Распределительная логистика – комплекс взаимосвязанных функций, реализующихся в процессе распределения МП между различными оптовыми покупателями. Объект изучения в распределительной логистике - материальный поток на стадии движения от поставщика к потребителю.
Предмет изучения — рационализация процесса физического продвижения продукта к потребителю.
Распределительная логистика охватывает весь комплекс задач по управлению материальным потоком на участке поставщик - потребитель, начиная от момента постановки задачи реализации и кончая моментом выхода поставленного продукта из сферы внимания поставщика. При этом основной удельный вес занимают задачи управления материальными потоками, решаемые в процессе продвижения уже готовой продукции к потребителю.
Состав задач распределительной логистики на микро- и макроуровне различен.
Несмотря на то, что процесс распределения присутствует на различных стадиях, перемещение МП (распределительных заказов, материалов) и само понятие распределение достаточно широко, в логистике под распределением понимается само вещественное содержание этого процесса и распределение рассматривается на выходе МП из производственной системы. Принципиальное отличие распределительной логистики от традиционного сбыта и продажи: 1- подчиненность процесса управления МП и ИП целям и задачам логистики; 2- системная взаимосвязь процесса распределения с процессами производства и закупки; 3- системная взаимосвязь всех функций внутри самого распределения.
Распределительная логистика решает след. Задачи на микроуровне:
- Выбор схем распределения МП
- Определение оптимального количества распределительных складов на обслуживаемой территории МП может исходить либо из распределительного центра и направляться, либо к обрабатываемым предприятиям, либо в распределительный центр, либо к конечному потребителю.
- Транспортировка готовой продукции заказчиком.
- Пополнение запасов, хранящихся на складах поставщиков.
Распределительная логистика решает следующие задачи на макроуровне:
- Сбор, обработка и контроль за выполнением заказов.
- Складирование в сфере сбыта.
- Транспортировка готовой продукции заказчиком.
- Пополнение запасов, хранящихся на складах.
На уровне предприятия, распределительная логистика ставит и решает следующиезадачи:
- планирование процесса реализации;
- организация получения и обработки заказа;
- выбор вида упаковки, принятие решения о комплектации, а также организация выполнения других операций, непосредственно предшествующих отгрузке;
- организация отгрузки продукции;
- организация доставки и контроль за транспортировкой;
- организация послереализационного обслуживания.
В макрологистических системах, к задачам распределительной логистики относят:
- выбор схемы распределения материального потока;
- определение оптимального количества распределительных центров (складов) на обслуживаемой территории;
- определение оптимального места расположения распределительного центра (склада) на обслуживаемой территории, а также ряд других задач, связанных с управлением процессом прохождения материального потока по территории района, области, страны, материка или всего земного шара.
Для решения каждой из названных задач и всей их совокупности необходимо придерживаться определенных правил:
- ни результатов, ни ресурсов не существует внутри распределительной логистики, а только вне ее (только удовлетворение спроса покупателей ведет к получению прибыли);
- результатов можно достичь путем использования возможностей, а не решением проблем;
- ресурсы следует направлять на использование возможностей предприятия и рынка, а не решение проблем;
- высоких результатов можно достичь путем подлинного лидерства на рынке, учитывая законы рынка и потребности потребителей;
- не стоит останавливаться на достигнутом (постоянный поиск новой рыночной ниши или новых форм организации продвижения товара на рынок);
- как правило, распределительная логистика, предоставленная сама себе, почти всегда функционирует неверно.
Выделяют координационные и организационные функции распределительной логистики.
Координационные функции:
- поиск и обработка рыночной информации;
- поиск потенциальных клиентов и заключение договоров купли-продажи;
- установление контактов с торговыми посредниками и определение условий, связанных с правовыми аспектами передачи права собственности на перемещаемый товар.
Организационные функции:
- обработка заявок;
- транспортировка товаров;
- содержание складов и запасов.
Благодаря этим функциям осуществляется физическое перемещение товаров от производителя к потребителю.
В табл.1 представлена структура логистических издержек сбытовой деятельности, дающая представление об участии в ней складской и транспортной логистики и о возможностях ее оптимизации. Структура издержек может меняться и зависит от:
- направления производственно-хозяйственной деятельности предприятия;
- продукции, выпускаемой промышленными предприятиями (товары производственного или потребительского назначения);
- наличия собственных складов и транспортных средств.
Таблица 1. - Логистические издержки сбытовой деятельности
№ | Группы логистических издержек | Содержание логистических издержек |
Складские расходы | • складирование готовой продукции; • хранение готовой продукции; • содержание запасов готовой продукции; • эксплуатация складских площадей; • амортизация складского оборудования; • погрузочно-разгрузочные работы; • комплектование заказов для потребителей; • упаковка готовой продукции; • формирование транспортных партий; | |
Транспортные расходы | • содержание внутризаводского транспорта; • эксплуатация внешних транспортных средств; • ремонт и профилактика транспортных средств; • амортизация транспортного парка; • эксплуатация транспортной тары; • потери продукции при транспортировке | |
Административные расходы | • содержание административного аппарата; • содержание работников склада; • содержание работников транспортной служб; • комиссионные, выплачиваемые посредникам | |
Прочие расходы | • поиск потенциальных потребителей; • обработка заказов потребителей; • стимулирование сбыта готовой продукции; • возврат продукции от потребителей |