В рамках изучения данной дисциплины проводится проверка и оценка знаний студентов в ходе текущей, промежуточной и итоговой аттестации. Проверка и оценка знаний выполняет в учебном процессе следующие функции: ориентирующую, стимулирующую, аттестационную.
При проведении проверки и оценки знаний студенты мы ориентировались на следующие принципы: объективности, дифференцированности, системности, систематичности и конфиденциальности.
При оценивании знаний студентов нами использовались следующие виды проверки: опросы (устные, письменные, свободные, программированные, индивидуальные, фронтальные, персональные, экспертные) коллоквиумы, контрольные работы, тестирования, задания с пропусками, задания с выбором альтернативных ответов, задания практического характера.
Оценка знаний студентов проводится по пятибалльной системе.
Оценка «5» - | студент правильно и полно ответил на все вопросы, что свидетельствует о том, что он свободно владеет понятийным аппаратом дисциплины, имеет достаточно развитую культуру мышления, умеет сравнивать изучаемые теоретические положения с их практическим проявлением, качественно аргументирует ответ; знает содержание методики и умеет воплотить его на практике. |
Оценка «4» - | студент достаточно хорошо владеет понятийным аппаратом дисциплины, ответы в большей степени носят репродуктивный характер с формулирование выводов; умеет связывать теорию с практикой: студент знает основные положения методики, перенос их на практику не вызывает затруднений. |
Оценка «3» - | студент обнаруживает знание и понимание основных положений дисциплины, допускает неточности в определении понятий, недостаточно ориентируется в содержании методики, отсутствует аргументация ответа, только репродуктивное изложение материала, затрудняется в соотнесении теории с практикой. |
Оценка «2» - | студент имеет отрывочные бессистемные знания, не умеет формулировать выводы, не ориентируется в основных положениях изучаемой дисциплины, не осознает необходимость знания содержания методики в педагогической деятельности, как своего ведущего вида деятельности в дальнейшем. |
Вопросы к итоговому контролю
1. Общая характеристика девиантного поведения.
2. Социальные нормы: понятия, виды, механизмы функционирования.
3. Классификация видов девиантного поведения.
4. Социальные детерминанты девиантного поведения.
5. Биологические предпосылки поведенческих девиаций.
6. Экзистендионально-гуманистический подход к девиантному поведению.
7. Психодинамические аспекты ДП.
8. Бихевиоральный подход к объяснению причин ДП
9. Современные исследования девиантного поведения личности.
10. Агрессивное поведение подростков и юношей.
11. Деликвентное поведение как форма девиантного поведения личности.
12. Неформальные подростковые группы: типология особенности, мотивы.
13. Общая характеристика аддиктивного поведения.
14. Факторы аддиктивного поведения несовершеннолетних.
15. Феномен созависимости в семье.
16. Особенности аддиктивного поведения подростков и юношей.
17. Токсикомания среди несовершеннолетних.
18. Мотивы и особенности наркотизации подростков.
19. Характеристика наркомании: медицинский и психологический аспекты.
20. Типы дисфункциональных семей, влияющих на формирование аддиктивного поведения подростков.
21. Психологическая характеристика алкоголизма.
22. Общая характеристика суицидального поведения.
23. Концепции формирования суицидов.
24. Особенности суицидального поведения в подростковом возрасте.
25. Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних.
26. Характеристика нарушений в сексуальном поведении подростков.
27. Сексуальное злоупотребление детьми. Характеристика детей переживших насилие.
28. Понятие профилактики. Виды профилактики.
29. Принципы разработки и организации профилактической работы с аддиктивными школьниками.
30. Подходы к профилактике зависимостей от ПАВ.
31. Психологическая интервенция девиантного поведения личности.
32. Методы лечения зависимостей от ПАВ.
33. Психологическая коррекция девиантного поведения личности.
34. Диагностика девиантного поведения в подростковом и юношеском возрасте.
35. Характеристика программ первичной профилактики аддиктивного поведения школьников.
3.Учебно-методическое обеспечение дисциплины:
3.1.а) Перечень основной литературы:
1. Змановская, Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения) [Текст]: рек. УМО вузов России: учеб. пособие для студентов, изучающих психологию, социальную работу и социальную педагогику / Е. В. Змановская. - М.: Академия, 2003. - 288 с. - (Высш. образование). (7); 2006(4), 2008(100)
2. Диагностика и профилактика суицидального поведения подростков [Текст]: учеб. пособие / Фед. агентство по образованию, ГОУ ВПО " Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова"; [сост.: Е. А. Калягина, О. Г. Япарова]. - Абакан: Изд-во ХГУ, 2009. - 166 с.
3. Сирота, Н. А. Профилактика наркомании и алкоголизма [Текст]: рек. Советом по психологии УМО...: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский. - 2-е изд., стереотип. - М.: ACADEMIА, 2007. - 176 с. - (Высшее профессиональное образование: педагогические специальности).
3.2.б) Дополнительная литература:
1. Венар, Ч. Психопатология развития детского и подросткового возраста [Текст]: [Пер. с англ.] / Чарльз Венар, Патрисия Кериг. - 5-е изд., междунар. - СПб.: Прайм-еврознак; М.: ОЛМА-пресс, 2004. - 381 с.: ил. - (Серия "Главный учебник"). (4)
2. Девиантология [Текст]: хрестоматия / [авт.-сост. Ю. А. Клейберг]; под ред. Ю. А. Клейберга. - СПб.: Речь, 2007. - 412 с. (1)
3.Авдулова, Т. П. Психология подросткового возраста [Текст]: рек. УМО вузов Рос. Федерации...: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки 050400 "Психолого-педагогическое образование" / Т. П. Авдулова. - М.: Academia, 2012. - 240 с. - (Высшее профессиональное образование: психолого-педагогическое образование) (Серия "Бакалавриат"). (3)