другими модулями информационной системы
Система CSRP Интегрированная методология управления ресурсами организации, синхронизированная с потребностями рынка (покупателя) CSRP = ERP + CRM Не включает систему межорганизационных поставок
Система SCM Интегрированная методология управления цепочками поставок, по которой товар из сырья превращается в готовое изделия, а затем через систему продаж попадает к конечному потребителю SCM = CSRP + поставки Наиболее адекватно отражает особенности ЛИС
Система IRP Перспективная концепция, охватывающая все задачи автоматизированного управления ресурсами организации на базе систем управления знаниями и нейронных сетей В настоящее время не имеет программно - технологической реализации

Исходя из анализа данных таблицы 5, можно схематично отразить методологический контур ЛИС (рис. 30)

6

 

 

Логистика складирования

Роль и место склада в логистической системе.

Склад является всего лишь составной частью системы более высокого уровня логистической цепи, которая и определяет основные технические требования к складской системе, диктует задачи и позиции ее оптимальной работы, устанавливает условия переработки груза.

В связи с этим склад рассматривается не автономно, а как составляющая часть логистической цепи.

При анализе роли и места складов целесообразно рассматривать их на разных уровнях иерархии - общегосударственном, региональном, локальном и производственном. На общегосударственном уровне проблемы создания складской системы имеют в значительной степени не технические, а экономические, стратегические и социальные аспекты. Они связаны с созданием общих структур системы материально-технического снабжения промышленного и сельскохозяйственного производства продукцией производственно-технического назначения, единой транспортной системы страны и т. д. Общегосударственная транспортно-складская инфраструктура - это разветвленная система, соединяющая региональные инфраструктуры крупных экономических районов, которые включают соответствующие инфраструктуры промышленных узлов и предприятий.

На региональном уровне значение складов велико в связи с развитием и созданием новых территориально-производственных комплексов, в которых целесообразно создавать крупные объединенные складские базы по видам продукции производственно-технического назначения (для снабжения промышленных узлов и производственных предприятий) и по видам товаров народного потребления (для снабжения населения).

На локальном уровне складской инфраструктуры размещение и работа складов существенно влияет на грузопотоки и транспорт промышленных районов и узлов, на общую эффективность работы промышленных предприятий и транспорта. Важную роль играют склады на промышленных предприятиях (производственный уровень). Они влияют на общий ритм и организацию основных процессов производства на предприятиях, на размещение и работу внутризаводского и внешнего транспорта, себестоимость промышленной продукции и другие показатели эффективности производства и деятельности предприятий.

Основными причинами использования складов в логистической системе являются:

1) уменьшение логистических издержек при транспортировке за счет организации перевозок экономичными партиями;

2) координация и выравнивание спроса и предложения в снабжении и распределении за счет создания страховых и сезонных запасов;

3) обеспечение бесперебойного процесса производства за счет создания запасов материально-технических ресурсов;

4) обеспечение максимального удовлетворения потребительского спроса за счет формирования ассортимента продукций;

5) создание условий для поддержания активной стратегии сбыта;

6) увеличение географического охвата рынков сбыта;

7) обеспечение гибкой политики обслуживания.

3. Основные функции склада.

1) В логистических процессах склады выполняют следующие функции:

  • Временное размещение и хранение материальных запасов.
  • Преобразование материальных потоков.
  • Обеспечение логистического сервиса в системе обслуживания.

Любой склад обрабатывает три материальных потока: входной, выходной, внутренний.

При обслуживании входного потока выполняются работы по разгрузке транспорта, проверке количества и качества прибывшего груза. Обслуживание выходного потока включает погрузку транспорта. Внутренний поток перемещается внутри склада. Различные склады, встречающиеся на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя, выполняют различные функции.

На складах готовых изделий предприятий-изготовителей осуществляются складирование, хранение, подсортировка или дополнительная обработка продукции перед ее отправкой, маркировка, подготовка к погрузке и погрузочные операции.

Склады сырья и исходных материалов предприятий-потребителей принимают продукцию, выгружают, сортируют, хранят и подготавливают ее к производственному потреблению. Склады оптово-посреднических фирм в сфере обращения продукции производственно-технического назначения, кроме перечисленных, выполняют также следующие функции:

Обеспечивают концентрацию товаров, доукомплектовку продукции, ее подборку в нужном ассортименте; организуют доставку товаров мелкими партиями, как на предприятия – потребители, так на склады других оптовых посреднических фирм; осуществляют хранение резервных партий.

2) К основным функциям склада можно отнести следующие.

1. В соответствии со спросом преобразование производственного ассортимента в потребительский, что означает создание нужного ассортимента для выполнения заказов клиентов.

Данная функция приобретает особенное значение в распределительной логистике, где торговый ассортимент представлен огромным перечнем товаров различных производителей, отличающихся между собой по конструктивности, размеру, цвету, форме и т. д.

Эффективному выполнению заказов потребителей содействует создание нужного ассортимента на складе. Этот же фактор способствует осуществлению более частых поставок в нужном для клиента объеме.

2. Складирование и хранение. Эта функция позволяет сглаживать временную разницу между выпуском продукции и ее потреблением и способствует осуществлению непрерывного производства и снабжения на основании формирующихся товарных запасов.

Хранение их в распределительной системе необходимо в связи с сезонным потреблением некоторых товаров.

3. Унитизация и транспортировка грузов. Для сокращения транспортных расходов потребителей, которые заказывают со склада партии «меньше чем вагон» и «меньше чем трейлер», осуществляется функция объединения (унитизации) небольших партий грузов для группы клиентов до полной разгрузки транспортного средства.

4. Предоставление услуг. Наглядным элементом этой функции является оказание клиентам всевозможных услуг, обеспечивающих организации высокий уровень обслуживания клиентов. Среди них: фасовка продукции, заполнение контейнеров, распаковка и т. д. (подготовка товаров для продажи); проверка работы приборов и оборудования, сборка; предварительная обработка продукции для придания ей товарного вида; транспортно-экспедиционные услуги и т. д.

Классификация складов

Важным звеном технологического процесса производственных предприятий для оптовой и розничной торговли являются склады, которые служат основой для предприятий, нацеленных на опережение конкурентов. Складская работа требует современной организации, передовых технологий и квалифицированных кадров.

Склады – это основа резервов материальных ресурсов, нужных для регулировки объемов спроса и поставок, а также согласованности скоростей потоков товаров в системах продвижения от изготовителя к потребителю.

В экономической деятельности применяется большое количество разновидностей складов. По назначению выделяются следующие виды.

Производственные. Выступают как склады сырья и комплектующих материалов.

В свою очередь производственные склады подразделяются на цеховые и заводские склады готовой продукции.

Транзитно-перевалочные. Организуются при железнодорожных станциях, портах, речных пристанях, аэропортах, автогрузовых терминалах и применяются для кратковременного хранения грузов на момент перегрузки их с одного вида транспорта на другой.

Таможенные склады предназначены для хранения товаров в ожидании таможенной очистки.

Склады для досрочного завоза строятся в районах, где доставка товаров возможна лишь в определенные сезоны.

Сезонного хранения. Склады для товаров сезонного характера.

Резервные. На резервных складах запас хранится на случай чрезвычайных обстоятельств.

Оптово-распределительные склады, которые осуществляют снабжение товаропроводящей сети.

Склады коммерческие общего пользования. Эти склады осуществляют обслуживание любых владельцев товара.

Розничные склады торговых предприятий.

Склады различаются условиями хранения на склады общего назначения, резервуары, сейфы для опасных веществ, специализированные и склады-хранилища.

На складах создают нужные для хранения условия с учетом физико-химических свойств товара. Иногда на складах имеется оборудование для расфасовки, упаковки, тестирования и других операций.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: