Стратегия и прогнозирование в логистике.




Управление запасами в логистике.

Модели и методы управления запасами

18.1. Классификация моделей управления

запасами

Идеальная модель управления запасами, как было показано в главе 17, позволяет решить ряд задач, но в то же время она требует многих допущений. Первое допущение о мгновенном пополнении запаса при его исчерпании было снято в модели производственного запаса. Снимем второе ограничение с идеальной модели, а именно, учтем, что интенсивность потребления ресурса со склада может существенно отклоняться от среднего уровня, который в модели EOQ жестко фиксировался. Это позволит при моделировании более адекватно отражать реальные ситуации. Действительно, если в одном из циклов потребления интенсивность окажется существенно больше средней, а в другом - существенно меньше, это может создать экстремальные управленческие ситуации, требующие разработки специальных методов разрешения. Собственно это и является одной из основных задач управления запасами в реальных условиях.

Классификация основных типов реальных моделей управления запасами представлена на рис. 18.1.

б)

Рис 18.1 Классификация реальных моделей управления запасами:

а - по характеру изменения интенсивности потребления ресурсов;

б - по способу управления запасами

Соотношение Rnocт = nпост/Iпоказывает, что управлять запасами при переменной интенсивности потребления можно либо опираясь на найденное значение (nпост) или на удобный ритм поставок, либо не задавая заранее ни один из этих двух параметров.

Переход к реальным моделям связан с необходимостью обратить внимание еще на два принципа управления запасами:

1) все методы и модели управления запасами, которые будут рассмотрены в этой главе, основаны на децентрализованном управлении и реализуют подход «вытягивание»;

2) дефицит (отсутствие) ресурса на складе при оговоренных исходных параметрах должен быть исключен полностью (в детерминированных моделях) или исключен с заданной вероятностью (в стохастических моделях).

Существует два принципиально разных подхода к контролю запасов: это «вытягивание» и «выталкивание». Выбор того или иного подхода зависит от условий, в которых работает организация, от ее структуры и целей, которые она перед собой ставит. «Вытягивание» означает, что потребность в ресурсе, хранящемся на складе, считается случайной величиной, а складской запас между двумя смежными производственными звеньями играет роль автоматического регулятора движения между ними материального потока. Механизм регулятора таков: по мере убытия ресурса со склада принятая модель управления запасом по установленному закону обеспечивает периодическое пополнение этого запаса. Этот подход не требует централизованного вмешательства в выполнение складом своих регулирующих функций. Модель и относительно постоянные параметры управления закладываются на длительный срок операционным менеджментом, а текущие параметры управления могут корректироваться на основе прогнозирования величины спроса. Процедура «вытягивания» является основой одной из концепций оперативного планирования и управления производством, носящей название «точно в срок». Она будет рассмотрена подробнее в главе 19. В противоположность сказанному, управление запасом, основанное на «выталкивании», требует точного знания параметров интенсивности материального потока, проходящего через склад, и предполагает централизованное регулирование его работы. Методы управления запасом в условиях зависимого спроса будут подробно рассмотрены в главах 20—21. Далее рассмотрение реальных моделей будет вестись по принципу от простого к сложному, т. е. сначала в их простейшей постановке как детерминированных, затем как стохастических.

Стратегия и прогнозирование в логистике.

Прогнозирование в логистике

Прогнозирование – процесс получения прогностической информации. Прогноз:

1) вероятностное представление о появлении событий в будущем, основанное на наблюдениях и теоретических положениях;

2) обоснованное суждение о вероятности наступления одного или нескольких событий или о возможных состояниях процесса(явления);

3) суждение о будущем периоде времени.

Процедура прогнозирования:

1) определение объектов прогноза;

2) отбор объектов, которые прогнозируются;

3) определение временных горизонтов прогноза – краткосрочный прогноз, среднесрочный или долгосрочный;

4) отбор модели (моделей) прогнозирования;

5) сбор данных, необходимых для прогноза;

6) обоснование модели прогнозирования;

7) составление прогноза;

8) отслеживание результатов.

Методы прогнозирования – это различные способы определения вероятного развития события на заданном отрезке времени в будущем и установления его объемов в денежном или натуральном выражении.

Они разрабатываются, как правило, для специфических целей использования, поэтому невозможно дать полный обзор всех существующих методов.

Обычно используются стандартные методы, имеющие сложную структуру. Методы прогнозирования могут основываться, в частности, на репрезентативном опросе и опросе экспертов.

Всю совокупность методов можно разделить на следующие основные группы:

1) логико-экономические методы – прогноз составляется в форме логических оценок и суждений на основе всестороннего анализа тенденций его развития в прошлом и на современном этапе (к моменту составления прогноза) с учетом ожидаемых изменений социально-экономических условий и факторов (изменение цен, рост численности населения, перестройка ассортимента, выход на рынок новых товаров). Прогноз носит характер экспертной оценки. Проведение экспертных оценок осуществляется по специальной процедуре, и ни в коем случае нельзя полагаться на мнение одного специалиста, каким бы опытным и квалифицированным он ни был;

2) экономико-математические методы – базируются на применении приемов математической статистики. Наиболее часто применяемым является метод экономико-математического моделирования. В этом случае прогноз составляется на основе реализации модели, которая представляет собой некую систему числовых показателей, связанных между собой таким образом, что они воспроизводят основные связи и закономерности изучаемого явления;

3) нормативные методы – основаны на использовании системы норм и нормативов рационального потребления. При этом подходе за ориентир принимается норма рационального потребления конкретного вида товаров на некоторую перспективу.

10. Планирование в логистике

Задача планирования в логистике – разработать проекты, устанавливающие на перспективу определенные параметры логистической деятельности, в результате чего достигается цель логистической системы предприятия.

Планирование логистики – упорядоченный, основанный на переработке логистических данных процесс разработки логистического проекта, определяющий параметры для достижения целей в будущем.

Цель концептуального планирования – предотвратить распыление ресурсов предприятия на слишком большое число разрозненных действий (акций).

Этапы планирования:

1) формулирование целей;

2) постановка проблемы;

3) поиск вариантов;

4) прогнозирование;

5) оценка и принятие решений.

Виды планирования по срокам:

1) стратегическое – касается форм и способов поддержания существующего уровня бизнеса, его развития в условиях постоянно изменяющейся внешней среды (глобальные цели и стратегии на 10–20 лет).

2) долгосрочное – составляются планы инвестиций и программы обслуживания потребителей. Охватывает отрезок времени до 10 лет.

3) среднесрочное – создаются предпосылки для реализации программ долгосрочного планирования. При этом учитываются финансовый, экономический, технический и технологический аспекты планирования. Его временной промежуток – около 5 лет – определяется прежде всего потребностью во времени, необходимом для инвестиций и, особенно, для подготовки оборудования и помещений, изготовления для специального оборудования.

4) скользящее краткосрочное.

Виды планирования по функциональным областям:

1) планирование продаж;

2) планирование потребности в материалах;

3) планирование закупок продукции;

4) планирование производства.

Требования к системам планирования:

1) документальное обеспечение – для согласования плановых расчетов и контроля над выполнением планов важно, чтобы их основные составные части были документированы;

2) полнота;

3) точность – очень важно правильно выбрать, с какой степенью точности должны быть измерены характеристики объектов планирования, а также правильно определить элементы и содержание;

4) согласованность – все частные планы системы планирования интегрируются и координируются. Согласованность планов касается прежде всего составных частей плана и отношений между отдельными планами. С позиции содержания планов можно согласовывать цели, прогнозы, мероприятия, средства, действия лиц, ответственных за планы и сроки. Требуется согласование отдельных планов по степени необходимости, срочности, иерархии, последовательности и гибкости.

Интеграция планов – согласование планов различных рангов.

Координация планов – согласование планов одного ранга. Координация планов представляет собой интегрированный подход к планированию работы системы – разработку взаимосвязанных планов обработки материального потока и разработку стандартов и технических условий на выполнение логистических процедур.

Экономическое планирование обеспечивает информацией, полезной при оценке общих тенденций цены, стоимости, заработной платы и других расходов. Сравнивая с достигнутым уровнем потребления, рассчитывают вероятные темпы роста продаж, обеспечивающие достижение рационального уровня. Нормативный метод применим только для средне– и долгосрочного прогнозирования (на 5 лет и более).

Прогнозирование используется как предварительная стадия разработки планов и служит дополнительным источником при выработке решений по вопросам развития финансово-хозяйственной деятельности.

Контроль в логистике

Для разработки путей совершенствования логистических систем необходимо осуществлять постоянный контроль над деятельностью всех функциональных подразделений.

Контроллинг – совокупность задач, предметом которых является координация управления на предприятии, а также снабжение информацией управленческого персонала для обеспечения оптимального достижения целей логистической системы предприятия.

Логистический контроль – это упорядоченный и по возможности непрерывный процесс обработки логистических данных для выявления отклонений или расхождений между плановыми и фактическими значениями логистических показателей, а также анализ этих отклонений для выявления причин расхождений.

Существуют следующие фазы контроля логистической системы:

1) определение плановых значений логистических показателей (на основе существующих договорных обязательств и прогнозов развития);

2) расчет фактических значений логистических показателей;

3) сравнение фактических и плановых значений логистических показателей: расчет абсолютного отклонения от плана, процента выполнения плана, сумма перерасхода или экономии относительно плана как по отдельным показателям, так и по группе показателей;

4) выявление причин отклонений фактических значений от плановых;

5) расчет темпов роста показателей относительно прошлых периодов и анализ причин снижения или увеличения значений.

Внутренний контроль представляет собой процедуру проверки, проводимую для оценки эффективности службы снабжения.

Оцениваются, в частности:

1) ее отношения с внутренними потребителями (другими службами);

2) методы работы, используемые сотрудниками службы снабжения;

3) отношения с поставщиками. Положение по внутреннему контролю на предприятии содержит следующие пункты:

1) надежность ответственных лиц;

2) разграничение ответственности:

– разграничение оперативной ответственности от ответственности за отчет. Например, учет произведенной продукции должен вести менеджер по готовой продукции, а не оператор. Инвентаризационные счета по остаткам должен вести не кладовщик, а сотрудник бухгалтерии предприятия;

– разграничение ответственности за сохранность продукции и ее учет. Например, бухгалтер не должен принимать деньги, кассир в свою очередь не имеет доступа к книге счетов и к отдельным документам;

– разграничение полномочий на совершение сделок и ответственности за сохранность продукции;

– разграничение обязанностей по учетным функциям;

3) полномочия руководителей;

4) соответствие документов установленным требованиям. Документы и отчеты имеют различное оформление: от первичных документов (счета-фактуры, приходные и расходные ордера) до бухгалтерских отчетов и регистров. Обеспечивается прямое, полное и не допускающее подделки оформление документов. Осуществляется нумерация документов, составляются специальные реестры, обеспечивается хранение накладных в сейфах, непосредственное документирование и заполнение реквизитов, что особенно важно при продаже продукции за наличные деньги. Применяются специальные сигнальные полосы и отметки о вознаграждении покупателей;

5) стандартные процедуры;

6) охрана;

7) передача обязанностей;

8) независимые проверки.

 

2 пара, 20.06.20 г.

Группа 2К4:

Тема: Методика определения структуры материального потока, проходящего через склад торгового предприятия.

Задание: Вы являетесь логистом торговой компании. Компания оказывает услуги по транспортировки грузов, их разгрузке и монтажу. В общий комплект услуг, оказываемых данной фирмой, входят погрузка грузов, на которую тратится 30 мин и сортировка. Время на оказание данной услуги равно 45 мин. Необходимо перевести 500 т груза, используются автомобили грузоподъемностью 15 т, время работы автомобиля 8 час, а время, которое затрачивается на одну ездку, равно 1 час. Время на оказание услуг по транспортировке - 80 мин; на разгрузку грузов - 20 мин; на монтаж - 60 мин.

Определить уровень обслуживания данной фирмы. Определить количество автомобилей для перевозки груза.

 

 

3 пара, 20.06.20 г.

Группа 2К4:

Тема: Определение оптимального размера заказываемой партии.

Задание: Вы возглавляете службу логистики ООО «Саймон».

Рассчитайте оптимальный размер заказа говядины замороженной, если издержки выполнения заказа составляют 600 руб./т; потребность в говядине 2000т; затраты на хранение составляют 500 руб./т.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: