Анализ драматургического произведения




Пьеса: «Моцарт и Сальери»

Автор: Пушкин А.С.

1. Дать характеристику времени создания произведения, история замысла, краткая характеристика эпохи.

По сведениям исследователей творчества поэта, замысел родился у Пушкина ещё в 1826 году. Период болдинской осени – самый яркий в творчестве Пушкина, именно тогда создавались самые гениальные его произведения, работа шла легко и плодотворно. “Моцарт и Сальери” относится к циклу, так называемых “маленьких трагедий”, которых писатель успел написать лишь четыре, хотя планировал – девять.

В двадцатые годы 19 века существовал своеобразный культ Моцарта. Им восхищались, его жизнью и подробностями смерти интересовались, вся Европа терялась в догадках о судьбе гениального композитора. Нужно отметить, что после создания Александром Сергеевичем своей трагедии, миф о том, что Моцарт был отравлен, стал настолько популярен, что со временем превратился в стереотип. А имя Сальери стало нарицательным в значении “завистник”.

2. Определить жанр драматургического произведения: трагедия, комедия (нравов, характеров, положений; сатирическая, бытовая, лирическая, буффонада и т.д.), драма (социальная, бытовая, философская и т.д.), водевиль, фарс и пр. Указать основные признаки жанра, характерные для данного произведения.

Жанр: Трагедия в двух действиях. Пушкин характеризовал свой жанр как “маленькая трагедия”, это понятие прижилось в литературоведении.

Основные черты, определяющие жанр:

Действие трагедии происходит в очень краткий промежуток времени. Соблюдается единство времени, места и действия. Произведение состоит всего из двух сцен, в которых автору удалось уместить глубокие вопросы, раскрывающие трагедию человеческой души.

Особенностью композиции является то, что оба действия состоят из монологов и диалогов главных героев. Кольцевой композицию произведения делают глубокие мучительные монологи Сальери, они как бы обволакивают всё действие.

3. Определить тему и идею произведения

· главная тема и ее «носители» (герой и герои произведения); ключевые эпизоды (сцены, явления), помогающие раскрыть тематику произведения;

· побочные темы и их «носители» (второстепенные персонажи произведения);

· основная идея произведения, авторская идея. Идея, как угол зрения автора на тему произведения. Основные персонажи «выразители» идеи;

· идеи побочных линий действия. Как они связаны с основной идеей. какие побочные линии действия «работают» на основную идею, какие разрабатываются автором как «философское размышление»;

· смысл названия пьесы.

Тема: Зависть, талант и упорный труд, рационализм и творчество, «ремесленничество» и гениальность.

Александра Сергеевича забавляла реакция публики на его творения, он любил художественную мистификацию, преднамеренно запутывал “следы”, ссылался на скандальные слухи. Трагедия – не что иное, как творческое видение автором человеческой зависти, а образы главных героев вторичны. Проблема человеческих судеб всегда занимала Пушкина, поэтому он равнялся на великие гении, но создавал свою творческую правду. Нет исторического факта, подтверждающего то, что композитор Сальери отравил Вольфганга Амадея Моцарта, по этой причине произведение нельзя считать исторической трагедией. Первоначально автор планировал назвать трагедию “Зависть”, это просто и лаконично характеризовало смысл и суть действия.

4. Событийно-действенный ряд произведения

· определить исходное, основное и главное события;

· определить основной драматический узел, его суть. Из какой интриги (ее содержание) «вырастает» драматический узел;

· событийно-действенный ряд главной линии действия – главный герой или герои. Линия действия обеих сторон конфликта. Точки основных столкновений;

· событийно-действенные ряды побочных линий действия. Определить точки пересечения действия с основной линией;

· определить перипетии основной и второстепенных линий действия;

· определить мотивировки поступков (действий) персонажей. Назвать мотивировки – подготовки и мотивировки объяснения;

· событийно-действенном ряде найти события, происходящие за пределами пьесы (сцены), но влияющее на развитие действия;

· какие «случайности» (назвать) влияют на развитие действия;

· «стихийные бедствия» и другие (вмешательство «высших сил» события, влияющие на событийно-действенный ряд пьесы.

Исходное событие:Монолог Сальери об искусстве.

Основное событие:Воспроизведение Моцартом новой написанной им музыки Сальери.

Центральное событие:Решение Сальери убить Моцарта ради спасения искусства.

Финальное событие:Убийство Моцарта.

Главное событие:Осознание Сальери, что убийство Моцарта не только не делает его гением, но и забирает у него возможность им стать.

Основная линия – взаимодействие Моцарта и Сальери.

Второстепенная – создание Моцартом новых произведение и его встреча с чёрным человеком.

Драматургический узел – личная драма Сальери, который с детства отдавал всего себя музыке, но так и не смог достичь величества.

То, что Моцарт встретил слепого скрипача – случайность, которая вопияла на дальнейший ход сбытый: Моцарт приводит к Сальери слепого скрипача. Сальери приходит к выводу, что Моцарт обесценивает свой дар и свои творения. Что подталкивает его к мысли о том, что его доля – избавить мир от Моцарта.

5. Конфликт в произведении драматургии

· определить основной конфликт и предмет борьбы;

· конфликт основной линии действия – главный конфликт;

· конфликты в побочных линиях действия. Найти общее с основным конфликтом и особенное (предмет борьбы) для каждой линии действия;

· определить вид конфликта, изображаемого в пьесе (герой – герой, герой – среда, герой зрительный зал);

· определить тип конфликта (можно по главным персонажам): конфликт-казус или конфликт субстанциональный.

У Пушкина в этой легенде важна сложная проблема художника-творца. Ведь зависть Сальери принадлежит не только ему одному, но и Моцарту, и самому Пушкину. Осип Мандельштам писал: "В каждом поэте есть и Моцарт, и Сальери". Моцарт - это эхо Сальери, а Сальери - эхо Моцарта. Особенно ярко это видно благодаря одной фразе, которую говорят оба героя, но с разной интонацией. Моцарт спрашивает: "А гений и злодейство - две вещи несовместные. Не правда ль?" Сальери утверждает: "Гений и злодейство две вещи несовместные. Неправда…" Зеркальность героев сказалась и в главном - в зависти. Пушкин изобразил Моцарта обаятельным, таинственным человеком, умело вызывая интерес к герою. Он привлекателен тайной, которою окутан, а Сальери - как на ладони. Он сложен, но интеллектуально, а не человечески. Моцарт же сложен и двусмыслен именно человечески, двусмысленно и само его появление. Сальери только что закончил рассуждать о том, почему он завидует своему лучшему другу, интеллектуально обосновывая свою зависть: «мне, труженику, дисциплинированному ремесленнику, так тяжело дается вдохновение, а у "гуляки праздного" все получается без труда». В этот момент появляется Моцарт, который рассказывает о слепом скрипаче в трактире, и завистнику Сальери "приятно" услышать, что популярность его друга захватывает и трактир, и нищих музыкантов. Сальери размышляет, сознательно ли издевается Моцарт или это у него получается случайно. Он раздражен, и раздражение это вызвано, может быть, тем, что в трактирах играют музыку Моцарта, а не Сальери, или его вывела из равновесия плохая игра слепого музыканта. А может быть, раздражение вызвано тем, что он не может понять, слышал ли Моцарт его рассуждения или нет? И Сальери кричит на скрипача, потому что пытается доказать и Моцарту, и себе, что не завидует ему: «Мне не смешно, когда маляр негодный Мне пачкает Мадонну Рафаэля, Мне не смешно, когда фигляр презренный Пародией бесчестит Алигьери». Сальери видит и понимает, что для аристократа, небожителя Моцарта все люди одинаковы: и скрипач трактирный, и ученый композитор Сальери. Это оскорбляет его потому, что он у Пушкина - "рабочая лошадь" искусства, труженик, преодолевающий самого себя, свою слабость, лень, неумение. В первой сцене Сальери по пунктам обосновывает свое решение: Моцарт должен умереть. Во второй сцене Моцарт говорит только о смерти: он чувствует, что умрет. Он рассказывает Сальери о человеке в черном, который заказал ему "Реквием". Этот человек вызывает у Моцарта страх, вероятно, потому что душа великого музыканта почувствовала в нем вестника смерти. "Черный человек" в творчестве Пушкина имеет свою многоликую генеалогию. Все поэмы, драматические сцены, сказки и повести в замысле связаны одним признаком - вторжением сверхъестественной, потусторонней силы в жизнь человека. Часто она выступает в виде рока, который выбирает среди людей своих посредников, проводников потусторонней воли. Все рассказы о "черном человеке", о "Реквиеме", Сальери воспринимает как напоминание о принятом им решении и пытается увести разговор в сторону: И, полно! что за страх ребячий? Рассей пустую думу. Бомарше Говаривал мне: "Слушай, брат Сальери, Как мысли черные к тебе придут, Откупори шампанского бутылку Иль перечти "Женитьбу Фигаро". Пружина сценического действия - в зависти Сальери к Моцарту и Моцарта к Сальери, но Сальери завидует гениальности своего друга, а зависть Моцарта детская, мелкая (он обижен, что Бомарше никак не отозвался о его опере "Женитьба Фигаро"). Дальнейший разговор об убийстве, совершенном Бомарше, знаменателен, и этот разговор завершается заявлением Моцарта: "Он же гений, как ты да я". Вторая часть фразы - почти откровенная провокация: "А гений и злодейство - две вещи несовместные. Не правда ль?" Сальери в конце восклицает: "Неправда: а Бонаротти?" Но сначала он обдумывает свое действие и ответ. Сальери - логик, экспериментатор, рационалист, ему не нужны земные царства, а нужна справедливость. Он не понимает, почему он не гений, как Моцарт, хотя прилагает огромные усилия и огромный труд для того, чтобы добиться этого. Моцарт отвечает на его мучительные размышления утверждением, что гений не способен на злодейство. После ухода Моцарта, Сальери спрашивает сам себя: "Но ужель он прав, и я не гений?" И Сальери остается с неразрешенной проблемой справедливости. П-н написал не басню о наказанном завистнике, а притчу об искусстве, создав архетипы художников: легкого, вдохновенного Моцарта и тяжелого трудяги Сальери. На самом же деле не позавидуешь ни тому, ни другому, так как они оба завидуют друг другу.

6. Композиция драматического произведения

· сюжет и фабула выбранного произведения.

· реализация сюжета в композиции произведения

Особенностью композиции является то, что оба действия состоят из монологов и диалогов главных героев. Кольцевой композицию произведения делают глубокие мучительные монологи Сальери, они как бы обволакивают всё действие. Именно мысли старого композитора начинают трагедию, они же звучат в финальных строках пьесы. Зависть, будто змея, вкрадывается в сознание человека и медленно душит его. Такова смысловая сторона авторской композиционной системы. Душевное состояние героя, олицетворяющего зло (Сальери), перетекает из глубины человеческой сущности в реальное действие – убийство.

Именно столкновение добра и зла – внутренняя основа композиции.

В пьесе всего три действующих лица: Сальери, Моцарт и слепой скрипач. Условно они совпадают с реально жившими в 18 веке композиторами, но все герои произведения – вымышленные. Пушкин взял за основу легенду об отравлении Моцарта, чтобы показать, как зависть влияет на душу человека.

Действие пьесы начинается в самый напряженный момент, доводится до кульминации и ставит героев перед лицом смерти, поэтому трагедия заканчивается гибелью одного из них. Показывается самоутверждение героя вопреки всем нравственным устоям.

ПРОЛОГ. Монолог Сальери, в котором раскрываются его эмоции и глубинные чувства по отношению к искусству, музыке, жизни и Моцарту.

РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ. Моцарт приводит к Сальери слепого скрипача, что ярко раскрывает разницу в мировоззрении главных героев. Чем более явно Сальери её осознавал, тем ближе он подходил к мысли убить Моцарта. И, то Моцарт показывает Сальери своё новое творение, которое называет «набросками», подталкивает Сальери к главному решению.

КУЛЬМИНАЦИЯ. Сальери принимает решение убить Моцарта, считая своим долгом спасти искусство, которое Моцарт, по мнению Сальери, загубит. Главные герои встречаются за обедом, где Сальери подливает яд в напиток Моцарта. Выпив свой бокал, Моцарт исполняет Сальери свой реквием. Кульминационный момент в полной мере выражает то, насколько он одновременно прекрасен и ужасен. Сальери плачет: «Эти слезы

Впервые лью: и больно, и приятно,

Как будто тяжкий совершил я долг,

Как будто нож целебный мне отсек

Страдавший член!».

Моцарт исполняет одно из своих величайших произведений в момент своей смерти. У Сальери это вызывает полярные эмоции, потому как он убивает того, кого считает богом, того, кто одарён писать столь прекрасную музыку, но и того, кого считает причиной гибели искусства. Он одновременно разрушает божий дар и спасает то, что ему дорого.

РАЗВЯЗКА. Моцарт умирает. Сальери полагает, что исполнил свой долг. И пытается спорить с высказыванием Моцарта о том, что гений и злодейство несовместимы, дабы убедить себя в том, что поступил правильно, и у него ещё есть шанс исполнить свою мечту. Но сомнения закрадываются и в его голову.

И, если изначально Сальери был уверен в своём мнении, то, совершив злодейство, которое ему казалось его священным долгом, он позволил себе взглянуть на вещи более реально.

· описать (с точки зрения студента) как реализована тема и как автор выстраивает идею произведения. Соответствует ли (точка зрения студента) раскрытие темы и идеи жанру произведения. Способствует ли композиция произведения достаточно четкому раскрытию темы и идеи произведения. Если студент выбрал пьесу, в которой нет развязки (завершение действия в момент кульминации), то должен описать идею произведения со своей точки зрения, как он ее понял. Анализ драмы предпочтительно начинать с анализа небольшого ее фрагмента, эпизода (явления, сцены и т.д.).

Я думаю, дело даже не в пресловутой фразе: «Гений и злодейство не совместимы». Ведь, никто из людей не идеален, каждый совершает ошибки. Но! Поступок Сальери – не ошибка.

Сальери настолько жаждал быть таким, как Моцарт, что каждое его слово и мысль раздражали его. Потому что Сальери не умел так же радоваться жизни и простым мелочам. Не умел смотреть на мир полными света и добра глазами. Не умел доверять людям. Не умел чувствовать музыку, так, как это удавалось Моцарту.

Душа Сальери наполнена завистью к юнцу, который за свою короткую жизнь достиг в сотни раз больше, чем удалось ему. И именно это толкнуло его убить его.

Зависть и страх. Страх, что по сравнению с Моцартом, для всего мира Сальери окажется бездарным ремесленником, а не творцом искусства.

А в обществе разве иначе? Люди морально уничтожают тех, в ком видят угрозу. Будь то их самолюбию, комфорту, выгоде, гордыне…

И часто, как и Сальери, они могут не осознавать этого. Ведь, Сальери свято верил в то, что убивает Моцарта во имя искусства. Но это всего лишь игра подсознания человека, защитные механизмы которого способны убедить человека (самого себя) в совершенно иных мотивах своих поступков.

Но это не освобождает Сальери от ответственности. Причинять вред другим людям, под любым предлогом, – неправильно.

По моему мнению, Пушкину удалось гениально раскрыть тему в таком минимализме, что героев, что объёмов произведения. Показав, насколько важно быть честным перед самим собой и окружающими. Работать над своими зонами роста, а не избавляться от тех, кто в чём-то стал лучше.

Единственный человек, лучше которого ты должен быть, – это ты вчера!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: