Картина Лукаса Кранаха Старшего «Геракл у Омфалы» (ок. 1535). Музей герцога Антона Ульриха




 

Нельзя не упомянуть и величайшего германского художника возрождения Лукаса Кранаха Старшего.

Лукас Кранах - немецкий живописец и график эпохи Ренессанса <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B0%D0%BD%D1%81>, мастер живописных и графических портретов, жанровых и библейских композиций, синтезировавший в своём творчестве готические традиции с художественными принципами Возрождения. Один из основателей «дунайской школы <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%83%D0%BD%D0%B0%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0>», он выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа. В старости, в последние десятилетия своей жизни Лукас Кранах работал мало, но количество картин не уменьшалось; безостановочно работала мастерская художника, также много работали и сыновья Кранаха, Ханс и Лукас Младший, унаследовавший после смерти отца мастерскую и продолживший его дело. Династия Кранахов оставалась достаточно известной в Европе еще несколько столетий.

Его картина «Геракл у Омфалы» создана в середине 30-х годов 16-го века на основе широко известного мифологического сюжета. Этот античный миф пользовался большой популярностью у знати и бюргеров Германии, которые любили украшать свои покои и альковы картинами на историко-мифологические темы.

За убийство Ифита Геракл был продан в рабство Омфале. Не хотелось Гераклу становится рабом, но это был едиснтвенный способ искупить свою вину. Царице нужен был любовник и, за два года, что Геракл находился у нее в плену, она надеялась соблазнить его.

В первые дни Омфала не поручала Гераклу никакой работы, только велела охранять дом. У героя была своя комната, его отлично кормили, и он мог сколько угодно заниматься в гимназиуме. Царица постоянно навещала Геракла. Она томно смотрела на героя, старалась задеть его грудью, носила короткий хитон, демонстрируя безукоризненные ноги, но все напрасно. Геракл оставался равнодушным к домогательствам царицы. Омфала злилась, планы соблазнения сменялись коварными планами мести. Впрочем, царица не могла ничего сделать. Ей хорошо была известна воля богов - через два года она должна вернуть героя Элладе. К счастью для героя, появилась шайка разбойников, которая начала опустошать земли царицы. Уступив жалобам жителей, Омфала отправила Геракла усмирить их. Герой с радостью отправился выполнять поручение, и вскоре очистил страну. Зная кто служит царице, больше никто не решался разбойничать.

После безуспешных попыток соблазнения, царица нагрузила Геракла тяжелой работой. Но герой только обрадовался.

Увидев, что Геракл не боится тяжелой работы, обиженная царица решила унизить его. Она велела ему надеть женское платье и сесть за прялку.

Омфала молилась Афродите. Она мечтала о Геракле. Столько времени прошло, осталось меньше года, скоро закончится его рабство, а царица так и не добилась своей цели. Ночью ей приснился сон о том, что купцы с острова Кипр, родины богини, привезут чудодейственное вино, которое поможет ей соблазнить Геракла. Появился долгожданный корабль. Купцы действительно привезли кипрское вино. Царица поспешила угостить им Геракла. Вино герою понравилось и, наконец, Омфале удалось соблазнить Геракла.

 


Заключение

 

Образ Геракла - наиболее яркий героический образ в древнегреческой мифологии, оказавший значительное и многоплановое влияние на процессы формирования представления людей о возможностях человеческого величия и божественной воле. Образ, сочетающий в себе красоту, силу, справедливость, решимость в достижении самых невероятных целей. С течением времени, образ Геракла претерпевал ряд изменений, что находилось в непосредственной связи с развитием культуры. И соответственно, можно говорить о взаимозависимости, взаимопроникновении, симбиотическом синергизме реальности с мифологией через идеал человека в образе Геракла. Условно говоря, если бы Геракл не существовал в античной мифологии, его следовало бы придумать, ибо вполне вероятно, что тот мир, который ныне именуется европейской цивилизацией и к которому человечество привыкло, без образа замечательного легендарного героя Древней Греции Геракла был бы совершенно иным.

Неудивительно, что многие художники и скульпторы прославляли в своих работах героический образ. Не стоит упускать из внимания и спрос на произведения искусства, выполненные по мифологическим мотивам. Популярность Геракла в различные эпохи привела к формированию богатого наследия, увековечиванию образа героя в скульптурах, картинах, литературе и музыке.

Благодаря жестко очерченным временным и географическим рамкам - именно Флоренция и именно период Возрождения - мы получили уникальную возможность проследить развитие и изменение направления искусства Возрождения и отображение его развития на образах Геракла в живописи и скульптуре флорентийских мастеров от ренессанса и до барокко.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: