Аномалии развития в связи с недостаточностью двигательной сферы.




Дефицитарное психическое развитие.

Тип дизонтогенеза.

Этот тип дизонтогенеза, связан с первичной недостаточностью отдельных систем: зрения, слуха, речи, опор­но-двигательной, а также рядом инвалидизирующих соматических заболеваний (сердечно-сосудистой системы, например при тяже­лых пороках сердца, дыхательной — при бронхиальной астме, ряде эндокринных заболеваний и т.д.).

Наиболее показательной моделью аномалий развития по дефицитарному типу является психический дизонтогенез, возник­ший на почве поражения сенсорной либо моторной сферы.

Аномалии развития в связи с недостаточностью зрения и слуха.

Теория Л. С. Выготского об основных закономерностях анома­лий развития была наиболее полно развита и наполнена конкрет­ным содержанием в отечественной дефектологии, накопившей фундаментальные знания о закономерностях психического фор­мирования детей с патологией зрения и слуха.

Онтогенез — развитие человека, обусловленное качественным и количественным изменением характеристик организма.

Каждый этап онтогенеза представляет собой эволюцию качественных характеристик организма, которая происходит благодаря его перестройке при условии сохранения характеристик, достигнутых на предыдущем уровне.

Дизонтогенез (аномальное развитие) — нарушение нормального психического развития. Дизонтогенез — патологии развития организма во время одного из периодов онтогенеза. Психический дизонтогенез — аномалия психического развития с нарушениями последовательности и скорости развития психических функций.

Сенсорная система (анализатор) - определенная зона коры головного мозга, в которой происходит обработка полученной от органов чувств информации. Выделяют следующие сенсорные системы: зрительная, слуховая, вкусовая, обонятельная, соматосенсорная, вестибулярная.

Этиология (причины).

Этиология дефектов слуха и зрения может быть связана как с экзогенными (внешними), так и эндогенными (внутренними) факторами.

В происхождении экзогенных форм нарушения слуха у детей большую роль играют инфекционные заболевания во время бере­менности, особенно в первые месяцы (краснуха, корь, грипп), а также врожденные сифилис, токсоплазмоз и др. Среди постнатальных инфекций, способствующих поражению слуха, опреде­ленная роль отводится кори, скарлатине, эпидемическому паро­титу. Большое значение имеют менингиты и менингоэнцефалиты. Одной из важнейших причин нарушения слуха (чаще тугоухости) у детей считаются отиты.

В последние годы ведущая роль отводится генетическим фак­торам, большей частью связанным с наследственной патологией. Более 50 % случаев глухоты и тугоухости считаются наследственно обусловленными. Показано, что в возникновении глухоты даже после перенесенной инфекции значительное место принадлежит наследственному предрасположению [Московкина А. Г., см.: Тигранова Л. И., 1978]. Особенно актуальна эта закономерность при глухоте, связываемой с медикаментозным лечением. Генетичес­кая недостаточность органа слуха делает его уязвимым при при­менении ряда антибиотиков.

Аналогичные соотношения характерны и для поражения зре­ния. Имеют значение различные экзогенные воздействия на плод в период беременности (такие инфекции, как туберкулез, токоплазмоз, сифилис, вирусные заболевания, болезни обмена ве­ществ, интоксикации беременной матери алкоголем, лекарствен­ными препаратами — гормональными, снотворными и т.д.). Не­редкой причиной является патология родов. Среди постнатальных заболеваний основное место занимают острые и хронические ин­фекции, реже — менингиты и опухоли мозга.

Наследственным факторам в происхождении патологии зре­ния отводится от 15 до 17%.

Исследования отечественных дефектологов выявили особенно­сти формирования клинико-психологической струк­туры дефекта, типичной для развития детей с различной па­тологией в сенсорной сфере.

Эти исследования более иллюстративно, чем при других ано­малиях развития, подтвердили и развили ряд положений учения Л.С. Выготского о закономерностях аномального развития.

Сюда прежде всего относятся данные о соотношениях различ­ных параметров первичного дефекта (его модальности, времени возникновения, тяжести выраженности) и особенностей образо­вания вторичных дефектов.

Огромное значение для возникновения вторичных нарушений развития имеет степень выраженности сенсорного дефекта.

 

Проявления.

Так, небольшой дефект слуха предполагает ту или иную воз­можность самостоятельного овладения речью. В речи такого ре­бенка будут наблюдаться негрубые отклонения: смазанность ар­тикуляции, слабая модулированность голоса, смешение глухих звуков со звонкими, шипящих со свистящими, твердых с мягки­ми; бедность речевого запаса, ошибочное употребление слов, близ­ких по ситуации или звучанию, аграмматизмы. Полное же выпа­дение слуха при отсутствии специального обучения приводит, как указывалось, к немоте ребенка.

То же касается и нарушений зрения. На уровне слабовидения зрительное восприятие ограничивается замедленностью, узостью обзора, недостаточностью четкости и яркости, нередко искаженностью предметов. Поэтому при слабовидении будут сохраняться значительно большие потенциальные возможности нервно-пси­хического развития, чем при слепоте.

Характер и степень вторичных отклонений развития, в свою очередь, в значительной мере зависят от времени возник­новения дефекта слуха и зрения.

Психическое развитие глухих и слепых детей различно в зависи­мости от того, является ли их глухота врожденной, потеряли ли они слух или зрение на ранних этапах онтогенеза или нарушение произошло в более позднем возрасте. Врожденная или ранняя по­теря слуха приводит к отсутствию речи (немоте) либо ее грубому недоразвитию. Недостаточность вестибулярного аппарата обуслов­ливает нарушения развития, связанные с задержкой формирова­ния прямостояния, недоразвитие пространственной ориентировки. При нарушении же слуха после трехлетнего возраста недоразвитие локомоторных функций выражено меньше. Успевает сформироваться фразовая речь; нарушения словарного запаса и грамматического строя нередко выражены менее грубо. При поражении слуха в школь­ном возрасте речь грамматически сформирована; имеются лишь некоторые недостатки произношения: смазанность артикуляции, оглушение звонких согласных и т.д. [Тигранова Л. И., 1978; и др.].

Сходные закономерности связаны с временем поражения зре­ния. При заболевании с рождения ребенок не получает никакого запаса зрительных представлений. Затруднения в возникновении вертикального положения тела, боязнь пространства и новых пред­метов ведут к задержке в освоении пространства и предметной деятельности. Первые специализированные манипуляции и отдель­ные функциональные действия с предметом появляются у слепых детей после 2 лет. Грубое недоразвитие пространственной ориен­тации обусловливает недоразвитие походки, тормозит формиро­вание схемы тела [Солнцева Л. И., 1980; и др.].

Нарушение зрения в раннем возрасте даже на уровне слабовидения вызывает и недоразвитие психомоторной сферы: отмечает­ся слабость акта хватания, запаздывает дифференциация движе­ний, наблюдаются застывания с предметом либо, наоборот, не­нужные стереотипные движения головы и рук. Совсем по-иному складывается развитие ребенка, потерявшего зрение в более стар­шем возрасте. Имеющийся прошлый опыт зрительных впечатле­ний облегчает развитие моторики, предметной деятельности, об­разование представлений и понятий.

Естественно, большое значение для прогноза психического развития ребенка будут иметь и индивидуальные особенности интеллекта, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка в целом, а также своевременное начало специального обучения.

Систематика нарушений сенсорной сферы учи­тывает критерии времени и степени поражения.

Среди детей с недостаточностью слуха выделяются:

1) глухие:

а) рано оглохшие;

б) поздно оглохшие;

2) слабослышащие:

а) с относительно сохранной речью,

б) с глубоким недоразвитием речи.

Среди детей с недостаточностью зрения Н.Г.Моро­зова (1967) выделяет:

1) тотально слепых;

2) частично видящих;

3) слабовидящих.

Сложные вторичные нарушения характерны для формирова­ния других психических процессов, эмоциональной сферы, дея­тельности в целом.

Так, у глухих детей из-за речевых нарушений задерживается общение, обеспечивающее совместную со взрослым деятельность с предметами.

Слабость закрепления значения предметов в словах, в свою очередь, приводит к тому, что ребенок не может свободно опери­ровать представлениями, возникают трудности в их актуализации [Розанова Т. В., 1978]. Задержка речевого развития затрудняет вклю­чение восприятия в более широкий круг деятельности.

В то же время введение значения слова без опоры на сенсор­ный опыт, как это имеет место у слепых детей, ведет либо к раз­мыванию и непомерной генерализации значения слова, либо, на­оборот, закреплению за словом более узкого круга понятий, су­жающего развитие уровня обобщения.

Большое значение имеет специфическое нарушение развития эмоциональной сферы. Так, у слепого ребенка недоразвитие эмо­циональной сферы связано с ограничением либо невозможностью восприятия таких выразительных средств, как взгляд, жест, ми­мика. Это в свою очередь усугубляет недоразвитие форм общения на ранних этапах развития ребенка. У глухих детей в связи с отсут­ствием воздействия речи взрослого, ее эмоционального тона формы эмоционального общения недоразвиваются уже с самых ранних этапов жизни. У них часто отсутствует «комплекс оживления», значительно позднее происходит дифференциация близких и чу­жих. В более старшем возрасте проявляется определенный дефект эмоциональной ориентировки, в значительной степени связан­ный с отсутствием восприятия интонационной стороны речи.

Аномалии развития в связи с недостаточностью двигательной сферы.

В этиологии аномалий развития двигательной сфе­ры ведущую роль играют различные генетические факторы, чаще обусловливающие негрубые варианты конституциональной недо­статочности моторики, внутриутробные, натальные и ранние постнатальные поражения центральной нервной системы. Особые фор­мы аномалии развития моторной сферы наблюдаются при раннем детском аутизме. Тяжелые двигательные нарушения возникают и при поражении спинного мозга (в детском возрасте — чаще ин­фекционного происхождения — при заболевании полиомиелитом). Своеобразные нарушения моторного развития могут иметь место и при явлениях эмоциональной депривации.

Только при тяжелых формах ранних органических пораже­ний мозга нарушения моторной сферы коррелировали либо со степенью слабоумия (при олигофрении), либо с грубым повреж­дением головного мозга (при детском церебральном параличе), спинного мозга (при полиомиелите). Диагностика уровня психо­моторного развития ребенка, таким образом, мало что давала для диагностики психического заболевания и поэтому оказалась на перифери интересов клиницистов и патопсихологов.

Коррекция.

Коррекция дефицитарного развития – нарушений слуха, зрения – направлена на вторичные дефекты. При поражении слуха для формирования восприятия звуков речи используются зрительный, двигательный и тактильный анализаторы (чтение по губам); при поражении зрения опора делается на слуховое восприятие и осязание. Обязательно осуществляется стимулирование остаточных явлений нарушенного анализатора.

Воздействие на дефект возможно сверху вниз путем вербализации и интеллектуализации сенсорного опыта. У слепого ребенка активно развивают речь, речевое общение со взрослым помогает быстрее овладеть опытом. Коррекция сверху вниз возможна при нарушении слуха через активное развитие речи, она может существенно улучшить состояние слуха. Коррекция, разработанная Солнцевой для слепых детей, опирается на те сохранные функции, которые находятся в сензитивном периоде. На первом году жизни ведущими являются кинестетический и двигательный анализаторы, на втором году – сензитивный период речи. В этот период важна помощь в овладении большим запасом слов, освоении предложений, формировании представлений об окружающем мире, а также предметные действия. На этой основе следует развивать мышление.

Коррекция эмоционально-личностной сферы направлена на профилактику вторичных нарушений в развитии личности, поскольку существует риск формирования личности по дефицитарному типу.

Отталкиваясь от возрастной специфики потребностей ребенка, необходимо обеспечить ребенку общение со здоровыми сверстниками и с детьми, имеющими такие же нарушения. Коррекция семейной ситуации направлена на избежание гиперопеки. При коррекции дизонтогенеза, связанного с двигательными нарушениями, важна коррекция познавательной, эмоционально-личностной сфер и социальной ситуации развития.

Коррекция познавательной сферы заключается в формировании пространственных представлений, функции программирования и контроля; коррекция осуществляется сверху вниз. Коррекция эмоционально-лич­но­ст­ной сферы направлена на профилактику двух нарушений в развитии личности – склонности к формированию комплекса неполноценности, ущербности и склонности к аутизации, избеганию контактов со сверстниками. Могут быть включены компенсаторные механизмы, направленные на компенсацию физического дефекта. Требуется избегание перекосов в развитии личности и помощь в адекватной оценке дефекта и его значения для дальнейшей жизни. Также необходимы коррекция социальной ситуации развития в семье и вне семьи, коррекция чувства вины и стыда родителей, создание наиболее благоприятных условий социальных связей вне семьи, адаптация в социуме.

.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: