К2 П3
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад с.Куриловка Вольского района Саратовской области»
Рассмотрено и принято
На Педагогическом совете
Протокол №1 от 01.09.2015 года
Утверждаю
Заведующий МДОУ «Детский сад с.Куриловка»
___________ И.А. Матвиенко
Приказ №60 от 01.09.2015 года.
Рабочая программа кружка «Добрый мир»
по программе Л.Л. Шевченко «Добрый мир»
В подготовительной к школе группе
Срок реализации программы: 15.09.2015 г.- 25.05.2016 г.
Автор:
воспитатель МДОУ «Детский сад
с.Куриловка Вольского района
Саратовской области»
Коровайкина Н.А.
СОДЕРЖАНИЕ:
1.Целевой раздел.
1.1.Пояснительная записка
1.2. Цели и задачи рабочей программы
1.3. Содержание и формы работы с детьми.
1.4. Принципы кружковой работы.
1.5. Методологические приёмы, используемые в кружковой работе. 1.6.Планируемые результаты освоения кружковой программы.
2.Содержательный раздел.
2.1. Календарно-тематическое планирование работы кружка «Добрый мир».
3.Организационный раздел.
3.1 Учебный план.
3.2. Учебно-методическое обеспечение программы.
Целевой раздел.
Пояснительная записка
В нашем МДОУ в рамках Социально – нравственного направления в развитии и воспитании дошкольников решаются задачи духовно – нравственного воспитания.
Воспитание направлено на приобщение детей к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры. Ведущими духовными ценностями дошкольников являются доброта, любовь близких, семья. Необходимый уровень нравственного развития ребёнка зависит от педагогических и общекультурных условий, в которых он родился и живёт.
Актуальность:
Какими мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создаёт вокруг себя.
Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утончённость и творческую активность. Культура человека – есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет эстетическое воспитание. В связи с этим ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим созданием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.
Педагогическая целесообразность.
В МДОУ обучаются дети из разных социальных семей. Каждый ребёнок имеет индивидуальные особенности, поэтому очень важно воспитывать толерантные отношения между детьми, научить их уважению к старшим членам семьи – бабушкам, дедушкам, предкам, окружающему миру. Содержание программы основано на знакомстве детей с окружающим миром на основе ценностей православной культуры, способствующему эстетическому воспитанию с элементами творческой деятельности.
Цели и задачи рабочей программы.
Цель рабочей программы - это развитие личности ребёнка дошкольного возраста, формирование у детей эстетической культуры.
Задачи рабочей программы:
1. Образовательные: приобщать детей к прекрасному через знакомство с искусством(литература, музыка, изобразительное искусство, архитектура и др.) как классическим, так и народным(в том числе религиозным), через познание красоты природы и эстетику среды, в которой живут развиваются дети.
2. Развивающие: Формировать у детей представления и знания о прекрасном в жизни и искусстве, развитие эстетического восприятия, эстетических чувств, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что их окружает; развитие речи и формирование словаря; формирование у детей эстетических интересов, художественных потребностей, творчества и способностей.
3. Воспитательные: воспитывать у детей нравственные чувства: милосердия, сострадания, сопереживание, послушание родителям, любви к семье, Родине, доброго, гуманного отношения к окружающему миру, дружелюбия, стыдливости совершения безнравственного поступков, взаимопомощи, ответственности и заботы.
1.3. Содержание и формы работы с детьми:
1. Экскурсии, целевые прогулки.
2. Просмотр слайдов.
3. Знакомство с историей храмов, внешним убранством, внутренним убранством, посещение.
4. Знакомство с живописью на библейские сюжеты.
5. Беседы(о правилах поведения в православных храмах).
6. Чтение(художественной литературы по духовно – нравственной тематике).
7. Слушание(духовной музыки, колокольных звонов, колыбельных песен).
8. Творческая художественная деятельность детей.
9. Знакомство и проведение народных и обрядовых праздников.
10. Эстетические беседы.
11. Рассказы о семейных традициях, реликвиях, взаимоотношениях.
12. Оформление наглядно – иллюстрированного материала «Моя семья».
13. Совместные творческие работы детей и родителей.
1.4. Принципы кружковой работы:
1. Построение жизни на основе христианского совершенства («Уклонись от зла и сотвори благо»)
2. Гуманистическая направленность (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путём формирования отношения к себе, к другим субъектам и объектам (любовь к ближним, природе,бережное отношение к материальным ценностям, святыням нашего народа).
3. Природосообразность (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу, возрасту, здоровью).
4. Культуросообразность (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, в данном случае Православия, и особенностями, присущими традициям нашего края)
5. Светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ и Декларации ООН о правах ребёнка).
6. Непрерывность и преемственность воспитательных воздействий (семьи и МДОУ).
1.5. Методические приёмы, используемые в кружковой работе:
1. Наглядные методы (чтение воспитателем произведений устного народного творчества, наблюдения, показ сказок как педагогом, так и детьми, рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов, моделирование сказок, целевые прогулки, экскурсии, проведение д/игр).
2. Словесные методы (рассказ воспитателя, заучивание песенок, поговорок, считалок, пословиц, рассказывание произведений устного народного творчества детьми, с элементами диалога, ответы на вопросы воспитателя, детей, загадывание загадок, проведение разнообразных игр (подвижных, малоподвижных, дидактических, сюжетно-ролевых, драматизаций), проведение викторин, праздников, утренников, конкурсов, разбор житейских ситуаций).
3. Практические методы (изготовление поделок на выставки, нарисовать иллюстрации к сказкам, стихам, поговоркам, потешкам, загадкам, совместное изготовление работ родителей и детей, проведение экскурсии в храм, организация праздника и его проведение)
Планируемые результаты освоения кружковой программы.
С помощью систематической работы по духовно – нравственному воспитанию, на основе Православия, ожидаются следующие результаты:
1. Устойчивость навыков поведения.
2. Сформированность основ ценностных сфер личности.
3. Стабильность психического развития.
4. Целостность восприятия мира.
5. Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности.
6. Формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом.
7. Развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству.
8. Приобщение детей и взрослых к опыту православной культуры, знаниям и формам традиционного семейного уклада, пониманию своего места в семье и посильному участию в домашних делах.
9. Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребёнком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
Содержательный раздел.
2.1.Календарно- тематическое планирование работы кружка «Добрый мир».
Месяц | Программное содержание | Совместная деятельность |
Сентябрь | I раздел: Устроение мира. 1. «Наш красивый добрый мир». Цель: Ввести детей в православное понимание мира как доброго и красивого творения Бога. 2. «Свет. День. Ночь». Цель: Познакомить детей с «Первым днём творения», пробудить интерес детей к окружающему миру. 3. «Небо». Цель: Познакомить детей со «Вторым днём творения», учить видеть и слышать красивое, развивать эстетическое восприятие. | 1. Беседа – игра «Мы отправляемся в путешествие». 2. Целевая прогулка: ознакомление с окружающим миром в формах активной деятельности; наблюдение в соответствии со временем года. 3. Игровая деятельность: с/р игры «Коршун», «Облако и коршун»; п/игры «День и ночь», «Море волнуется». 4.Работа с иллюстрационным материалом. 5. Чтение художественных произведений: «Наш мир», «Путешествие воды», «Дождик путешественник», стихотворений «Ночь», «Небо», «Безоблачный день», «Берёза», «Гроза». 6. Творческая деятельность: рисование, лепка согласно темам. |
Октябрь | 1. «Земля. Вода. Растения». Цель: Познакомить с «Третьим днём творения»; с разнообразием цвета, звучаний в природе, с разнообразием форм окружающего мира, целесообразности и премудрости его устроения. 2. «Солнце. Луна. Звёзды». Цель: Дать представления детям о Солнце и Луне. Закрепить знания о времени суток. Познакомить детей с «Четвёртым днём творения». 3. «Птицы. Рыбы. Насекомые». Цель: Познакомить детей с «Пятым днём творения, закрепить знания детям о птицах, рыбах, насекомых. 4. «Животные». «Человек». Цель: Познакомить детей с «Шестым днём творения». Закрепить знания о животных. Дать представление о человеке – как самом лучшем, красивом творении Бога. | 1. Беседа игра «Кого мы встречаем на прогулках». 2. Целевая прогулка: ознакомление с окружающим миром в формах активной деятельности; наблюдение в соответствии со временем года. 3. Игровая деятельность: с/р игры «Бычок», «Баранчики», п/игры «Солнце разгорается», «Здравствуй солнце», «Птицы», «Галки», «Рыбаки и рыбки», «Вороны». 4. Работа с иллюстрационным материалом. 5. Чтение художественных произведений: «Спор животных», «Заяц и ёж», «Умная собака», «Лиса и крот», «Как на земле появились люди»; стихотворений «Луна», «Звёзды», «Садик», «Кукушка», «Осень», «День шестой», «Человек», «Воскресенье». 6. Творческая деятельность: рисование, лепка согласно темам. |
Ноябрь | 1. «День отдыха». Цель:Закрепить знания о днях творения. Дать представления о «Седьмом дне» 2. Праздник «Казанской иконы Божьей Матери». (4 ноября).Димитровская родительская суббота – день богатырской славы. 3. «Звуки доброго мира» Цель:вспомнить совместно с детьми песни про доброту, дружбу, солнце и хорошее настроение. 3. «Русская изба».(Мини-музей). Цель:Познакомить детей с предметами обихода и кухонной утвари, характерными их названиями. | 1.Музыкальная деятельность:послушать звуки доброго мира «Путешествие капельки» (колокольчик, бубен, треугольник, металлофон). 2.Экскурсия в мини-музей. 3. Творческая деятельность: рисование, лепка согласно темам. |
Декабрь | II раздел: Устроение отношений в мире. 1. «Кто сотворил добрый мир». Цель: Дать представления детям о мире, как о даре Бога человеку. 2. «Быть добрым – хорошо». Цель:Познакомить детей с нормами христианской этики, пробудить в них желание к приобретению добрых привычек. 3. «Добрые качества моей души и добрые дела». Цель: Учить детей анализировать свои поступки. Закрепить знания о добродетельных качествах души. 4. «Умеем ли мы дружить?». Цель: Учить детей заботиться о других. Дать понятие о дружбе. | 1.Беседа по пословицам: «За добрые дела всегда похвала», «С кем поведёшься, того и наберёшься». 2. Целевая прогулка: ознакомление с окружающим миром в формах активной деятельности; наблюдение в соответствии с временем года. 3.Игровая деятельность: д/игры «Как называется дом», «Порядок», «Что хорошо, что плохо», «Как вести себя в течении дня»; п/игра «Выручалки». 4. Чтение художественных произведений: «Путешествие с книгой. Творец и его творения»; «Два козлика», «Как Ваня хорошее делал»; стихотворений «В тишине», «Всюду чудеса живут», «Добрый совет». 5. Творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация согласно темам. |
Январь | 1. «Праздник Рождества Христова». Цель:В общих чертах рассказать о смысле праздника. 2. «О непослушании в рассказах, о творениях». Цель: На примере рассказов о животных закрепить представление у детей, что не послушание приводит к беде. 3.«О трудолюбивых и ленивых». Цель: Учить детей относится бережно к тому, что создано трудом других людей. 4. «Наши добрые дела». Цель: Учить детей оценивать поступки людей. | 1. Беседа: «Рождество Христово»; по пословицам «Терпение труд всё перетрут», «Муравей невелик, а горы копает», «Ты труд другого уважай, сам насорил, сам убирай». 2.Музыкальнаядеятельность: Слушание песни: «Христос рождается», «Как положено друзьям всё мы делим пополам». 3.Игровая деятельность: д/игра «Стрекоза и муравей». 4.Работа с иллюстративным материалом. 5.Чтение художественных произведений: «Непослушный Мишутка», «Три златопёрые рыбки»; стихотворений: «Посидим в тишине». 6.Творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация согласно темам. |
Февраль | 1. «Добрые и недобрые творения в мире людей и в мире животных». Цель:Закрепить понятие доброта. 2. «Если нас обидели». Цель:Учить детей прощать обиды другому человеку, уметь сдерживать себя и уступать. 3. «Защитники Руси». Цель:Дать детям представление о православных войнах и героях. 4. «Как следует относиться к людям». Цель: Учить детей уважительно относиться друг к другу. | 1. Беседа: «Умеем ли мы прощать и мириться». 2.Музыкальная деятельность: Слушание песни: «Вместе весело шагать», «Улыбка», «Доброта». 3. Игровая деятельность: д/игры «Как лучше общаться с друзьями», «Дружная семья», «Кто построил добрый дом?». 4.Работа с иллюстративным материалом. 5.Чтение художественных произведений: «Три малыша», «Святой князь Александр Невский», стихотворений: «Обидное слово», «Обида». 6.Творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация согласно темам. |
Март | 1. «Скромность и гордость». Цель:Сформировать представление о качествах души: скромности и гордости. III раздел: Устроение отношений в нашей жизни. 2. «Моя мама». Цель:Учить относиться к родителям заботливо и с благодарностью. 3. «Правда и ложь». Цель:Раскрыть понятие добрых и злых поступков. 4. «Моя семья» Цель:Помочь детям понять, что значат родители для нас, как важно уважительно относиться к старшим. | 1.Беседа: «Можно ли скрыть нечестный поступок», «Какая твоя мама»; по пословицам «Шила в мешке не утаишь». 2. Музыкальная деятельность: «Колыбельная», «Мой дом». 3. Игровая деятельность: д/игры «Дочки – матери», «Ложь гора», «Что боится хитрая ложь», «Капустка». 4. Работа с иллюстративным материалом. 5.Чтение художественных произведений: «Лягушка и вол», «Мама»; стихотворений «Лгун». 6. Творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация согласно темам. |
Апрель | 1. «Что мы называем Родиной». Цель:Дать представление о Родине. 2. «Традиции праздника Пасхи». Цель:В общих чертах рассказать о смысле праздника. 3. «Православный храм». Цель:Познакомить детей с православным храмом. 4. «День Ангела». Цель:Раскрыть детям знание их имён. | 1. Беседа: «Чему радуются в праздник Пасхи». 2.Музыкальная деятельность: слушание песни: «Русь называют Святой», «Колокольный звон», песенка про ангелов. 3. Игровая деятельность: д/игры пазлы. 4.Работа с иллюстративным материалом. 5. Чтение художественных произведений: «Родина»; стихотворений: «Православный храм», «Церковь Божия», «Именины». 6.Творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация согласно темам. |
Май | 1. «Наши меньшие друзья птицы». Цель:Сформировать доброе отношение к птицам. 2. «Забота человека о домашних животных». Цель:Сформировать заботливое отношение к домашним питомцам. 3. «Как человеку следует относиться к животным, птицам, растениям». Цель:Учить детей относиться бережно к окружающему миру. 4. «Открытое путешествие в добрый мир». Цель:Воспитывать внимание к окружающим людям, желание порадовать их подарками. | 1. Беседа: по картине «Зёрнышки доброты», «Друзья», по пословицам «Чего себе не хочешь, того другу не желай». 2.Музыкальная деятельность: слушание песни: «Соловей», «Пропала собака». 3.Игровая деятельность: п/игра «Курочки летят», д/игры «Угадай цветок», «Назови животное». 4.Работа с иллюстративным материалом. 5.Чтение художественных произведений: «Добрый мальчик», «Растите колокольчики», «Голодная птичка», «Находка», «Стыдно перед соловушкой». 6.Творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация согласно темам. |
Организационный раздел.
3.1.Учебный план.
Педагог (руководитель кружка): Коровайкина Наталья Анатольевна
Категория воспитанников: дети подготовительной к школе группы.
Время проведения: вторник (1неделя) и среда(2неделя). Длительность 25-30мин.
Данная рабочая программа реализуется в форме кружковой работы.
Мониторинг: 2 раза в год (в начале и в конце учебного года).
Планирование составлено на основе:
программы Л.Л. Шевченко «Добрый мир»