Театральный дизайн с позиций полихудожественного подхода




(художественно-эстетическое развитие дошкольников)

 

В статье рассматривается один из видов интегрированной художественно-проектной деятельности — театральный дизайн. Сформулированы цели и задачи театрального дизайна для ступени дошкольного образования, выделены его типы. Описаны педагогические условия организации театрально-игровой среды. Введено и обосновано понятие «проектная театрализованная деятельность».

Ключевые слова: проектная театрализованная деятельность, театральный дизайн, театрально-игровая среда, декорации, художественный труд, художественно-продуктивная деятельность.

 

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет стратегию модернизации дошкольного образования, обеспечивающего «развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности». Открыть дверь в волнующий мир детского сознания педагогу помогает игра. Театрализованная игра — одна из самых любимых видов игр детей, организуемых педагогом в детском саду, позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с развитием коммуникативных качеств личности — вербальных и невербальных видов общения, сопряженных с нравственным воспитанием, формированием эстетического вкуса, художественным образованием, становлением воли, развитием воображения и фантазии.

В практико-теоретическое осмысление театрализованной игры внесли немалый вклад крупнейшие педагоги: С.М. Бонди, О.С. Кель, A.С. Макаренко, В.П. Сорока-Росинский, К.П. Спасская, B.А. Сухомлинский, В.П.Терский, С.Т. Шацкий и другие, успешно применявшие различные виды театрализованной деятельности в работе с детьми. Сотрудники НИИ художественного воспитания АПН СССР А.П. Ершова, Т.Ф. Завадская, А.Я. Михайлова, И.Ю. Рубина, Н.Н. Шевелева, В.П. Шильгави совместно с педагогами-практиками осуществляли научное осмысление театрализованной деятельности. В современной педагогике вопросы театрализованной игры рассматривают ученые и практики: Н.П. Аникеева, С. Власова, О.С. Газман, А.П. Ершова, Г.И. Камаева, В.А. Караковский, С.А. Козлова, В. В. Комлева, Т.А. Куликова, М. Маханева, С.И. Мерзлякова, А.Г. Милонович, Е.А. Осипова, В.Ю. Питюков, А.П. Савченко, Л.А. Тарасова.

В связи с реформированием российского образования и поиском педагогами разнообразных форм художественного воспитания в детском саду возрос интерес педагогов к методам и приемам организации театрализованной игры как полихудожественной деятельности, интегрирующей разные виды искусства, позволяющие сформировать культурно-эстетический опыт и ключевые компетенции ребенка в соответствии с ФГОС ДО. Широта и многогранность педагогического воздействия на внутренний мир ребенка методами полихудожественного развития позволяет познакомить ребенка 5-7 лет с искусством как формой отражения действительности или творческого замысла, культуры, природы, отношений в реальном или воображаемом мире, вызывает потребность в освоении культурного опыта. Театрализованная деятельность приобретает воспитательный характер при развитии творческих возможностей и сил самого ребенка через разнообразное детское художественное творчество (Б.П. Юсов, 2012).

Игра в «театр» воплощает «дух необыденности» жизни ребенка в детском саду (В.Т. Кудрявцев), раскрывает его таланты, служит неисчерпаемым источником для вдохновения и художественного творчества. В художественно-продуктивной деятельности ребенок открывает для себя мир искусства, вступая с ним в диалог на языке художественных образов, символов и смыслов. В театрализованной деятельности эти открытия связаны с постижением авторского замысла, его интерпретацией (приращением) и развитием своего отношения к изображаемым явлениям. Проектирование театрализованной деятельности в детском саду предполагает следующее содержание:

· в первой младшей группе — знакомство с театральными куклами, просмотр драматизированных воспитателем или старшими дошкольниками сказок, инсценировок, игры-имитации (передача основных эмоций — радость, испуг) и т.д.;

· во второй младшей группе — игры-имитации (передача образов хорошо знакомых сказочных персонажей), игры-импровизации под музыку, игры-импровизации по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, ролевые диалоги героев сказок, инсценирование фрагментов сказок о животных, однотемные игры-драматизации с несколькими персонажами по народным сказкам, освоение начал режиссерской театрализованной игры — настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра и т.д.;

· в средней группе — режиссерские игры, многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух-трехчастных сказок о животных и волшебных сказок, образно-игровые этюды репродуктивного и импровизационного характера, постановка спектаклей по произведению, участие в изготовлении декораций, кукол и т.д.;

· в старшей и подготовительной к школе группах — режиссерские игры, игры-драматизации, знакомство со средствами драматизации (жест, мимика, движение, костюм, декорации, реквизит, мизансцена), игры-импровизации, постановка спектаклей, участие в изготовлении декораций, костюмов, театрального реквизита, кукол, освоение приемов кукловождения и т.д.

Творчество детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности, по Н.А. Ветлугиной, проявляется в трех направлениях:

· в продуктивном творчестве — сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета;

· в исполнительском творчестве — речевое, двигательное творчество;

· в оформительском творчестве — обстановка игр, декорации, костюмы, маски, атрибуты.

В театрализованной деятельности ребенок не только «примеряет» на себя роли, созданные авторами произведений художественной литературы и фольклора, но и сам становится драматургом, художником, композитором, режиссером, постигая поистине безграничные возможности полихудожественной творческой деятельности.

В детском саду театрализованная деятельность детей имеет две формы. В одной из них действующими лицами являются различные предметы (куклы, игрушки, фигурки и пр.), которые дошкольники перемещают, озвучивают, разыгрывая сюжет, в другой — действующими лицами являются сами дети, исполняющие роли.

Многие виды кукольного театра представлены в методической литературе в помощь воспитателям по организации кукольных представлений для детей: Т.Н. Караманенко «Кукольный театр в детском саду» (1960), Г.В. Генов «Театр для малышей» (1968), А.И. Буренина «Театр всевозможного» (1995), А.И. Бартковский и И.А. Лыкова «Кукольный театр в детском саду, начальной школе и семье» (2014), И.А. Лыкова и В.А. Шипунова «Теневой театр: вчера и сегодня» (2012).

Искусство современного театрального художника рассматривается как театральный дизайн — организация сценического пространства и его взаимодействия с человеком: концептуальное решение среды, визуальная драматургия, динамическая сценография (B.A. Ebrahimian, 2006; G.C. Izenour 1997).Роль художника-декоратора в создании пространства театрального действа очень важна — он не просто оформляет тот или иной спектакль, он создает новый визуальный язык.

Театральный дизайн в детском саду — это вид совместной художественно-проектной деятельности детей и взрослых, направленный на организацию театрально-игровой среды в заданном пространстве (музыкальный зал или сцена, подиум или театральный уголок, определенная зона в помещении группы или все ее пространство, поверхность стола или картонная коробка и т.д.) для успешного осуществления театрализованной деятельности. Театральный дизайн включает в себя элементы игры, экспериментирования, художественно-продуктивной деятельности по созданию кукол, масок, костюмов, декораций, театрального реквизита в различных художественных техниках. В проектной деятельности по организации театрально-игровой среды дети знакомятся со специфическим языком искусства театрального дизайна, учатся создавать пространство игры в «сказку». С опорой на классификацию Г.Н. Пантелеева, выделим типы театрального дизайна в детском саду:

· плоскостной (аппликативно-графический) дизайн — плоские фигурки, маски, декорации, а также панно, фризы, коллажи, занавеси заднего плана, афиши и т.д.;

· объемный (предметно-декоративный) дизайн — объемные куклы, декорации, театральный реквизит, костюмы и т.д.;

· пространственный (архитектурно-художественный) дизайн — пространственный дизайн театрально-игровой среды — панорамы, диорамы.

Освоение художественных культурных практик в непосредственно организованной образовательной деятельности в детском саду способствует оптимальному выбору рациональных способов воплощения дизайнерских замыслов. Продукты детского театрального дизайна наделяются личностными смыслами, в них отражаются представления детей о содержании произведения и внутреннем мире персонажей.

Созданная театрально-игровая среда стимулирует детское творчество в театрализованной деятельности: новую интерпретацию роли, развитие сюжетной линии произведения, дополнение игры новыми декорациями, атрибутами и др. Особое внимание должно уделяться приемам и способам создания художественного образа средствами театрального дизайна:

· опредмечивание, одухотворение — развитие способности видеть художественный образ предмета и передавать его в предмете-заместителе (воображение может подсказать какие детали, части нужно добавить, чтобы образ приобрел завершенность — «волшебная палочка», «посох» Деда Мороза, «зонт» Оле-Лукойе и т.д.);

· дополнение до целого — развитие способности воссоздавать целое по его части, логики конструирования целостной модели из ее элементов;

· детализация — уточнение художественного образа, переход от условности образа к его конкретизации;

· гиперболизация и акцентирование — развитие представлений о художественно-образной выразительности через противопоставление и контраст (сказочные образы: Буратино и Пьеро, сказочная архитектура: избушка Бабы Яги и дворец Снежной королевы и т.д.);

· агглютинация и синтез — развитие способности проектирования нового образа из привычных, уже существующих в культуре образов, символов, знаков (как неких художественных матриц) — нетривиальное соединение элементов в новое осмысленное целое и творческое конструирование его новых свойств, качеств, характеристик (И.А. Лыкова, И.А. Лаврентьева);

· аналогии и ассоциации — использование в театрально-игровой среде предметов-заместителей, способных вызывать у зрителей нужные впечатления: елочка из перчаток, снег из ваты, лед из фольги и т.д.;

· включение — обсуждение результата дизайнерской деятельности с опорой на содержание сюжета и его эстетическая оценка (отвечаем на вопросы: Для чего? Для кого? Из чего сделано? Каким способом? Какой материал использован для передачи художественного образа? Помогает ли он выразить содержание спектакля, игры-театрализации? Связан ли с другими предметами в театрально-игровой среде (по смыслу, по времени, по колориту и т.д.)?.

Становление художественной культуры — ведущее условие личностного роста и творческого развития ребенка (И.А. Лыкова, 2010). Театр сказки — это творчество с безграничными возможностями перевоплощений не только в ее персонажей, но и творцов — в рассказчика, режиссера, художника, артиста.

Результаты проведенной нами опытно-экспериментальной работы позволяют представить организацию театрализованной деятельности как форму художественного воспитания в виде проектной театрализованной деятельности, в которой организация театрально-игровой среды — театральный дизайн — является стержнем, объединяющим все виды детской деятельности: игру, экспериментирование, словотворчество, художественно-продуктивное творчество и др. (И.А. Лаврентьева, 2013).

Проектная театрализованная деятельность интегрированная, практико-ориентированная деятельность, направленная на обогащение творческого опыта детей в процессе приобщения к театральному искусству.

Цель — создание образовательной художественно-творческой среды полихудожественного развития ребенка дошкольного возраста.

Задачи:

· содействовать формированию мировоззрения ребенка, его нравственных и эстетических ориентаций — понимание ценности искусства, желание его познавать, оценивать проявление красоты в окружающем мире, в природе, в искусстве, в результатах собственной творческой деятельности;

· развивать у ребенка эстетическую культуру, предпосылки целостного художественного восприятия;

· способствовать самостоятельному проявлению ребенком своего эстетического отношения к окружающему миру в разнообразных формах его познания;

· развивать художественно-творческие способности ребенка и навыки художественного труда в художественно-продуктивной деятельности, способствовать становлению позиции ребенка как художника-творца.

Выделим условия организации проектной театрализованной деятельности старших дошкольников:

· интригующее начало проекта, введение в тему (чтение сказки или уточнение ее сюжета);

· выбор ролей («примеривание» ролей, проигрывание, уточнение характеров персонажей, их сравнение, осмысление, выделение особенностей образа);

· привлечение детей к участию в планировании и реализации намеченного плана;

· включение в план проекта игр, занятий, освоение новых художественных техник, экспериментирование с изобразительными материалами;

· определение средств и способов реализации проекта, создание эскизов;

· выполнение детьми проекта, педагогическая поддержка творческих идей, дифференцированная помощь воспитателя, формирование чувства единения, направленного на решение общей проблемы, замысла;

· обсуждение результатов проекта, выделение значимого опыта;

· проведение обучающего мастер-класса ребенком, имеющим значимый для всех опыт художественной деятельности;

· создание условий для формирования у детей опыта коллективной художественной деятельности (поддержка желания создать «сказку» своими руками, помощь каждому ребенку в осознании значимости и важности своей деятельности по отношению к общему замыслу, содействие сотрудничеству, взаимообучению, планированию и согласованности действий);

· определение перспективы развития сюжета, выход за пределы сюжета сказки;

· игра-театрализация в новой театрально-игровой среде, созданной своими руками.

В результате для детей создаются условия участия в оформлении афиш, пригласительных билетов, создании пространства сказки (костюмы, маски, декорации, театральный реквизит и пр.), освоения игровых ролей, развития ролевой речи, пантомимы во время диалогов с партнерами по театральной деятельности и др.

Система методов полихудожественного воспитания направлена на повышение самооценки каждым ребенком. В проектной театрализованной деятельности используются методы эмпатии, сопереживания, сотворчества, творческие задания, игры и упражнения, экспериментирование с изобразительными материалами, метод обратной связи (рефлексия средствами художественно-продуктивной деятельности). Совместная со взрослым проектная деятельность позволяет детям осмыслить собственное отношение к разыгрываемой сказке, придумать что-то свое и творчески реализовать задуманное.

Таким образом, современное понятие «театральный дизайн» как нельзя лучше характеризует интегрированную деятельность детей и взрослых в детском саду по подготовке к спектаклю. Театральный дизайн находится в единстве с театрализованной деятельностью детей, отражает и обогащает ее содержание культурными и личностными смыслами, способствует расширению и индивидуализации художественного опыта каждого ребенка.

Литература

1. Дизайн в детском саду: Метод. пос. для педагогов ДОУ / Под ред. Н.В. Микляевой и Г.В. Урадовских. М.: УЦ «Перспектива», 2011.

2. Лаврентьева И.А. Новое пространство старой сказки, или Домик с витражными окошками (создаем декорации для детского театра) // Цветной мир: изобразительное творчество и дизайн в детском саду, начальной школе и семье. 2013. № 5. С. 16–20.

3. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду: Учеб.-метод. пос. М.: ИД «Цветной мир», 2010.

4. Савенкова Л.Г. Дидактика художественного образования как составляющая часть педагогики искусства: новое знание: Учеб.-метод. пос. для системы общего и высшего профессионального образования М.: ИХО РАО, 2011.

5. Художественное творчество и ребенок: Монография / Под ред. Н.А. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1972.

6. Школяр Л.В., Савенкова Л.Г. Сад детства: Новая модель дошкольного образования. М.: ООО «Русское слово — учебник», 2012.

7. Юсов Б.П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство»: Избранные труды по истории, теории и психологии художественного образования и полихудожественного воспитания детей. М.: Спутник+, 2004.

8. Ebrahimian B.A. Theatre Design: Behind the scenes with the top set, light and costume designers. Published by Rotovision, 2006.

9. Izenour G.C. Theater Design: Second Edition Hardcover, 1997.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: