Федерация: Деление территорий – национально – территориальное.




У Ф двойной суверенитет, т.е. каждый субъект федерации имеет свой суверенитет.

Решение центра может быть отменено местной властью в зависимости от особенностей субъекта федерации.

Власть:

- законодательная(парламент): верх и нижн палаты

- исполнительная (глава гос-ва + кабинет министров)

- судебная (верховный суд)

Если суверенитет двойной, то парламент имеет 2 палаты, если единый –1(нижнею).

В верхнею палату выборы ведутся от каждого субъекта федерации. В нижнею выбираются от партий по всей территории. Форма государственного устройства раскрывает территориально-организационную структуру государства, характер взаимоотношений центральных, региональных и местных властей. Основные формы государственного устройства в современном мире - это унитарное (простое) государство, федерация и конфедерация (сложные государства).

Унитарное государство - это единое, простое государство, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Унитарное государство имеет единую конституцию, единую правовую систему, единую систему высших органов власти и управления, единое гражданство. Унитарными государствами являются Франция, Швеция, Дания, Турция, Эстония, Беларусь и многие другие страны. Подавляющее большинство унитарных государств имеет мононациональное население, но есть и исключения - Испания, Китай, Вьетнам. В рамках унитарных государств возможна административная и национальная автономия для некоторых структурных подразделений (например, в Италии, Испании, Великобри­тании).

Федерация - это сложное, союзное государство, состоящее из государственных образований, обладающих определенной политической самостоятельностью (штатов и т.п.). При верховенстве общегосударственной (федеральной) власти и общегосударственного (федерального) права государственные образования - члены федерации имеют собственные конституции, законодательство, гражданство, высшие органы власти. Федеративный принцип государственного устройства призван обеспечить- свободное объединение и равноправное взаимодействие общностей, обладающих значительными этническими, историко-культурными, религиозными, лингвистическими и др. особенностями, создать оптимальные возможности для выражения региональных и других интересов. Федерации формируются как на территориально-административной основе (США, ФРГ, Канада, Мексика, Бразилия, Бельгия и др.), так и национально-территориальной (Российская Федерация). Один из важнейших принципов федеративного устройства - это равноправие всех субъектов федерации. Члены федерации в большинстве случаев не обладают правом одностороннего выхода из союзного государства, т.к. это не только подрывает целостность и стабильность федерации в целом, но и может нанести серьезный ущерб интересам других субъектов федерации (Конституции США, ФРГ, Индии, Швейцарии и др.).

Жизненность федерации зависит во многом от взвешенного, сбалансированного распределения компетенции между ее субъектами и центром. Использование федеративной формы лишь для прикрытия унитарной централизованной структуры вызывает центробежные тенденции и в конечном счете может привести к распаду государства, что произошло с СССР, Югославией и Чехословкией.

№ 38 Характеристика правового государства

П равовое государство — это правовая форма организации деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права. В устройстве правового государства лежит ряд основополагащих принципов. Важнейшие из них следующие.

Верховенство правового закона. Закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть изменен, отменен или приостановлен ни ведомственными актами, ни правительственными распоряжениями, ни решениями партийных органов, сколь бы высоки и авторитетны они ни были. Вся общественная деятельность осуществляется в строгом соответствии с законами, закрепленными конституцией правового государства. Реальность прав и свобод граждан. Права и свободы человека должны быть признаны, утверждены и надлежаще гарантированы. Взаимная ответственность государства и личности, Государство путем издания законов берет на себя конкретные обязательства перед гражданами, общественными организациями, другими государствами и всем международным сообществом. Соответственно личность несет ответственность перед обществом и государством. Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Власть не должна быть монополизирована одним лицом, органом или социальным слоем, а вся система публичной власти должна соответствовать требованиям права и последовательно его соблюдать. Разделение властей предусматривает их организационно-правовое взаимодействие, взаимное сдерживание и противостояние, что необходимо для удержания каждой из них в пределах своих полномочий и вместе с тем для обеспечения самостоятельности и независимости от других властей.

Без разделения властей не может быть правового государства. Наличие эффективных органов контроля и надзора за осуществлением законов.

Основным ориентиром в этом направлении является Всеобщая декларация прав человека.

Правовое государство выполняет определенные функции.

Экономическая функция. В условиях правового государства экономическая функция не имеет ничего общего с хозяйственно-административной деятельностью, когда государство берет под свой полный и жесткий контроль все стороны экономической жизни общества. Экономическая функция правового государства сводится в основном к регулированию рыночных отношений, многоукладной экономики при полной самостоятельности предприятий частного сектора. Причем для регулирования используются экономические методы — создание режима наибольшего благоприятствования для производства необходимой для общества продукции, снижение процентных ставок на предоставляемые производителям: этой продукции кредиты и т. д. Более действенный контроль осуществляется лишь над теми предприятиями, которые находятся в собственности самого государства.

Правоохранительная функция. Правовое государство должно гарантированно охранять свободы и права личности и поддерживал общественный порядок, соблюдая установленные законом пределы полномочий соответствующих органов.

Обеспечение социальных потребностей человека. ( охрана окружающей среды, создание высококачественного здравоохранения, системы отдыха, образования и т. д.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: