Материал для осмысления.




Г. 3 и 4 пары.

Задание выполняется в том формате, который Вам выслан (т.е. отвечаете на вопросы, уточняете понятия, заполняете таблицы и т.п.) и высылаете в день практического (их) занятия (ий)!!!.

Тема: Ценностно-смысловая коммуникация и развитие речи учащихся в свете теории речевой деятельности.

Материал для осмысления.

Чтение – один из видов речевой деятельности – заключается в переводе буквенного кода в звуковой, который проявляется либо во внешней, либо во внутренней речи. Характерной особенностью чтения является осмысление зрительно воспринимаемого текста с целью решения определенной коммуникативной задачи: распознавание и воспроизведение чужой мысли, содержащейся в нем, в результате чего читатель определенным образом реагирует на эту мысль.

На уроках русского языка следует целенаправленно развивать: глобальное, детальное, критическое восприятие текста. При всей условности выделения этих взаимосвязанных видов восприятия их знание позволит учителю обоснованно планировать и проводить необходимую в конкретных условиях работу по обучению умению слушать, читать, говорить, писать (виды речевой деятельности).

Глобальное восприятие предполагает восприятие текста в целом, когда слушающему при известных обстоятельствах достаточно определить, о чем шла речь в высказывании, какова его основная мысль. Детальное восприятие предполагает осознание главных смысловых блоков текста – в зависимости от установки, которая дается говорящим или которую ставит перед собой слушающий. Если необходимо использовать пересказ текста, то необходимо осознать последовательность действий, лежащих в его основе, их временные, причинно-следственные связи, а если предстоит детальное восприятие текста типа рассуждения-объяснения или рассуждения-доказательства, то необходимо осмыслить то, что объясняется или доказывается (само объяснение-доказательство или несколько обоснований).

Критическое восприятие основывается и на глобальном, и на детальном восприятии, но, кроме того, оно требует критического осмысления воспринятого на слух: выражения своей точки зрения на то, о чем и как говорится в тексте, мотивированного согласия или несогласия с основной мыслью автора, его аргументацией, с формой выражения мысли. Установка на критическое восприятие текста практикуется в том случае, когда проводится изложение с дополнительным заданием, выполняется поисковое задание, в котором используется текст.

Овладение чтением как видом речевой деятельности способствует развитию таких умений, как умение сосредоточить внимание на определенных вопросах содержания; определять ключевые места текста; вычленять основную мысль высказывания; отличать существенное от несущественного в воспринимаемой информации; ставить вопросы в процессе восприятия текста; определять логику, структуру высказывания; делать выводы и критически оценивать полученную информацию.

Как правило, выделяются: изучающее, ознакомительное, просмотровое чтение. Изучающее чтение обеспечивает вдумчивое, глубокое понимание содержания текста и полный его охват. Необходимо читать текст так, чтобы читающий мысленно задавал себе вопросы, отражающие познавательную сущность текста, и с их помощью осознавал его логическую структуру, выделяя в нем главное, основное. От глубины восприятия исходного текста, от степени осознания его структуры и особенностей языкового оформления зависит характер его воспроизведения учащимися.

Ознакомительное чтение – это быстрый вид чтения, задачей которого является понимание основных идей каждого абзаца (каждой части) и текста в целом, усвоение его содержания без специальной установки на последующее воспроизведение. При этом необходимо определять тему текста по заголовку, по названию, по его началу и концовке, прогнозировать содержание текста, ориентироваться в его композиции, членить текст на смысловые части и устанавливать отношения между ними, выделять главную и конкретизирующую, существенную и несущественную информацию, видеть ключевые, несущие основную нагрузку слова.

Речевая деятельность в психологическом аспекте - это внешняя и внутренняя речь. Внешняя речь включает речь устную - диалогическую и монологическую; речи письменную.

Диалогическая речь - форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами.

Монологическая речь – форма речи, обращенной к одному или группе слушателей (собеседников), иногда – к самому себе.

Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Она характеризуется участием большего количества анализаторов (зрительно-слухо-моторной). В ней более высокие требования к подбору слов, к построению фраз. Письменная речь протекает без коррекции со стороны (собеседника). Письменная речь лишена живых средств общения - мимики, жестов.

Внутренняя речь – особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования, для внутренней речи характерна фрагментарность, отрывочность, ситуативность.

Таким образом, следует учитывать, что работа по развитию речи учащихся в свете теории речевой деятельности представляет собой систему, опирающуюся на достижения лингвистической науки в области синтаксиса текста, культуры речи, стилистики, современной риторики, а также на достижения психологии речи (общения), психолингвистики (в частности, на теорию речевой деятельности), социолингвистики, теории коммуникации.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1.Составить памятку «Виды чтения и интерпретация микротекста».

Виды чтения Особенности данного вида чтения Рекомендации (советы) ученику
Изучающее Чтение со стопроцентным пониманием информации, детальное чтение, которое может сопровождаться выписками и рассчитано на использование в последующей деятельности информации, полученной из текста. Следует обратить внимание на все сигналы в тексте, как грамматического так и лексического характера
Ознакомительное Чтение с общим охватом содержания, т.к. читающий уделяет внимание только главной информации, пренебрегая второстепенными деталями Читая, нужно уметь обходить трудности в виде незнакомых слов или грамматических структур, догадываться о значении слов по их контексту
Просмотровое Чтение, при котором бегло просматривается текст, отмечается интересное/ неинтересное, ценное/ ненужное Может быть использовано при чтении газет и журналов или при выборе книги для дальнейшего чтения
Поисковое Чтение, при котором человек ищет определенную информацию, возможно в указанном тексте Может быть использовано для нахождения графика работы, имен и названий

 

2.Проанализировать текст в соответствии с предложенным планом:

1. Прочитайте текст, озаглавьте его «Белая водяная лилия»

2. Определите основную мысль, тему текста

Красота природы, ее неповторимость.

3. Найдите в тексте ключевые (важные) слова, раскрывающие суть высказывания
Белая водяная лилия, солнечный луч, желтое… как солнце, синие тени, отображение солнца

4. Какие чувства, эмоции вызывает текст у вас?

Чувство грусти, тоска по летним дням.

5. Как вы думаете, что в этом тексте трудно понять иностранцу? Почему?

Я думаю, что иностранцу непонятна метафора – сравнение цветка с отражением солнца в воде. Так же такие фразы как - против луча, желтое вспыхнуло, неровности бросили тени, я понял цветок, тоже непонятны иностранцу, т.к. они метафоричны и слова в них используются не в прямом значении.

6. Составьте план текста

1) Вводная часть «Прекрасный цветок»

2) Основная часть:

2.1.«Солнечный луч в окне»

2.2. «Цветок как солнце»

4) Заключение «Тоска по воде»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: