Принципы описания и анализа станковой живописи.




Станковая живопись – живопись выполненная на станке (мольберте).

Независимость от архитектуры станковой живописи. Подвижность станковой живописи, способность перемещаться в пространстве. Материалы для основы – дерево, метал, картон, пергамен, холст. Типы грунтов для основ. Технико-технологические особенности темперной и масляной техник и их выразительные особенности.

Ранние формы станковой живописи: пинаки, фаюмский портрет, икона. Канон и иконография как стилистические принципы описания и анализа ранних форм живописи.

Принципы стилистического и жанрового описания анализа станковой картины в Новое и Новейшее время. Динамика, асимметрия, эмоциональная экспрессия образов, жанровый и видовой синтез искусств как стилистические признаки барокко. Симметрия, статика, героический пафос,строгая иерархия жанров и видов искусств - стилистические признаки классицизма.

Философско-эстетические принципы описания и анализа картины периодов романтизма, модернизма и постмодернизма.

Принципы описания и анализа графики.

Графика как искусство знаково-информационного восприятия мира. Происхождение термина графика от греческого термина -graphien,

что означает - писать, процарапывать, проскребать.

Органическая связь графического искусства и текста. Ранние типы письма, изобразительный характер пиктографии, идеографии.

Специфика знаково-информационного восприятия сакральных текстов в искусстве Древнего мира и Средних веков.

Специфика знаково-информационного восприятия светских текстов и эстетическое восприятие иллюстрации:

Особенности описания и анализа книжной графики. Структура и основные элементы книги. Деление книги на рукописную (уникальную) и печатную (тиражную). Ранние формы рукописной книги и типы книжного дизайна.

Печатная графика (тиражная) - рекламно-агитационные функции карикатуры, плаката, афиши. Техники печатной графики: выпуклая гравюра – ксилография (гравюра на дереве - торцовая и обрезная), линогравюра; углубленная гравюра – офорт, сухая игла, меццо-тинто, акватинта; резцовая гравюра, гравюра пунктиром; плоская гравюра - литография.

 

Перечень вопросов к экзамену:

 

1. Цвет и цветовосприятие в живописи Древнего мира. Анализ стилистической эволюции фаюмского портрета

2. Типы рукописной книги и способы ее иллюстрирования

3. Восприятие цвета и света в средневековой иконописи. Сравнительный анализ Мадонны с Младенцем на троне - Пизанский мастер 1280 года и Мадонны с младенцем - Школа Перуджино

4. Канон и иконография в русской иконе XV-XVI веков. Описание и анализ иконы «Троица» А.Рублева

5. Проблема взаимоотношения цвета и света в живописи Леонардо да Винчи и его школы

6. Эволюция творческого метода Рембрандта. Сравнительный анализ «Изгнания тогргующих из храма» 1626 и «Неверие апостола Фомы» 1634год и «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» 1660

7. Теория перспективы и концепция композиционного пространства в живописи Ренессанса. Описание и анализ «Оплакивания Христа» Чима да Конельяно

8. Описание и анализ «42-строчной Библии» Иоганна Гутенберга

9. Колорит и принципы построения композиционного пространства в голландском пейзаже XVII века. Описание и анализ «Вид на Эгмонт-ан-Зее» Я.Рейсдала 1655 год и «Сенкокос» Я.ван Гойена 1630 год

10. Образ человека и пространственная среда в голландском портрете XVII века Герард Терборх «Портрет дамы» 1660 года и «Девушка с рукоделием» Г. Метсю

11. Стилистические признаки барокко в «Вакханалии» П.П.Рубенса, 1615 год и «Сатира в гостях у крестьянина» А. ван Дейка, 1622 год

12. Стилистические признаки барокко в «Натюрморте с лебедем» Ф.Снайдерса,1640год

13. Стилистические признаки классицизма в произведениях: XVII века «Ринальдо и Армида» 1630 года и «Великодушие Сципиона» 1645 года Н.Пуссена, и XVIII века в «Андромаха, оплакивающая Гектора» 1783 года Ж.Л.Давида

14. Героизация личности в портрете эпохи романтизма. На материале анализа «Портрета князя Б.Н.Юсупова» 1809 года Ж.А. Гро и «Портрета А. Кановы» Т. Лоуренса

15. Романтические тенденции в развитии русской жанровой картины. «Кружевница» В. Тропинина и «На пашне» В. Веницианова

16. Романтичесая концепция пейзажного жанра. На материале описания и анализа «Горный пейзаж» К.Д.Фридриха

17. Особенности цветовосприятия в живописи импрессионизма. К.Моне «Руанский собор в полдень», 1894 год и «Руанский собор вечером». К. Писсаро «Оперный проезд в Париже», 1898год

18. Импрессионистическое восприятие формы в творчестве О.Родена. На материале описания и анализа композиций проекта «Врат Ада» 1886-1881 годы

19. Психологический символизм цветовосприятия в живописи постимпрессионизма. П.Гоген «Сбор плодов», 1899 год и В. Гог «Красные виноградники»

20. Творческий метод А. Майоля. Описание и анализ аллегорических статуй «Помона», «Флора», «Весна», «Лето» (1910-1911)

21. Эволюция творческого метода П. Пикассо. Описание и анализ «Арлекин и его подружка»(1901), «Девочка на шаре» (1905)

22. Цвет и композиция в творческом методе А. Матисса. Описание и анализ «Мастерской художника», 1911 год и «Танца вокруг настурций» 1912 год

23. Канон и иконография в египетском скульптурном портрете. Портрет Аменемхета III, портретные статуи жрицы Ранаи и жреца Аменхотепа.

24. Композиционные особенности монументальной скульптуры Фидия. Описание и анализ скульптурных композиций фронтонов Парфенона

25. Стилистические принципы монументальной скульптуры эпохи готики. Описание и анализ Южного портала собора в Амьене и фигуры Церкви и Синагоги собора в Страсбурге

26. Античные традиции в монументальной скульптуре Микеланджело. Описание и анализ скульптурных композиций усыпальницы Медичи во Флоренции

27. Принципы построения композиционного пространства в рельефах Лоренцо Гиберти. Описание и анализ восточных дверей флорентийского баптистерия

28. Античные традиции конного монумента. Описание и анализ конной статуи Кондотьера Гаттамелаты работы Донателло

29. Стилистические принципы построения композиции и выразительные особенности византийских мозаик. Описание и анализ мозаик из Равенны 547 года и собора Сан Марко, 1270 год, Венеция

30. Описание и анализ картины Н.Ге «Что есть истина?»

31. Портретный жанр в творчестве И.Е.Репина

32. Исторический портрет в творчестве М. Антокольского. Описание и анализ статуи Ивана Грозного

33. Композиционный анализ парковой композиции памятника И.Крылову А. Митлянского в Москве

34. Просветительский классицизм и творческий метод А. Гудона. Описание и анализ портретных образов Мольера, А.Вольтера, Луизы и Александра Броньяр

Литература

Основная:

 

1. Алпатов М. Композиция в живописи.- М.,1963 - 150 с.

2. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства.- М.,1986 - 220 с.

3. Владимиров Л. Всеобщая история книги. - М., 1988 - 282 с.

4. Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 8тт. СПб., 2004. Лита.

5. Воронова О.П. Искусство скульптуры. - М.,1982 - 170 с.

6. Волков Н. Композиция в живописи.- М.,1978 - 270 с.

7. Волков Н.Цвет в живописи.- М., 1980 - 250 с.

8. Гренберг Ю.И. Технология станковой живописи. - М.,1982 - 180 с.

9. Ермонская Е.А.Основы понимания скульптуры.- М.,1964 - 80 с.

10. Коровкевич С.В. Анализ картины.- Л, 1975 - 60 с.

11. Мочалов Л. Пространство картины- пространство мира.- М.,1983 - 200 с.

12. Одноралов Н.В. Скульптура и скульптурные материалы.- М.,1982 - 234 с.

13. Полякова Н.М. Скульптура и пространство: проблемы соотношения объёма и пространства. - М.,1979 - 176 с.

 

Дополнительная:

 

1. Альберти Л.-Б. Десять книг о зодчестве. - М.,1939

2. Аленов М.М. Тексты о текстах. Очерки визуальности. М., 2004,- 401с.

3. Андронникова М.И. Об искусстве портрета. - М., 1975.

4. Античные мифы в мировом искусстве: Боги и герои, сюжеты и символы, живопись и скульптура (сост.Афонькин С.Ю.) СПб: Кристалл. Серия: Мир искусства: Мировая культура. 96 стр., 2003г.

5. Артамонов В.А. Город и монумент.- М.,1974.

6. Басинова Д.А. Искусство портрета в прошлом и настоящем. - М., 1992.

7. Болотина И.С. Проблемы русского и советского натюрморта: изображение вещи в живописи 18-20 веков. - М.,1986.

8. Большаков М.В., Гречихо Т.В. Книжный шрифт. - М., 1964.

9. Большаков М.В. Декор и орнамент в книге.- М.,1985.

10. Бурдель Э.А. Искусство скульптуры. - М., 1990.

11. Вельфлин Г. Истолкование искусства. - М.,1922.

12. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. - Спб. 1994

13. Виннер А. В. Масляная живопись и ее материалы.- М., 1960

14. Виннер А.В. Материалы и техника монументально-декоративной живописи. - М.,1953.

15. Вибер Ж.Ж. Живопись и ее средства.- М.,1961.

16. Власов В.Г. Стили в искусстве. - М.,1995.

17. Герасимова К. М. Памятники эстетической мысли Востока: тибетский канон пропорций. - Улан-Удэ, 1971.

18. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты.- М.,1998.

19. Гибсон Дж. «Экологический подход к зрительному восприятию». М., Прогресс, 1988г.

20. Гильдебрандт А. Проблема формы в изобразительном искусстве.- М.,1991.

21. Гомбрих Э. История искусства.- М.,1998.

22. Горпенко А.Е. О красоте вещей. - М.,1966.

23. Данилова И.Е. Искусство Средних веков и Возрождения. М., 1984

24. Данилова И.Е. О композиции итальянской картины кватроченто. - М.,1974

25. Данилова И.Е. Проблема жанров в европейской живописи: Человек и вещь. Портрет и натюрморт. М., 1998

26. Данилова И.Е. Судьба картины в европейской живописи. М., 1996

27. Даниэль С.М. Искусство видеть.- Л.,1990.

28. Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения. - М.,1970.

29. Западно-европейский рисунок.- М.,1981.

30. Звездина Ю.Н. Эмблематика старинного натюрморта.- М.,1997.

31. Зингер Л.С. Очерки теории и истории портрета. - М.,1986.

32. Ильина Т.В. Введение в искусствознание: Учебное пособие для вузов.М., 2003,.Астрель- 208.

33. Леонардо да Винчи. Суждения о науке и искусстве. - Спб., 1998.

34. Лессинг Г.Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии.- М.,1957.

35. Ляхов В.Н. Искусство книги.- М.,1989.

36. Мошков В.М.,Кузнецов О.И. Пластическая основа композиции (проблемы синтеза искусств).- Спб.,1994.

37. Немировский Е.Л. Иоган Гутенберг. - М.,1985.

38. Немировский Е.Л. Возникновение книгопечатания в Москве. Иван Федоров. - М.,1964.

39. Немировский Е.Л. Мир книги с древнейших времен до начала ХХ века.- М.,1986.

40. Никифорова О. Психология восприятия художественной литературы. - М., 1972.

41. Очерки по истории и технике гравюры. - М.,1987.

42. Подобедова О.И. О природе книжной иллюстрации.- М.,1967.

43. Померанцева Е. Эстетические основы искусства Древнего Египта.- М., 1984.

44. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи. М., 1980

45. Пивоваров В. О любви слова и изображения. М.2004, НЛО. – 140 с.

46. Проблема канона в древнем искусстве Азии и Африки. - М.,1973.

47. Пространство картины.- М., 1989.

48. Рукописная и печатная книга. - М.,1975.

49. Рукописная книга в культуре народов Востока. - М.,1982.

50. Современный политический плакат. - М.,1987.

51. Соколов М.Н. Интерьер в зеркале живописи. - М.,1986.

52. Фаворский В.А. О художнике, о творчестве, о книге. - М.,1966.

53. Фаворский В.А. О рисунке. О композиции. - Фрунзе, 1966.

54. Федоров-Давыдов А.А. Русский пейзаж 18-19 вв. - М., 1986.

55. Хвостенко Т.В.Энкаустика. - М.,1985.

56. Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве.

57. Kemp M. Visualizations: The Nature book of Art and Science. Oxford, 2000 –202 P.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: