В УСЛОВИЯХ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА ЛИПЕЦКОГО КРАЯ




ПЛЕНЭР МОЛОДЫХ ХУДОЖНИКОВ ЦФО

В рамках совершенствования процессов развития региональной культуры, приобщения широкого круга профессионалов к проблемам творческой молодёжи и создания условий для творческого роста молодых художников в 2016 году будет организован в четвёртый раз молодёжный пленэр «Горизонты».

Работа в условиях пленэра «Горизонты» предполагает своеобразное повышение квалификации уже состоявшихся молодых художников, участвующих в городских, областных, всесоюзных выставках, а также начинающей свой творческий путь талантливой молодёжи под руководством опытных мастеров изобразительного искусства.

Целью проекта является поддержка молодых профессиональных художников в возрасте от 18 до 35 лет из Липецка и Центрального Федерального округа России, работающих в традициях реалистического изобразительного искусства.

Задачи проекта:

- расширение межрегионального культурного сотрудничества молодых художников ЦФО;

- создание условий для повышения духовного и интеллектуального уровня молодёжи, приобщение молодого поколения к культурным ценностям региона (памятники архитектуры, историко-археологические центры), стимулирования процессов развития региональной культуры;

- создание площадки для реализации творческих проектов в области реалистического изобразительного искусства, способствующих профессиональному и творческому росту молодых художников;

- обеспечение возможности широкой зрительской аудитории познакомиться с тенденциями и перспективами развития современного реалистического изобразительного искусства.

Обозначена тема для творческих работ молодёжного липецкого пленэра «Горизонты–IV» — «Культурно-историческое наследие Липецкого края»

Идея создания в липецкой области ежегодного молодёжного пленэра принадлежит замечательному живописцу, народному художнику России Михаилу Георгиевичу Абакумову.

На открытии своей персональной выставки живописи в Липецком областном выставочном зале, которая состоялась в 2009 году, Михаил Георгиевич подарил портрет липецкого мастера, народного художника России Виктора Семёновича Сорокина. Этот графический портрет он создал в 1998 году во время совместной работы на пленэре в Переславле-Залесском.

Два великих мастера, живописца встретились в 1998 году на пленэре и сблизились, невзирая на разницу в возрасте, разный жизненный и творческий опыт.

Объяснением этого быть может родственность натур обоих художников. И В.С. Сорокин, и М.Г. Абакумов прекрасно понимали душу русской земли. Глядя на картины живописцев, понимаешь особую красоту неказистых русских домиков, покосившихся заборов, влажного, мартовского снега, задорной весенней зелени, сверкающего от яркого света разнотравья — всё это волнует душу, всё исполнено нежной, трепетной поэзии.

Удивительным образом объединила Михаила Георгиевича и Виктора Семёновича общая любовь к провинциальной глубинке, где еще сохранились народные традиции и красота природы. А живописцы, живущие постоянно в малых городах России, воспитанные в домах под рябинами и березами, где истоки духовного мира и патриотизма, и есть лучшие «певцы провинции святой».

Произведения Михаила Абакумова, разнообразные по настроению, состоянию, передают неповторимость каждого мгновения жизни; любой человек может найти в них близкие ему сопереживания. Его живопись определяют как лирическую, романтическую, настроенческую.

И у Виктора Семёновича Сорокина произведения — это пейзажи-настроения, написанные легко, широкой вольной кистью. Живопись импрессионистическая по технике, разнообразная по колориту, где краски слагаются в гармонии, удивляющие разнообразием комбинаций, изощрённостью цветового зрения.

Все, что изображают художники, пронизано радостным ощущением «красоты Божьего мира». Эта светлая радость передается зрителю, и каждая выставка Абакумова и Сорокина превращается в праздник, где звучит жизнеутверждающая симфония красок.

Совместная работа мастеров на пленэре благотворно совершенствовала живопись отдельно взятого художника, и в целом имела взаимовлияние внутри творческого процесса участников пленэра. По словам Михаила Георгиевича, живопись Сорокина его привлекла в первую очередь колоритом, необычайной цельностью в передаче пространства пейзажа. Виктор Семёнович, в свою очередь, обратил внимание на особенности композиционного мышления Абакумова и его умение увлеченно писать небо.

И действительно, в отличие от Сорокина для Абакумова любимейший образ — небеса. Они бес­конечно разнообразны по состоянию, по цвету и типу, по сложности архитектоники. Писал он их, как правило, с натуры, поэтому небо всегда взаимодействует с землей и соответству­ет состоянию природы. Оно бывает тихим, туманным, хмурым осенью, ясным, прозрачным, с легкими облачками — весной.

Значение пленэра, в котором участвуют художники различных регионов России, по словам Абакумова — бесценно. Каждый художник является носителем культурных традиций и этнических особенностей своего региона. И если сложившиеся мастера живописи высоко ценят опыт совместной деятельности на пленэре, то для молодых художников это колоссальная школа творчества.

Художественное образование в России имеет строгую, логически выстроенную систему воспитания будущего художника от художественной школы, творческой студии до Академии художеств. К сожалению, не всегда талантливая молодежь получает в нужном объёме профессиональное образование и художественные навыки. Не всегда может реализовать свои творческие возможности.

Проблема профессионализма художника, особенно начинающего свой творческий путь, в настоящее время остаётся довольно острой. Без профессиональной основы, без выучки, без богатства, каковым является настоящее академическое мастерство, самые смелые эксперименты, самые дерзкие новации окажутся всего лишь жалким дилетантизмом. Без серьёзной подготовки художник не сумеет ни смело обобщить форму, создав образ высокого символического звучания; ни передать тонкие градации живого состояния природы; ни решить сложные пластические задачи. И если в условиях пленэрной практики для художника дороже любых экспериментов и формальных находок окажется самым главным — родная природа и желание передать её красоту и живое дыхание, то его мастерство быстро развивается, давая мощный творчески рост.

У молодёжи свой путь, считал Абакумов. Наша задача: научить будущего художника мастерству, поделиться с ним всем, чем владеем, и помочь ему крепко и надёжно определиться с темой дальнейшего творческого поиска.

Главная любовь Михаила Абакумова — архитектурный пейзаж. Не зря же он родился и вырос в одном из красивейших древнерусских городов Подмосковья —Коломне. В таком он и сам жил в детстве, и сейчас его мастерская находится во флигеле одной из усадеб. Художник писал церкви, старинные городские усадьбы, купеческие дома. Он работал во многих древних российских городах в Пскове, в Изборске, в Калуге и Боровске, Рязани и Зарайске, Тотьме и Великом Устюге, везде находя сердце каждого города. Во время поездки в Елец, восхищённый ярко выраженным ландшафтом древнего города, Михаил Георгиевич планировал написать зимний панорамный пейзаж. К сожалению, ему не удалось осуществить эту идею.

В 2009 году Михаил Георгиевич предложил создать в Липецкой области межрегиональный пленэр для выявления и поддержки талантливых, молодых авторов. У молодёжи будет возможность повышения профессиональных качеств, духовного и интеллектуального уровня, а для Липецкой области — стимулирования процессов развития региональной культуры.

Приобщение молодого поколения к культурным ценностям (памятники архитектуры, историко-археологические центры) и развитие культурного туризма в Липецкой области в настоящий момент является приоритетными направлениями развития региона.

Первый молодёжный пленэр прошёл в Липецкой области в 2013 году в живописном месте — селе Перехваль Данковского района (так называемой «Липецкой Швейцарии»). Результаты пленэра были представлены в Липецком областном выставочном зале, и выставка имела большой успех.

С тех пор стало доброй традицией проводить ежегодно в Липецкой области молодёжный пленэр. При поддержке Министерства культуры Российской Федерации в 2014 году провели межрегиональный пленэр в Задонском районе, духовной святыне Липецкой области.

Молодёжный Липецкий пленэр (при поддержке Министерства культуры РФ) — «Горизонты–IV» будет проходить 2016 годув живописных местах Липецкой области: в Данковском, Задонском и Елецком районах. На этих территориях находятся исторические и архитектурные памятники (город Данков, села Баловнево и Полибино), где будут подготовлены творческие площадки для пленэра.

В селе Баловнево находится один из самых выдающихся провинциальных архитектурных памятников — усадебно-парковый ансамбль (автор проекта В.В. Растрелли) и Владимирский храм (автор проекта В.И. Баженов).

В селе Полибино — красивейшая усадьба Ю.С. Нечаева-Мальцова, близлежащая гиперболоидная конструкция (инженер В.Г. Шухов), так называемая «Шуховская башня», парк с прудами, объявлены памятниками архитектуры федерального значения охраняемые государством.

Итоговая пленэрная выставка традиционно открывается в первую очередь в Липецком областном выставочном зале. Также выставку смогут посетить зрители Липецкой области в Данковском краеведческом музее, в картинной галерее им Н.А. Сысоева поселке Лев-Толстой, в художественной галерее города Чаплыгина, Елецком художественном музее.

Предоставить широкой зрительской аудитории возможность познакомиться с результатом творческого поиска молодых авторов на самых престижных выставочных площадках Липецка и Липецкой области является одной из эффективных форм воспитании молодых художников. В Липецком крае активно занимаются художественным творчеством более 3000 человек в возрасте до 35 лет. Это художественные школы и студии, колледжи искусств и художественные факультеты Вузов области, где талантливая молодежь получает в нужном объёме профессиональное образование и художественные навыки. Список молодёжи постоянно растёт и обновляется.

Липецкая молодёжь активно принимает участие в творческой жизни региона и России. Все планы сотрудников Липецкого областного выставочного зала направлены на то, чтобы как можно шире представлять искусство молодых, творчески одарённых художников Липецка и Липецкой области. Постоянно работающие выставочные циклы дают возможность молодёжи выставить свои произведения наряду с профессиональными художниками. Циклы: «Юные дарования», «Молодые художники», «Новые имена», «Наше достояние», позволяют более широко представлять творчество молодых художников. Среди крупнейших творческих акций последних лет - выставка «Во славу Отечества», посвящённая 200-летию Отечественной войны 1812 года; итоговая выставка фестиваля "Прекрасный мир творчества»; «Забвению не подлежит», посвящённая 70-летию Победы; Областная молодёжная выставка «Мы и наше время». В 2015 году в рамках обменного проекта молодых тамбовских и липецких художников, к празднованию «Дня молодёжи» одноимённые выставки открылись в Тамбове и Липецке.

Проекты оказались исключительно востребованными в Липецком крае и весьма эффективными с точки зрения организационной формы. Они дают редкую возможность увидеть произведения молодых авторов на социальную, патриотическую тематику. Кроме того, выставки такого рода дают панорамную картину современного изобразительного искусства молодёжи Липецкой области, позволяют открыть новые имена и новые произведения художников всех видов искусства.

Для молодого художника увидеть в выставочных залах свои работы, работы участников пленэра, не меньший стимул, чем восприятие полотен великих мастеров в рафинированной обстановке крупного музея. Подобная среда наиболее комфортна для развития самосознания, познавательной деятельности, для творческой, созидательной активности, молодого художника.

Выставочный зал — это также возможность диалога всех заинтересованных участников: искусствоведов и художников, педагогов и студентов, экскурсоводов, выпускников вузов и колледжей с художественным профилем образования, учеников художественных школ.

Есть еще одно эффективное направление в работе с молодым поколением.В рамках проекта — «Горизонты–IV» будет организована работа творческих мастер-классов с участием народных, заслуженных мастеров изобразительного искусства, липецких живописцев.

Безусловно важно, что молодёжь, встречаясь на одной пленэрной площадке с представителями старшего поколения, более опытного, профессионально состоявшегося, активно вовлекается в творческий процесс. В художественных лабораториях мастер-классов создаются условия обмена опытом, творческой преемственности поколений, лучших традиций в живописи. В совместной работе с профессионалами у представителей молодого поколения формируется позитивное отношение к традиционному и современному русскому изобразительному искусству.

Задачи, решаемые в условиях межрегионального молодёжного пленэра, помогают развитию у молодых художников не только высокого художественного вкуса, но и формируют общечеловеческие мировоззренческие ценности. Изучение историко-архитектурных достопримечательностей Липецкого края, является полноправной частью творческого процесса молодёжного пленэра, составляя тем самым единое уникальное культурное пространство.

 

Статья. «Крылатый художник».А. Сокольская., С-4,6.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: