Почему это отдаляет нас от детей?




АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ

Эта методичка создана для того, чтобы помочь вам в освоении техники «активное слушание».

Эта техника поможет вам наладить настоящий, глубокий контакт с детьми и с близкими, снять возникающие конфликты и создать теплую атмосферу взаимопонимания. И главное, помочь детям в сложных ситуациях!

Почему слушание?

Что обычно делают родители, вместо того, чтобы слушать?

Они говорят, читают нотации, объясняют, приказывают, предлагают решение. Их рот не закрывается! И ребёнок обучается тому, чтобы всё это не выслушивать! Это уже как рефлекс.

Вы видите, что он смотрит не на Вас, а в одну точку, и думает о своём.

Поэтому, первое, чему нужно научиться делать родителям - это

СЛУШАТЬ СВОЕГО РЕБЁНКА!

Ребёнок будет Вас слушать только после того, как он почувствует, что его самого выслушали!

Дети очень любят, когда их слушают

 

 

Виды слушания:

ПАССИВНОЕ

• Вы просто внимательно выслушиваете ребенка, когда он вам что-то рассказывает.

• Проявляете интерес к тому, что он говорит вам.

• Киваете, показываете ему, что вы его слышите: «Ого», «Неужели», «Как интересно».

Дети очень любят делится своими мыслями, интересами

и для них важно быть выслушанными!

 

АКТИВНОЕ

Когда? - когда у ребенка есть какая-то проблема

Он расстроен, обижен, злится, боится, ему стыдно, когда с ним поступили

несправедливо.

 

Зачем? - Главная задача такого слушания дать понять ребёнку, что Вы знаете о его переживании, о том, что он сейчас чувствует.

Тогда ребёнок сможет пережить эти эмоции быстрее и освободиться от них.

 

Что в результате? - Ребёнок будет чувствовать себя лучше, Вы с ним сблизитесь, он будет знать, что Вам можно доверять.

 

С чего начать?

Постарайтесь чаще прислушиваться к своему ребёнку.

Когда он что-то рассказывает, придумывает.

Проявите интерес к его мыслям.

Меньше говорите, больше слушайте!

Покажите на своём примере, что значит быть внимательным слушателем, тогда ребёнок охотнее будет прислушиваться к Вам!

 

Переходим к активному слушанию:

Когда его нужно использовать?

Когда у ребёнка есть некоторая «проблема».

У него внутри есть «дискомфорт».

Например:

- Ребёнок боится засыпать в темноте;

- Ребёнок злится на кого-то;

- Ребёнок обижен, что у него отобрали игрушку;

- Ребёнку поставили несправедливую оценку;

- Ребёнок поссорился с другом;

- Ребёнок не хочет идти в детский сад/школу;

- Ребёнку скучно, он не знает, чем ему заняться.

 

Задача родителя в активном слушании:

1. Понять, что чувствует сейчас ребёнок.

2. Показать ребёнку, что Вы его понимаете!

 

Активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам

поведал, при этом обозначив его чувство.

 

Как узнать, какая эмоция у ребёнка?

Обычно у ребёнка всё написано на лице, нужно только повнимательнее присмотреться и потренироваться в определении эмоций.

 

Как показать ребёнку, что вы его понимаете?

Рассказать ему о его чувствах.

Например:

«Я вижу тебе очень страшно засыпать в тёмной комнате».

Рассмотрим на примере:

Ребёнок говорит:

«Мой друг уезжает из города на все каникулы…»

1. Стараемся понять, что чувствует ребёнок.

Эмоция в данном случае – грусть.

2. Говорим ему, что мы его понимаем.

«Я вижу, что тебе очень грустно из-за того, что во время каникул ты его не увидишь».

Первый шаг сделан!

Делая такие шаги, мы становимся ближе к своему ребёнку!

 

 

Давайте сразу рассмотрим такие шаги,

которые отдаляют нас от детей!

Рассмотрим такую ситуацию:

Ребёнок приходит после садика домой и злясь, говорит:

«Не люблю эту воспитательницу! Она противная!»

Сейчас возьмите ручку и листочек и напишите, что бы Вы в этом случае ребёнку ответили (первое, что в голову приходит).

 

Итак, как же можно отдалиться от своего ребёнка:

• Обвинить его: «Как ты можешь так говорить о воспитательнице! Нельзя так делать!»

• Приказать ему: «Не смей так больше говорить!»

• Критиковать его: «Ты не прав, твоя воспитательница – очень хорошая женщина!»

• Выспрашивать у него: «Когда тебе так начало казаться? А что случилось?».

• Увести его от проблемы: «Да не бери в голову, давай лучше в прятки поиграем!»

• Посоветовать ему: «Если бы ты вёл себя получше, может быть она стала бы лучше к тебе относиться».

• Нравоучать его: «Ты должен уважать старших!»

• Пригрозить ему: «Если я ещё раз от тебя такое услышу, получишь по губам!»

• Разъяснять: «Когда к людям хорошо относишься, они к тебе тоже хорошо относятся!»

• Успокаивать его: «Всё наладится! Не переживай!»

 

Почему это отдаляет нас от детей?

Когда они слышат от родителей такие фразы, они чувствуют, что не важны для них. Что их чувства или глупы, или неприемлемы!

Посмотрите, что Вы написали в ответ на прошлое задание. Не отдаляет ли этот ответ Вас от ребёнка?

 

Задание:

Попробуйте вспомнить свои ситуации, когда использовали фразы, которые Вас отдаляют от ребёнка.

Постарайтесь придумать им замену в виде активного слушания!

Сделайте правильный первый шаг!

ЧТО ОТВЕТИТЬ, ЧТОБЫНЕ ОТДАЛИТЬСЯ:

1. Стараемся понять, что чувствует ребёнок.

Эмоция в данном случае – злость.

2. Говорим ему, что мы его понимаем.

«Я вижу ты очень злишься на воспитательницу».

Показывая ребёнку, что мы понимаем его чувства, называя их, он чувствует, что важен для нас, что его чувства важны. Что он имеет право их испытывать!

 

Здесь хочется отметить, что некоторые эмоции ребёнка довольно легко отражать с помощью активного слушания. Но есть и такие, которые совсем не нравятся родителям…

Например, злость.

Такие эмоции проще запретить выражать… НО это приводит к негативным последствиям!

КАКИЕ ЭМОЦИИ СЛОЖНЕЕ ВСЕГО ПРИНИМАТЬ?

Особенно сложно для родителей принять следующие эмоции ребёнка:

- злость

- страх

Они кажутся родителям неприемлемыми, неправильными, глупыми.

Но отрицая их, запрещая ребёнку их переживать, мы:

1) показываем ребёнку, что ему нельзя их чувствовать (злиться, бояться);

2) показываем ему, что нам не важно, что он чувствует;

3) оставляем его наедине с эмоциями.

Ещё очень важно:

если эмоция не выражается, не переживается, то она никуда не девается,

а остаётся с ребёнком.

Срок жизни эмоции очень маленький, но её надо пережить. Иначе она

остаётся внутри ребёнка и влияет потом на его жизнь, накапливается.

НЕ БОЙТЕСЬ ДЕТСКИХ ЭМОЦИЙ!

Злость, страх – это всего лишь эмоции! Они в нас заложены генетически и у каждой из них есть свои задачи.

Ребёнок имеет право и злиться, и бояться!

Это временно.

Но если запрещать ему злиться, бояться, эмоции начинают накапливаться, и в какой-то момент ребёнок может совсем перестать их контролировать.

Запрет нужно накладывать не на злость, а на неприемлемые действия ребёнка: «Злиться можно, бить младшего брата нельзя!»

 

Используя активное слушание, мы разделяем с ребёнком его эмоции, помогаем ему от них избавиться!

 

2 правила для родителей:

1. НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ РЕБЁНКА НАЕДИНЕ С ЕГО ЭМОЦИЯМИ, ЕСЛИ ОН ПРИШЁЛ ЗА ПОМОЩЬЮ К ВАМ!

2. НЕ ЗАПРЕЩАЙТЕ ИХ ВЫРАЖАТЬ!

ИЩИТЕ ВМЕСТЕ ПРИЕМЛЕМЫЕ ФОРМЫИХ ВЫРАЖЕНИЯ!

 

 

Вернёмся к нашему примеру:

Ребёнок приходит после садика домой и злясь, говорит: «Не люблю эту воспитательницу! Она противная!».

1. Стараемся понять, что чувствует ребёнок.

Эмоция в данном случае – злость.

2. Говорим ему, что мы его понимаем.

«Я вижу ты очень злишься на воспитательницу».

 

Первый шаг сделан! Что дальше?

 

После того, как Вы назвали эмоцию ребёнка, нужно сделать ПАУЗУ!

Дети, когда видят, что их понимают, начинают сами рассказывать о своих мыслях по этому вопросу. Диалог здесь может идти по-разному.

НО главная задача родителей продолжать слушать и активно слушать.

И всё! Нужно, чтобы ребёнку стало легче. Он или расслабляется, или успокаивается, или начинает улыбаться!

 

ВОЗМОЖНЫЙ ДИАЛОГ В НАШЕЙ СИТУАЦИИ

Ребёнок приходит после садика домой и злясь, говорит:

- Не люблю эту воспитательницу! Она противная!

- Я вижу ты очень злишься на воспитательницу.

- Да. Она сегодня кричала.

- Ты очень злишься, когда она кричит.

- Да, она такая громкая…

- Тебе бы хотелось, чтобы она была потише.

- Да, вот вторая воспитательница никогда так не кричит.

Ребёнок, проговаривая свои эмоции уже успокаивается,

ему становится легче!

 

СЛОВА – ЭМОЦИИ

Это такие слова детей, которые часто воспринимаются родителями неправильно.

Например, 5-летний ребёнок говорит папе:

«Не люблю тебя! Уходи!»

Это совсем не значит, что ребёнок хочет, чтобы папа ушёл, и не значит, что он его не любит.

Это просто способ ребёнка выразить свои эмоции (в данном случае обиду или злость).

И в этой ситуации очень важно проговорить эти эмоции:

• «Ты так сильно на меня разозлился»;

• «Ты очень злишься»;

• «Я вижу, что ты обиделся, потому что я не стал сейчас с тобой играть».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: